Внедрение категорийного менеджмента как основы повышения продаж в зоосети

Внедрение категорийного менеджмента как основы повышения продаж в зоосети

Внедрение категорийного менеджмента как основы повышения продаж в зоосети

Целью статьи является определение особенностей категорийного менеджмента и его влияния на эффективность розничной торговой зоосети. На основании проведенного исследования проанализирована динамика объемов оборота розничной торговли в регионах страны; уточнено понятие категорийного менеджмента; определена роль категорийного менеджмента в повышении эффективности управления розничными торговыми сетями.

Уточнено понятие категорийного менеджмента, усовершенствована структурно — функциональную схему создания категории товара.

Полученные результаты направлены на повышение эффективности функционирования предприятий розничной торговой зоосети за счет внедрения категорийного менеджмента в ассортиментную политику.

Розничные торговые зоосети — это сложная система, в которой осуществляется обращение большого количества зоотоваров, с различными потребительскими свойствами

Используются сложные торгово — технологические схемы реализации, заключаются хозяйственные связи с поставщиками товаров и услуг, связанных со сбытом продукции.

Для повышения эффективности розничных торговых сетей и получения лучших результатов деятельности необходимо проводить исследования, связанные с совершенствованием ассортимента и более эффективным управлением в будущем.

0051158

Целью статьи является определение особенностей категорийного менеджмента и его влияния на эффективность розничной торговой сети

Почти все товары, которые обеспечивают основные потребности потребителей, покупатели получают через розничные торговые сети, функционирующие на территории страны. Надо отметить, что торговая система постоянно пополняется операторами, с выходом на рынок внедряют новые методы привлечения потребителя.

Для успешного управления ассортиментом следует сформировать количественные цели (бизнес-показатели), определить общую стратегию достижения целей, скорректировать концепцию и позиционирование зоомагазина, выработать политику относительно ассортимента.

Ассортиментная политика является частью общей стратегии компании.

Для успешного управления ассортиментной политикой торговой зоосети специалистам нужно:

— Иметь представление о стратегических планах зоосети, прежде всего в области ассортимента;
— Владеть методами осуществления ассортиментной политики в отношении товарных категорий, за которые менеджер несет ответственность;
— Хорошо знать покупателя и особенности зоомагазинов;
— Обладать комплексным взглядом на зоотовар и условия его продажи;
— Уметь строить долгосрочные отношения с поставщиками.

0051161

Основные принципы категорийного менеджмента:

— Ориентирование всей деятельности предприятия на удовлетворение потребностей целевого потребителя;
— Выделение товарных категорий в структуре ассортимента, которые сформированы на основе предварительного анализа потребностей целевого потребителя;
— Отношение к каждой товарной категории как к отдельному самостоятельного бизнеса;
— Самостоятельность принятия решений менеджером, который несет ответственность за конечный результат управления товарной категорией;
— Постоянная оптимизация товарной категории в соответствии с изменениями потребностей целевого потребителя;
— Конечная цель категорийного менеджмента — создание уникальной потребительской ценности каждой товарной категории как уникального микса из товарных групп и брендов, которые полностью удовлетворяют потребности целевой потребительской аудитории.

  Страсти вокруг сухого корма

Учитывая активное развитие розничной торговли, сейчас больше внимания уделяется ассортиментной политике розничных торговых зоосетей. Одной из современных новаторских методик управления ассортиментом является категорийный менеджмент.

Категорийный менеджмент предполагает объединение отдела закупок и отдела продаж в единый экономико — логистическую цепочку, где четко разделена ответственность показателей коммерческого процесса на всех его этапах. То есть не просто закупать и продавать, а разделить основную товарную массу на категории и подходить к каждой категории как к отдельному бизнесу (стратегической бизнес — единицы) и оптимизировать товародвижения на всех этапах торговой деятельности для того, чтобы продукция была максимально востребована конечным потребителем.

Сущности категорийного менеджмента — это формирование категорий из родственных товаров, имеющих сходные свойства и которые могут продаваться вместе.

0051175

Категорийный менеджмент — это вариант децентрализации, при котором стандартными блоками организационного построения стратегически наиболее важные для руководящей системы принципы: категория товаров, тип рынка, особенности поведения покупателей и т.д..

Цель категорийного менеджмента заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей всех целевых групп потребителей при одновременном повышении эффективности взаимодействия между производителем и розничной зоосетью

Внутреннее управление категорией — это управление независимыми бизнес — единицами внутри предприятия с целью усовершенствования торгового процесса. Внутреннее управление категорией предусматривает реинжиниринг внутренних бизнес — процессов розничного предприятия, при котором менеджеры групп полностью отвечают за товарооборот и рентабельность своих групп.

При этом они обладают большими полномочиями по формированию запасов в составе, оценки эффективности использования торговых площадей и одновременного планирования презентации продукции в торговом зале, планирование объемов закупок в рамках розничной зоосети, планирование и размещение заказов на производстве поставщика.

  Самоменеджмент как фактор личностного роста менеджера

Внешнее управление категорией — это расширение кооперации между производителем и продавцом, когда производитель самостоятельно управляет всем цепью товародвижения.

Внешнее управление категорией делает упор на углублении кооперации между розничной зоосетью и производителем и максимальных полномочиях для производителя в области управления определенной категорией. По розничной сетью остается оформление заказов, контроль товарных остатков, управления товародвижением, стратегический мерчендайзинг и т.д.

0051159

Для того, чтобы и оперативно реагировать на изменения, которые происходят во внешней среде, необходимо все функции управления ассортиментом — от закупки до реализации — сосредоточить в едином центре ответственности, который отвечал бы за весь цикл товародвижения. По традиционной организации управления функции управления ассортиментом возложена на различные подразделения предприятий, которые отвечают только за свой участок работы.

Итак, в отличие от традиционной системы управления ассортиментом, где центром принятия управленческих решений в рамках осуществляемых функций являются руководители отдельных организационных подразделений и нет четко выраженного центра в системе категорийного менеджмента роль информационно — коммуникационного центра играет категорийный менеджер, который является центром ответственности и координатором бизнес — функций управления ассортиментом.

Этапами реализации категорийного менеджмента являются:

— выделение категорий,
— определение роли категорий,
— оценка категорий,
— установление целей для категорий,
— -выбор категорийный стратегии,
определение соответствующей тактики,
— реализация запланированных действий и анализ результатов.

0051176

Исходной базой для осуществления управления категориями являются четкое установление позиционирования предприятия и его конкурентной стратегии.
Таким образом, внедрение принципов категорийного менеджмента способно предоставить адекватный ответ вызовам внешней среды за счет построения более прозрачной и технологической системы управления ключевыми для ритейла бизнес — процессами.

Внедрение категорийного менеджмента предполагает наличие автоматизации управленческого учета, готовность персонала к изменениям, реинжиниринг организационной структуры предприятия, управления знаниями и повышения квалификации персонала.

Перспективным направлением исследования является разработка научно-методического инструментария для внедрения категорийного менеджмента в розничную торговую зоосеть.

Похожее ...

Добавить комментарий