Визуальный мерчандайзинг (витринистика зоомагазина)

Визуальный мерчандайзинг (витринистика зоомагазина)

Визуальный мерчандайзинг (витринистика зоомагазина)

Автор рассматривает витринистику как составляющую визуального мерчендайзинга и одну из форма репрезентаций модного костюма для животных, приводит примеры и приемы оформления витрин. В современных условиях они концептуализируются, максимально приближаясь к инсталляции арт объектов, становятся PR-ходами зоомагазина или отдельного бренда. Дизайн витрин обостряет проблему их функционирования как визуального мерчендайзинга в условиях городской среды, которая мало исследована.

Витрина — это лицо зоомагазина, которое привлекает и запоминается как положительный эмоциональный отклик у потенциального потребителя

Ее еще называют «окном в мир» — иллюзорный мир привлекательных модных вещей, сказочной жизни и иллюзии роскоши. «Окно» извне внутрь, по которому скрытая сказка. В этой сказки есть свои законы, по которым она создается и функционирует, выполняя совершенно реальная задача — рекламирование и продажу зоотоваров. Как оказалось, у сказки и свои авторы и история, которой уже более ста лет.

С точки зрения психологии, намерение зайти в зоомагазин у человека возникает спонтанно на основании образа зоомагазина, возникает в воображении благодаря оформлению витрины. Как написал Роберт Колборн, более чем у 60% женщин желание купить ту или иную вещь возникает тогда, когда они видят ее в витрине. А с созданием технологий производства большого стекла и появлением универсальных зоомагазинов, витринистика начала оформляться в отдельную дисциплину на стыке психологии, колористики, маркетинга и дизайна.

viveska_zoomagazina_027

В общем, придавать особое значение красиво украшенным витринам начали французы еще в XIX в. Первый в истории универмаг «Бон Марше» в Париже был открыт в 1852 Астрид Бусико, который мечтал об огромном город-магазине, в котором можно делать закупки прогуливаясь, развлекаясь и отдыхая. Американцы сумели превратить оформления витрин в искусство и прибыльный бизнес. Одним из первых профессионально подошел к оформлению витрин американец Гордон Селфридж — талантливый менеджер, которому удалось не только пройти все карьерный путь от обычного продавца до директора огромного универмага, но и создать собственный уникальный во многих отношениях универсальный магазин. В 1909 г.. Г. Селфридж открыл в Лондоне универмаг, который до сих пор остается стандартом визуального мерчендайзину мирового уровня.

Бизнесмен тщательно продумывал дизайн собственного магазина и, в частности, первым воплотил революционную для того времени идею — подсвечивать витрины ночью

Он использовал любую возможность вызвать ажиотаж вокруг своего бизнеса. Известная история с самолетом, на котором Луи Блерио впервые совершил перелет через Ла-Манш (в 1909 г..), который Селфридж уже утром следующего дня выставил в витрине своего магазина. Большинство британцев впервые в жизни увидели телевизор также в его витринах. Так возникли «неписаные законы жанра»: демонстрировать все новое и демонстрировать первым, используя для этого время приема эпатажа.

Интересным был опыт оформления витрин и рекламных вывесок в Царской России, описанный в одной из глав книги «Время и вещи» Я.Н. Ривоша. Декоративного оформления витрин, в его современном понимании, в то время не существовало. Витрины использовались для демонстрации «товара лицом» в прямом смысле: чем больше вещей представлены в витрине, тем она богаче. Ассортимент товара должен быть больше, чем у конкурентов. Но существовали и различные рекламные правила. Например, в текстильных магазинах выставлялись цветные литографии с изображением моделей мужской и женской одежды. Эти картинки менялись в витринах с изменением моды или соответственно сезону. Сейчас баннер moodboard или trendboard — неотъемлемая составляющая многих витрин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Влияние мерчандайзинга на продажи в зоомагазине

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В витринах обувных магазинов, обычно в центре, выставлялся огромный ботинок, украшенный медалями и золотыми гербами — привлекательный муляж модного фасона

Этот прием еще применяется витринистамы и называется «гипербола». Магазины готовой одежды размещали в витринах мужские и женские манекены, которые имели очень натуралистический вид, «настоящее» волосы, усы и бороды. Существовали как манекены «в рост», так и пивманекены — голова с торсом на обычной подставке. Их использовали парикмахеры для демонстрации фасонов причесок, а шляпники — для показа новых моделей шляпок и украшений. Оригинально рекламировалась в витринах парикмахерских такая услуга как маникюр: на бархатной или атласной подушке излагалась рука с неправдоподобно тонкими пальцами.

Приведенные примеры свидетельствуют, прежде всего, о развитии маркетинга как такового. Одним из его инструментов, напрямую связанным с оформлением самих зоомагазинов и непосредственным общением с покупателями, давно является мерчендайзинг, скрытое воздействие которого основывается на психологических особенностях человека и действует через его подсознание. Правила мерчендайзинга сводятся к трем законам: фото, расположение, представление.

