Виды мерчандайзинга в зообизнесе: сущность и классификация признаков

Виды мерчандайзинга в зообизнесе: сущность и классификация признаков

Виды мерчандайзинга в зообизнесе: сущность и классификация признаков

В статье определена сущность основных видов мерчандайзинга, которые сортируются и объединены в систематике на основе выделения классификационных признаков мерчандайзинга с целью расширения теоретико-практических основ мерчандайзинговой деятельности предприятий розничной торговли.

Развитие и рост большого количества розничных сетей на украинском рынке заставляет многие предприятия уделять повышенное внимание продажам товаров конечным потребителям в торговых точках. С целью привлечения внимания требовательных покупателей возникают новые направления в маркетинге, используемых ритейлорами: нейромаркетинг, визуальные коммуникации, аромамаркетинг, звуковое оформление, то есть инструменты мерчандайзинга.

Мерчандайзинг как искусство представления товаров в торговой точке использует визуальные компоненты, коммуникационные подходы, категорийного управления ассортиментом и тому подобное. Это дает возможность создать классификацию признаков мерчандайзинга и систематизировать его виды, таким образом подчеркивая важность мерчандайзинговой деятельности и формируя теоретические основы для становления мерчандайзинга как науки.

На основе теоретических исследований научных трудов установлено, что проблема классификации видов мерчандайзинга изучена недостаточно. Отсутствуют четкие классификационные признаки мерчандайзинга и полностью не изучены некоторые его виды.

Целью исследования является научное изучение сущности основных видов мерчандайзинга и их объединения в общую систематизированную классификацию

В целях работы определены и решены задачи: на основе исследования содержания основных видов мерчандайзинга разработан классификационную схему видов мерчандайзинга через выделение классификационных признаков, что дает возможность усовершенствовать теорию мерчандайзинга и повысить эффективность менеджмента розничной торговой точки.

1115

Мерчендайзинг сегодня является важным инструментом формирования атмосферы торговой точки и влияния на сознание людей. В литературе, посвященной, этой тематике, выделяют несколько видов мерчандайзинга с целью выделения их характерных признаков и особенностей, а также акцентирование внимания на тех инструментах, которые обеспечивают стратегическое воплощение признаков того или иного вида мерчандайзинга. Больше всего внимания среди ученых и практиков уделяется визуальному и коммуникационном мерчандайзинга / Н.Ю. Гузелевич акцентирует внимание на «черном» мерчандайзинга как сознательное манипулирование чужой продукцией (как правило, продукцией конкурентов) в точке розничной торговли. Специалисты в области мерчандайзинга также выделяют эксклюзивный и визитный. Большое разнообразие понятий подтолкнуло к созданию и систематизации видов мерчандайзинга в зависимости от классификационных признаков.

С точки зрения работы мерчандайзера выделяют следующие виды мерчандайзинга: эксклюзивный и совместимый

Эксклюзивный мерчандайзинг — вид мерчандайзинга, что предполагает работу мерчандайзера исключительно с торговой маркой одного производителя. Этот вид эффективен в случае большого количества SKU (Stock Keeping Unit) — ассортиментных позиций и оборачиваемости ассортимента. Речь идет о работе с брендовыми товарами.

Совместимый (комплексный) — вид мерчандайзинга, что предполагает работу мерчандайзера с продукцией нескольких производителей и несколько мы торговыми марками. Такой подход значительно сокращает расходы.

В зависимости от подхода представления товара: традиционный и категорийный. Традиционный мерчандайзинг — использование основных принципов представления товара, которые разрабатывались и применялись в розничной торговле на Западе. Следует отметить, что все методы и технологии адаптируются под украинские реалии, под менталитет украинского потребителя.

Практика показывает, что традиционные подходы по представлению товаров в розничной сети начали себя исчерпывать и отходить все дальше от своей основной цели: представление товара таким образом, чтобы заинтересовать покупателя и стимулировать его к совершению покупки. В связи с этим специалисты в области мерчандайзинга начали искать новые подходы и успешные мерчандайзинговые технологии. Так, не что-давно появился новый вид мерчандайзинга — категорийный.

