Деловая репутация как источник формирования стоимости торгового предприятия

Деловая репутация как источник формирования стоимости торгового предприятия

Деловая репутация как источник формирования стоимости торгового предприятия

Важным фактором влияния на ценностное предложение торговых предприятий является их деловая репутация. От качества и надежности связей с покупателями, поставщиками, финансовыми учреждениями, государством зависит не только текущая рыночная позиция торгового предприятия, но и в гораздо большей степени его будущее. Причем если другие элементы системы ресурсов, как правило, увеличивают стоимость торгового предприятия. То отрицательная деловая репутация может быть той разрушительной силой, которая сдерживает его развитие. Несмотря на значимость репутационных ресурсов, теория, методология и практика их исследования оставляют пространство для научных дискуссий.

Стоимостная оценка репутации предприятия охватывает элементы нематериальных активов, часть которых может быть отображена на балансовых счетах в «Примечаниях к годовой финансовой отчетности» (зарегистрированные торговые бренды и собственные торговые марки, гудвилл, возникающий при поглощении или слиянии с другим предприятием), а также те элементы, которые фактически могут быть отражены как гудвилл, но в силу специфики его учета остались вне финансовой отчетности.

Читайте статью  Образец устава компании

Стоимость торгового бренда и собственных торговых марок состоит из расходов на исследования и разработку концепции бренда или торговой марки, их регистрации в государственных органах

По содержанию такие расходы стоимости объекта интеллектуальной собственности, учитываются в составе нематериальных активов предприятия и отражаются в его финансовой отчетности. Стоимость деловой репутации зачисляется на баланс предприятия только в случае, когда оно становится объектом рыночных сделок.

277

Между тем, данная составляющая репутационного потенциала, учитывая логику представленных выше идей. Оказывает существенное влияние на формирование клиентской лояльности и потенциал сотрудничества с поставщиками в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Именно положительная деловая репутация может быть источником получения предприятием «сверхприбылей» за счет синергии от реализации потенциала хозяйственной и управленческой деятельности. Поэтому решая задачи стоимостной оценки деловой репутации, на наш взгляд, целесообразно обратиться к методу капитализации «избыточной» прибыли. Смысл которого заключается в капитализации части прибыли предприятия, который превышает среднеотраслевой уровень.

Читайте статью  Мотивация персонала как средство обеспечения эффективной деятельности предприятия зооиндустрии

Следуя логике стоимостной оценки репутационного потенциала, отметим, что на уровне предприятий торговли его величина может быть определена только по стоимости сформированного гудвилла. Стоимость деловой репутации по величине «избыточной» прибыли может быть объектом оценки только для отдельного торгового предприятия в силу особенностей расчетного характера. Стоимость брендов и торговых марок в отечественных реалиях учитывается по величине фактически понесенных расходов на их государственную регистрацию.

Такой перечень расходов является далеко не полным, поскольку предприятие осуществляет определенные отчисления. Связанные с маркетинговыми исследованиями и проектированием. При таких условиях, определения их стоимости по данным финансовой отчетности нельзя считать объективными.

Таким образом, такая весомая составляющая создания стоимости как деловая репутация используется в торговле недостаточно, что требует актуализации внимания руководителей предприятий к ее формированию.

Похожее ...

Добавить комментарий