Анализ научных подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятия

Анализ научных подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятия

Анализ научных подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия является одной из важнейших категорий рыночной экономики и характеризует возможность и эффективность адаптации предприятия к условиям конкурентной среды. Одним из главных элементов управления конкурентоспособностью является определение ее уровня. В связи с этим обоснование подходов к определению уровня конкурентоспособности с целью дальнейшей разработки системы управления конкурентоспособностью предприятий является актуальным. Проанализируем научные подходы к определению уровня конкурентоспособности предприятия.

Однако единого подхода к определению уровня конкурентоспособности предприятий еще не найдены.

Итак, целью статьи является разработка определения термина «уровень конкурентоспособности предприятия» в научных взглядах исследователей.

Конкурентоспособность предприятия имеет динамический характер и поэтому требует постоянной оценки ее уровня, мониторинга показателей, ее характеризующих и исследования источников ее формирования:

— Технико-экономических,
— Производственных,
— Реализационных,
— Маркетинговых,
— Профессионально-квалификационно-кадровых,
— Инновационно-инвестиционных,
— Организационно-экономических.

Конкурентоспособность предприятия это понятие относительное, поскольку на уровне определенного региона оно может иметь определенные преимущества, а в целом по стране оно может быть неконкурентоспособным. Так конкурентоспособность предприятия следует рассматривать как относительную способность, используя рыночные и ресурсные возможности, обеспечивать свою прибыльную деятельность, исходя из реальных и потенциальных возможностей удовлетворять постоянно растущие конкретные потребности потребителей по сравнению с предприятиями-конкурентами на определенном рынке.

412

Конкурентоспособность предприятия — это система категорий, элементами которой являются:

— Эффективность функционирования предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
— Ресурсно-стоимостный состояние предприятия, характеризующий эффективность использования ресурсов и оборотных средств за определенный промежуток времени;
— Эффективность реализации продукции с соответствующей рентабельностью продаж и конкурентоспособностью товара как соотношение цены и качества продукции;
— Эффективность использования всех видов ресурсов и эффективного функционирования и использования всех возможностей для обеспечения конкурентных преимуществ.

С. Хамич определяет конкурентоспособность предприятия как эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка; комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень предпочтения совокупности оценочных показателей его деятельности, определяют успех предприятия на определенном рынке за определенный промежуток времени, по отношению к совокупности показателей конкурентов.

Ю. Иванов, исследуя экономическую сущность категории конкурентоспособность, приходит к выводу, что чаще всего это понятие рассматривается как способность к эффективному использованию внутреннего потенциала предприятия, а внутренний потенциал — как основу содержания существующих и разработки новых конкурентных преимуществ с целью успешного ведения конкурентной борьбы на рынке. Автор определяет конкурентоспособность как самостоятельную системную категорию, которая отражает степень целей предприятия в его взаимодействии с окружением.

Читайте статью  Анализ эффективности промо акций

411

Существующие подходы к определению понятия конкурентоспособности предприятия позволяют охарактеризовать основные ее черты:

— Конкурентоспособность предприятия является относительной сравнительной характеристикой, которая проявляется только через сравнение характеристик экономического субъекта с характеристиками других субъектов данного рынка;

— Существует тесная взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции, поскольку конкурентоспособность предприятия в значительной степени определяется конкурентоспособностью отдельных видов выпускаемой продукции;

— Конкурентоспособность предприятия характеризует его способность получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, проводить эффективную текущую маркетинговую политику, организовывать производство, результаты которого будут соответствовать этим ожиданиям, способность находить и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства, создавать и содержать долговременные технологические преимущества над другими членами отраслевого сообщества;

— Конкурентоспособность предприятия является оценочной категорией, которая позволяет охарактеризовать состояние функционирования и оценить уровень развития предприятия по сравнению с уровнем развития конкурентов конкурентоспособность предприятия характеризует положение субъекта в конкурентном поле в координатах времени как результат его конкурентной деятельности, т.е. является динамической величиной, которая постоянно меняется под влиянием внутренних и внешних факторов;

— Достижение конкурентоспособности в определенный момент времени и определенном сегменте рынка не означает ее достижения в дальнейшем (или прошлом) и в другом рыночном сегменте.