В модной индустрии — это уникальный маркетинговый инструмент, который реализует требования к рекламе товаров различного масштаба производителей для различных социальных групп в жестких условиях конкуренции в современном глобализированном мире. Его понимание на Западе включает все формы деятельности компаний, связанные с товаром в торговой точке, весь комплекс приемов, направленных на увеличение объемов продаж.

Он включает:

— выбор местонахождение торговой точки;
— товарный мерчендайзинг (поставки, расчет товара, запасы ассортиментных групп, расположения товаров по ценовым категориям);
— визуальный мерчендайзинг (стратегии представления и непосредственного выкладки товаров, планирования торгового зала, ее оборудования, интерьер, размещение рекламных материалов, вывеска и витрина).

viveska_zoomagazina_045

Витринистика является узкой специализацией визуального мерчандайзинга, направленной на создание образа зоомагазина

Итак, важнейшей частью мерчендайзинга зоомагазина является визуальный мерчендайзинг и все, что с ним связано. Витринистика — это прикладная дисциплина, систематизирует знания о том, как создавать витрины, которые «продают». Это визитная карточка любой зоомагазина, а ее основная функция — оформление витрин. Ее задача — привлечь потребителя в зоомагазин путем донесения «месседжа» — слова, фразы, идеи. В этом и заключается наррация. Благодаря указанному процесса витрины зоомагазинов превращаются в подиумы стиля. Манекены животных, элегантно маячат в витринах, уступают место огромным изображениям известных моделей, а продуманное освещение придает им зрелищности и театральности.

У специалистов существует общепринятая классификация вариантов оформления витрин, которая разделяет их на три типа: открытый, закрытый и открыто — закрытый. Витрины также разделяют на товарные, сюжетные и товарно — сюжетные. Сюжетные витрины акцентируют внимание не на зоотоварах, а на продуманном дизайнером сюжете. В них стилизованные сценки содержат элементы декора, которые выстраиваются в один сюжет с участием «героя». Подобные витрины могут быть связаны с ассортиментом зоомагазина лишь на ассоциативном уровне, когда витрина играет роль скорее не рекламы товара, а рекламы бренда и идеологии зоомагазина. Признанным мэтром сюжетных витрин был Сальвадор Дали, который в свое время работал над витринами магазинов Chanel и Hermes.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Методические подходы к управлению призводительностью труда в розничной торговле

Сложные по конструкции, его работы доказывали, что композиция — это основа оформления витрин

Сейчас более популярны минималистичные витрины, в которых на фоне плаката или однотонного полотна размешивается одна вещь или один манекен животного. Эффектными считаются подвижные конструкции в витринах, игра света, интерактивность.

Стиль оформления витрины в значительной степени продиктован архитектурными особенностями строения и улицы, поскольку витрина должна органично вписывалась в городскую среду. Витрины уже давно перестали быть обычной демонстрацией зоотоваров. Сейчас центральные улицы крупных мегаполисов буквально усыпаны настоящими инсталляциями и арт-объектами, которые светятся за стеклом витрин универмагов. С яркой приманки витрины превратились в искусство, в отдельную профессию и даже в науку.

viveska_zoomagazina_055

Значимость «обертки» магазина чрезвычайно высока — это факт, который сегодня никто не ставит под сомнение. Однако, не следует забывать о тонкой грани, которая разделяет рекламную функцию витрины и чистое искусство. Креативные витрины никогда не останавливаются в своем развитии как синтез искусства, моды и маркетинга, которая направлена на то, чтобы удивлять и привлекать. Именно эти витрины служат идентификации бренда. Благодаря этому витрины ведущих брендов все больше уподобляются художественным инсталляциям и фантастическим сценам из фильмов. С другой стороны большое количество брендов тянется к простоте, которая кроется в концептуальности и минимализме.

Сама же витринистика уже давно стала неким ответвлением дизайна

Витринистика как прикладное знание, техника, связанная с презентацией товаров в зоомагазине, изучает маркетинговые обоснования организации витрин как инструмента продвижения товаров. Визуальный мерчендайзинг основывается на концепции — message — уведомлении-нарратив, которое дизайнер пытается выразить художественными средствами. Это не только вид искусства, но и вид коммерческого стимулирования, которое учитывает множество аспектов привлечения потребителей: форму, колористику, эмоциональный посыл, художественный стиль.

В целом, витринистика развивается в том же направлении, что и современная мода, в частности: минимизация расходов, максимальный визуальный эффект, концептуализация, метафоричность. Благодаря чему витрина может быть внешней рекламой, но подходит и под определение «часть информационного оформления зоомагазина».

Потребность в креативных витринах растет, поскольку конкуренция усиливается, соответственно, потребитель пресыщается. Инсталляции в витринах имеют доминирующее эффект, их основная миссия — формирование самостоятельного информационного повода, который работает на имя магазина лучше любой рекламы. Таким образом, маркетинг перерастает в PR, направляя работу на привлечение покупателей уже в другую плоскость. Аспект взаимодействия витрин — элементов городской среды, — с улицами, остается исследованным.

 

Похожее ...

Добавить комментарий