Выбор оптимальной инновационной стратегии для предприятия зообизнеса

Выбор оптимальной инновационной стратегии для предприятия зообизнеса

Выбор оптимальной инновационной стратегии для предприятия зообизнеса

Статья посвящена вопросам формирования инновационной стратегии предприятия как метода конкурентной борьбы и достижения позиции лидера на рынке. Описание классификаций инновационных стратегий позволяет адаптировать их к организациям с различным уровнем дохода, по масштабу, потенциалом и целями.

Отставание в развитии экономики в стране по сравнению с Западом значительное, поэтому использование и внедрение такого метода, как стратегический менеджмент, появилось недавно. Стратегия разрабатывается каждым предприятием отдельно под свои нужды, и предпочитает во времени через уже определены меры действий на изменение во внешней среде. Благодаря стремлению к лидерству поиск эффективных стратегий приобретает все большее значение. Одна из приоритетных целей направления движения предприятия — минимизация расходов, которая может быть достигнута путем внедрения новых технологий или механизмов.

Важность инноваций в деятельности предприятий определяется многими факторами

Наша страна не в числе первых стран по развитию технологий, это снижает ее конкурентоспособность в разы. Хотя научных обществ и общин в стране хватает, средства для разработки и экспериментов почти не выделяются. В США и Европе объединены в кластеры наукоемкие производства пользуются положением лидера и их доля в валовом национальном продукте неуклонно растет. Постоянное совершенствование продуктов и сокращение их жизненного цикла в геометрической прогрессии требует применения новейших технологий как первоочередной необходимости.

Чаще всего понятие «инновационное развитие предприятия» («innovation for development» — с английского языка «инновации для развития») не отличается от определения понятия развития. Различия в толкованиях в том, что «инновационное развитие происходит за счет инноваций».

Стратегия предприятия формируется в соответствии с определенными им целей и задач, вместе с инновационным развитием. Становится понятным, что развитие хозяйственной деятельности прямо пропорционально зависит от темпов использования инновационного потенциала предприятия. Возможности ведения инновационной деятельности определяют стратегическое положение предприятия относительно других.

Инновационная стратегия — ряд мероприятий предприятия, основанные на внедрении новизны (будь то для компании или, возможно, рынка или даже отрасли).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Стимулирование участников маркетинговых каналов продвижения инноваций как способ повышения эффективности управления ими

1000030

Инновационные стратегии наносят некоторых осложнений в работе организаций, а именно:

— Повышают уровень неопределенности ожидаемых результатов, формирует механизм управления инновационными рисками;
— Повышают риски инвестиционных проектов. За долгосрочность инновационных проектов усложняется поиск инвесторов;
— Усложняют и побуждают к реструктуризации организационной системы предприятия.

Инновационную стратегию, как и любую другую, можно разделить на следующие виды:

— агрессивная,
— защитная,
— промежуточная,
— поглощающая,
— имитационная,
— разбойничья.

Агрессивная инновационная стратегия характерна для крупных компаний в области со слабым лидером. Ей присущ высокий уровень риска, хотя вместе с тем и эффективность. Агрессивная стратегия ориентирована на преимущественно фундаментальные исследования и применения новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации работников предприятия при разработке нововведений и при его реализации.

Защитная стратегия характеризуется более низким уровнем риска, но все равно достаточно весомым показателем технических разработок и качеством продукции, достигается относительно небольшими затратами. Эту стратегию используют организации, имеющие прочный маркетинговый отдел, эффективно продвигает товар на рынок.

Промежуточная стратегия базируется на принципах использования сильных сторон предприятия и слабых сторон конкурентов из-за нововведений. Ее цель модификации существующих моделей.

1000032

Поглощающая стратегия характеризуется, помимо разработки инноваций, еще и использованием уже разработанных ранее нововведений других компаний, то есть поглощением чужих идей. Разнообразие инновации столь значительна, что даже корпорации, холдинги и другие организации, имеющие мощные инновационные отделы (службы НИОКР), не могут разрабатывать нововведения по всем направлениям.

Имитационная стратегия базируется на совершенствовании и использовании уже имеющихся инноваций, которые были разработанные другими организациями. Предприятия, которые используют эту стратегию, могут обойти разработчика инноваций из-за отсутствия инновационных рисков. Перед внедрением такие предприятия-имитаторы анализируют уже запущенную инновацию и модифицируют под спрос потребителей собственные нужды.

Разбойничья стратегия используется предприятиями с малой долей рынка. Такие фирмы производят уже имеющийся продукт, но с применением инновационного подхода. Суть этой стратегии заключается в привлечение потребителей благодаря улучшению качества продукта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Характеристика видов деятельности и должностей по специальности: факультет финансов и банковское дело

Типы компаний и конкурентных стратегий поведения по швейцарскому эксперту X. Фризевинкелем делятся на четыре вида:

«Львы» — это крупные корпорации, осуществляющие массовое серийное производство новой продукции, несут большие затраты на осуществление НИОКР, внедрение маркетинговой деятельности. Преимущественно это транснациональные компании, продукция которых является высокотехнологичной, качественной и по низким ценам, благодаря массовому производству.

«Лисы» — это преимущественно малые и средние компании, которые занимают малую нишу в большом сегменте рынка, где применяют все свои усилия путем выпуска модернизированной продукции. Такая продукция не выступает массовой, из-за чего более ценна для потребителя.

«Ласточки» — это небольшие компании, которые завоевывают рынок радикально новым продуктом, за которые несут значительные расходы на НИОКР.

«Мыши» — это мелкие компании, приспосабливаются к спросу местного рынка и продвигают имитированный продукт до широкой массы потребителей. Такие компании ценны тем, что предоставляют рабочие места, разрабатывают пути повышения эффективности производства и удовлетворяют спрос тех, кто не был доволен от продукции первых трех видов компаний.

1000033

Любые стратегические решения в области инновационного менеджмента требуют детальной проработки с точки зрения финансирования инноваций и управления рисками, которые возникают постоянно.

Выбор инновационной стратегии предприятия зависит от размера организации, срока ее работы на рынке, целей, финансовых ресурсов, научно-технического потенциала, сплоченности подразделений предприятия, обмена информацией между ними, квалификации работников, их способности своевременно реагировать на потребности рынка.

Привлечение инновационных разработок в хозяйственной деятельности усиливает технологическое вооружение отечественных предприятий, ускоряет продвижение наукоемкой продукции на рынок, стимулирует экономический рост, повышает конкурентоспособность предприятия.

Развитие производственных отношений вследствие научно-технических сдвигов привел к ощутимому усиление взаимосвязи инновационного и стратегического процессов. На современном этапе инновационное развитие не рассматривается как отдельный элемент, он предстает системной составляющей стратегического процесса предприятия, основанного на инновациях.

Похожее ...