Анализ научных подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятия

Анализ научных подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятия

Анализ научных подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия является одной из важнейших категорий рыночной экономики и характеризует возможность и эффективность адаптации предприятия к условиям конкурентной среды. Одним из главных элементов управления конкурентоспособностью является определение ее уровня. В связи с этим обоснование подходов к определению уровня конкурентоспособности с целью дальнейшей разработки системы управления конкурентоспособностью предприятий является актуальным. Проанализируем научные подходы к определению уровня конкурентоспособности предприятия.

Однако единого подхода к определению уровня конкурентоспособности предприятий еще не найдены.

Итак, целью статьи является разработка определения термина «уровень конкурентоспособности предприятия» в научных взглядах исследователей.

Конкурентоспособность предприятия имеет динамический характер и поэтому требует постоянной оценки ее уровня, мониторинга показателей, ее характеризующих и исследования источников ее формирования:

— Технико-экономических,
— Производственных,
— Реализационных,
— Маркетинговых,
— Профессионально-квалификационно-кадровых,
— Инновационно-инвестиционных,
— Организационно-экономических.

Конкурентоспособность предприятия это понятие относительное, поскольку на уровне определенного региона оно может иметь определенные преимущества, а в целом по стране оно может быть неконкурентоспособным. Так конкурентоспособность предприятия следует рассматривать как относительную способность, используя рыночные и ресурсные возможности, обеспечивать свою прибыльную деятельность, исходя из реальных и потенциальных возможностей удовлетворять постоянно растущие конкретные потребности потребителей по сравнению с предприятиями-конкурентами на определенном рынке.

412

Конкурентоспособность предприятия — это система категорий, элементами которой являются:

— Эффективность функционирования предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
— Ресурсно-стоимостный состояние предприятия, характеризующий эффективность использования ресурсов и оборотных средств за определенный промежуток времени;
— Эффективность реализации продукции с соответствующей рентабельностью продаж и конкурентоспособностью товара как соотношение цены и качества продукции;
— Эффективность использования всех видов ресурсов и эффективного функционирования и использования всех возможностей для обеспечения конкурентных преимуществ.

С. Хамич определяет конкурентоспособность предприятия как эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка; комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень предпочтения совокупности оценочных показателей его деятельности, определяют успех предприятия на определенном рынке за определенный промежуток времени, по отношению к совокупности показателей конкурентов.

Ю. Иванов, исследуя экономическую сущность категории конкурентоспособность, приходит к выводу, что чаще всего это понятие рассматривается как способность к эффективному использованию внутреннего потенциала предприятия, а внутренний потенциал — как основу содержания существующих и разработки новых конкурентных преимуществ с целью успешного ведения конкурентной борьбы на рынке. Автор определяет конкурентоспособность как самостоятельную системную категорию, которая отражает степень целей предприятия в его взаимодействии с окружением.

Читайте статью  Проблемы мотивации персонала на предприятиях зообизнеса

411

Существующие подходы к определению понятия конкурентоспособности предприятия позволяют охарактеризовать основные ее черты:

— Конкурентоспособность предприятия является относительной сравнительной характеристикой, которая проявляется только через сравнение характеристик экономического субъекта с характеристиками других субъектов данного рынка;

— Существует тесная взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции, поскольку конкурентоспособность предприятия в значительной степени определяется конкурентоспособностью отдельных видов выпускаемой продукции;

— Конкурентоспособность предприятия характеризует его способность получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, проводить эффективную текущую маркетинговую политику, организовывать производство, результаты которого будут соответствовать этим ожиданиям, способность находить и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства, создавать и содержать долговременные технологические преимущества над другими членами отраслевого сообщества;

— Конкурентоспособность предприятия является оценочной категорией, которая позволяет охарактеризовать состояние функционирования и оценить уровень развития предприятия по сравнению с уровнем развития конкурентов конкурентоспособность предприятия характеризует положение субъекта в конкурентном поле в координатах времени как результат его конкурентной деятельности, т.е. является динамической величиной, которая постоянно меняется под влиянием внутренних и внешних факторов;

— Достижение конкурентоспособности в определенный момент времени и определенном сегменте рынка не означает ее достижения в дальнейшем (или прошлом) и в другом рыночном сегменте.