  Для увеличения продаж в зоомагазине удовлетворите потребности своих потребителей

1114

Появление категорийного мерчандайзинга связана с внедрением централизованного управления ассортиментом торговой точки

Категорийный менеджмент на практике оказался достаточно эффективным. Управление товарной категорией предусматривает использование технологий категорийного мерчандайзинга: зонирование торговой площади, изложения и оформления товаров в зависимости от ротации товарных позиций в ассортиментной матрицы.

Такой подход помогает покупателю найти нужный товар. Понимание покупателем места нахождения товара становится возможным благодаря логике изложения и оформления, устойчивости ассортимента, налаженности работы поставщиков и своевременности заказ и выкладки товара. Таким образом, категорийный мерчандайзинг — это система управления представлением ассортимента в магазине, предполагает работу мерчандайзера над одной категорией товара в одной торговой точке в течение всего рабочего дня.

В зависимости от времени пребывания мерчандайзера в торговой точке: стационарный и визитный (мобильный)

Стационарный мерчандайзинг — вид мерчандайзинга, который предусматривает работу мерчандайзера в одной торговой точке, как правило, в формате Гипермаркет и Cash & Carry, в течение всего рабочего дня.

Визитный (мобильный) — вид мерчандайзинга, предусматривающий обслуживание мерчандайзером нескольких торговых точек в день при составлении оптимального маршрута, учитывая удаленность торговых точек друг от друга, объем работы в каждой торговой точке и их формат.

В зависимости от восприятия потребителем товара, магазина и его сотрудников: визуальный и коммуникационный. Визуальный мерчандайзинг — привлечение внимания потребителей за счет внешнего оформления и особую атмосферу. Визуальный мерчандайзинг включает в себя: выбор места торговой точки; оформления наружных вывесок; оформление витрин магазина; внутренняя компоновка магазина; дизайн интерьеров помещений; расположение выставленных товаров; упаковки, маркировки то¬варив; оформления ценников.

1110

К коммуникационному мерчандайзинга относят умение представителей торговой марки, товары, общаться, налаживать контакты как с покупателями, так и с сотрудниками торговых точек. Важным моментом в коммуникационном мерчандайзинга является стремление к высокому уровню обслуживания покупателей с целью побуждения их к повторной покупки. В коммуникационном мерчандайзинга крупных компаний часто используется PR.

В зависимости от внедрения мерчандайзинговых технологий в течение определенного промежутка времени: постоянный и сезонный

Постоянный мерчандайзинг — вид мерчандайзинга, направленный на реализацию запланированных мерчандайзинговых мероприятий в течение длительного времени, независимо от времени года.

Сезонный мерчандайзинг — это комплекс мероприятий по планированию и продвижения торгового ассортимента на основе взаимосвязанных продаж товаров повышенного спроса в каждое время года. В мерчандайзинга принято выделять следующие четыре сезона: «весенний» время (апрель, май, июнь); «Летнее» время (июль, август, сентябрь); «Осеннее время (октябрь-тень, ноябрь, декабрь); «Зимнее» время (январь, февраль, март).

В зависимости от формы выкладки товара: произвольный и перекрестный

Произвольный мерчандайзинг — выкладки продукции различными способами, не предусматривает совместного размещения товаров, которые дополняют друг друга. Такой подход себя исчерпывает, и на смену ему в категорийный менеджмент появился перекрестный мерчандайзинг.

Перекрестный мерчандайзинг — выкладки продукции, предусматривающий совместное размещение тех товаров, которые взаимодополняют друг друга и, чаще всего, приобретаются вместе. Например, это шампунь для животных и средства по уходу за шерстью.

В зависимости от сходства выкладки товаров в магазинах индивидуальный и сетевой

Индивидуальный мерчандайзинг — вид мерчандайзинга, что предполагает особое выкладки товаров в каждом из магазинов, обслуживается мерчандайзером.