403

Определение уровня конкурентоспособности выступает одним из необходимых этапов процесса формирования конкурентной стратегии предприятия, является предпосылкой разработки оптимальных конкурентных стратегий и минимизации рисков в рыночной деятельности предприятия.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия должен включать несколько этапов, начиная с определения целей и структуры оценки, определения факторов влияния и круга предприятий-конкурентов, формирование единичных показателей и заканчивая определением групповых показателей на основе которых устанавливаются конкурентные преимущества и избираются меры для повышения конкурентоспособности предприятия.

С помощью показателя конкурентоспособности определяются конкурентные преимущества по уровню удовлетворения потребностей потребителя по сравнению с другими предприятиями, которые выпускают аналогичную продукцию.

Учеными выделяются четыре уровня конкурентоспособности предприятия:

1 уровень — организация товародвижения на уровне первой рыночной ниши;
2 уровень — соответствие продукции стандартам, установленным конкурентами;
3 уровень — успех в конкурентной борьбе за производство, качество продукции;
4 уровень — предприятия мирового класса, которые бросают вызов любым конкурентам и работают в любом аспекте производства.

Читайте статью  Приемы внутреннего контроля для швейного предприятия зообизнеса

Процесс оценки конкурентоспособности можно разделить на отдельные шаги. Так, И. Синишин считает, что оценка конкурентоспособности товаров делится на следующие этапы, как:

— Анализ рынка на выбор наиболее конкурентоспособного товара как образца, базы для проведения и определения уровней конкурентоспособности определенного товара;
— Определение набора сравнительных параметров товаров;
— Расчет интегрального показателя конкурентоспособности данного товара.

402

И. Тарасенко и В. Рожок разработали методику, которая предусматривает такие шаги при проведении анализа и оценке конкурентоспособности:

— Установление соответствия продукции требованиям стандартов;
— Обоснование набора показателей для оценки конкурентоспособности продукции;
— Выбор эталона для сравнения;
— Сравнение качественных, экономических и маркетинговых показателей продукции предприятия с показателями эталона продукции;
— Анализ возможностей предприятия по улучшению этих показателей;
— Расчет интегрального уровня конкурентоспособности продукции предприятия;
— Анализ конкурентных преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами.

Л. Балабановой разработан наиболее детальный алгоритм оценки конкурентоспособности продукции (услуг) на основе комплексного метода, предусматривающего:

— Проведение опытно-информационной работы;
— Формирование требований к определенной продукции (услуг);
— Определение целей проведения анализа конкурентоспособности продукции (услуг);
— Определение перечня параметров, подлежащих оценке;
— Выбор образца сравнения;
— Определение системы показателей конкурентоспособности по согласованным параметрам;
— Расчет комплексного показателя конкурентоспособности;
— Формирование выводов о конкурентных преимуществах продукции (услуг).

419

Учитывая постоянные изменения внешней среды и периодические внутренней среды, измерить конкурентоспособность предприятия раз и навсегда практически невозможно. Основными проблемами, несмотря на применение, как уже указывалось, системного подхода, при оценке уровня конкурентоспособности является динамизм данного показателя, интегральность оценки, комплексность, сочетание качественных и количественных показателей в единую метрическую систему оценки.

В современных рыночных условиях конкурентная борьба фактически превращается в борьбу стратегий практически на всех уровнях, а стратегическая компонента, по сути, является ведущей характеристикой конкурентоспособности. В свою очередь, правильная трактовка понятия конкурентоспособности является ключом к разработке эффективных методов оценки уровня конкурентоспособности и адекватных стратегий управления. В то же время конкурентоспособность как экономическая категория является также и одним из наиболее дискуссионных вопросов теории конкуренции определяется сложностью экономических явлений, которые характеризует эта категория, разнообразием объектов и субъектов оценки конкурентоспособности, а также критерии, определяющие уровень конкурентоспособности каждого из них.

Похожее ...

Добавить комментарий