403

Определение уровня конкурентоспособности выступает одним из необходимых этапов процесса формирования конкурентной стратегии предприятия, является предпосылкой разработки оптимальных конкурентных стратегий и минимизации рисков в рыночной деятельности предприятия.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия должен включать несколько этапов, начиная с определения целей и структуры оценки, определения факторов влияния и круга предприятий-конкурентов, формирование единичных показателей и заканчивая определением групповых показателей на основе которых устанавливаются конкурентные преимущества и избираются меры для повышения конкурентоспособности предприятия.

С помощью показателя конкурентоспособности определяются конкурентные преимущества по уровню удовлетворения потребностей потребителя по сравнению с другими предприятиями, которые выпускают аналогичную продукцию.

Учеными выделяются четыре уровня конкурентоспособности предприятия:

1 уровень — организация товародвижения на уровне первой рыночной ниши;
2 уровень — соответствие продукции стандартам, установленным конкурентами;
3 уровень — успех в конкурентной борьбе за производство, качество продукции;
4 уровень — предприятия мирового класса, которые бросают вызов любым конкурентам и работают в любом аспекте производства.

Читайте статью  Причины вероятности банкротства предприятий и методики прогнозирования

Процесс оценки конкурентоспособности можно разделить на отдельные шаги. Так, И. Синишин считает, что оценка конкурентоспособности товаров делится на следующие этапы, как:

— Анализ рынка на выбор наиболее конкурентоспособного товара как образца, базы для проведения и определения уровней конкурентоспособности определенного товара;
— Определение набора сравнительных параметров товаров;
— Расчет интегрального показателя конкурентоспособности данного товара.

402

И. Тарасенко и В. Рожок разработали методику, которая предусматривает такие шаги при проведении анализа и оценке конкурентоспособности:

— Установление соответствия продукции требованиям стандартов;
— Обоснование набора показателей для оценки конкурентоспособности продукции;
— Выбор эталона для сравнения;
— Сравнение качественных, экономических и маркетинговых показателей продукции предприятия с показателями эталона продукции;
— Анализ возможностей предприятия по улучшению этих показателей;
— Расчет интегрального уровня конкурентоспособности продукции предприятия;
— Анализ конкурентных преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами.

Л. Балабановой разработан наиболее детальный алгоритм оценки конкурентоспособности продукции (услуг) на основе комплексного метода, предусматривающего:

— Проведение опытно-информационной работы;
— Формирование требований к определенной продукции (услуг);
— Определение целей проведения анализа конкурентоспособности продукции (услуг);
— Определение перечня параметров, подлежащих оценке;
— Выбор образца сравнения;
— Определение системы показателей конкурентоспособности по согласованным параметрам;
— Расчет комплексного показателя конкурентоспособности;
— Формирование выводов о конкурентных преимуществах продукции (услуг).

419

Учитывая постоянные изменения внешней среды и периодические внутренней среды, измерить конкурентоспособность предприятия раз и навсегда практически невозможно. Основными проблемами, несмотря на применение, как уже указывалось, системного подхода, при оценке уровня конкурентоспособности является динамизм данного показателя, интегральность оценки, комплексность, сочетание качественных и количественных показателей в единую метрическую систему оценки.

В современных рыночных условиях конкурентная борьба фактически превращается в борьбу стратегий практически на всех уровнях, а стратегическая компонента, по сути, является ведущей характеристикой конкурентоспособности. В свою очередь, правильная трактовка понятия конкурентоспособности является ключом к разработке эффективных методов оценки уровня конкурентоспособности и адекватных стратегий управления. В то же время конкурентоспособность как экономическая категория является также и одним из наиболее дискуссионных вопросов теории конкуренции определяется сложностью экономических явлений, которые характеризует эта категория, разнообразием объектов и субъектов оценки конкурентоспособности, а также критерии, определяющие уровень конкурентоспособности каждого из них.

Похожее ...

Добавить комментарий