  Особенности развития рынка франчайзинга

Сетевой мерчандайзинг — один из видов мерчандайзинга, что предполагает соблюдение ассортиментной политики в каждой точке продаж розничной сети и осуществлять выкладку товара в соответствии с утвержденной планограм.

1107

Зависимости от сферы деятельности: фармацевтический, ресторанный, кондитерский и тому подобное

Нужно понимать, что есть определенные правила выкладки товара в витринах аптеки, кафе-кондитерской, ресторана, ведь все товары являются различными по составу, сроком хранения, свойствами и тому подобное.

Зависимости от способа воздействия на потребителя: реальный и виртуальный

Реальный мерчандайзинг — вид мерчандайзинга, что предполагает использование мерчандайзинговых технологий в традиционной розничной сети.

Виртуальный (электронный) мерчандайзинг — это совокупность технологий презентации и продажи товаров в Интернете.

Доказано, что в комплекс электронного мерчандайзинга входят элементы вебмосферы, которые можно разделить на несколько категорий:

— Визуальный ряд (текст, графика, фотографии, дизайн, цветовая гамма, видео, трехмерные изображения, масштабирование изображений);
— Звук (музыка, щелчок при нажатии кнопок на сайте и другие звуковые эффекты);
— Запах (образцы духов и другой парфюмерии);
— Удобство в использовании (интерактивные средства взаимодействия с пользователем, удобство и легкость навигации, «покупка в три нажатия», кнопки управления видео и звуком, быстрая загрузка файлов, аватары и т.п.);
— Персонализация и индивидуализация веб-страниц, продуктов и услуг.

В зависимости от правомерности: «чистый» и «черный». «Чистый» мерчандайзинг предусматривает применение мерчандайзинговых технологий, не противоречащие законам и этическим нормам ведения бизнеса.

1106

«Черный» мерчандайзинг — незаконные приемы, которые используются в торговых точках, которые вредят продвижению конкурентных товаров

Выделяют полузаконные методы мерчандайзинга:

— временное расширение выкладки продукции с помощью мнимой проверки начальства;
— увеличение площади выкладки продукции за счет прижатия соседней продукции;
— заполнения чужих стоек, холодильников; подстановка продукции в чужую выкладку (дублирование собственной выкладки);
— смешивания выкладки конкурентов;
— предотвращения «фейсинг» продукции;
— смешивания ценников и тому подобное.

К незаконным методам относят: подстановка единицы продукции «несовместимой» категории в выкладку конкурента, кража и замена ценников и тому подобное

Именно поэтому торговые точки должны прикладывать максимум усилий, чтобы минимизировать действия так называемых «черных» мерчандайзеров путем введения санкций против людей усиления активности службы безопасности в розничной сети.

1105

В зависимости от дизайнерского решения: деревянный (размещение товара в винном бутике не в полках, а прямо на деревянных ящиках. Именно такого эффекта добивались владельцы винного магазина Albert Reichmuth открывшемся недавно в Цюрихе (Швейцария). На удивление посетителей здесь все сделано из деревянных ящиков, в которых традиционно доставляется вино), подвесной (размещение светильников в магазине) и др.

В зависимости от места применения: местный (локальный), региональный, национальный и международный. При выкладке товара на полках оформлении витрины обязательно нужно учитывать культуру и национальные традиции тех людей, которые являются потенциальными клиентами розничной точки.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что есть много видов мерчандайзинга, которые можно объединить в единую систему в зависимости от классификационных
признаков, расширяя при этом теоретические основы мерчандайзинга. Правильная трактовка понятий помогает четко различать маркетинговые инструменты, которые необходимо использовать при различных видах мерчандайзинга, выделять преимущества и недостатки, а специалистам в области розничной торговли более эффективно управлять технологиями мерчандайзинга в торговой точке.

Похожее ...

Добавить комментарий