Диверсификация деятельности предприятий: уточнение понятий

Диверсификация деятельности предприятий: уточнение понятий

Диверсификация деятельности предприятий: уточнение понятий

Проанализированы различные подходы к трактовке понятия диверсификации, классификации ее видов. Обоснована взаимосвязь стратегий интеграции и диверсификации. Представлены собственный взгляд автора на сущность явления диверсификации и классификации ее видов.

Во диверсификацией деятельности понимают в широком смысле непохожесть, отличие, разнообразия, расширения, множественность

Существование огромного количества научных подходов и концепций, через призму которых пытаются объяснить сущность данного понятия, затрудняет возможности определения диверсификации деятельности в более узком смысле. Во диверсификацией одновременно понимают и распределение капиталов между различными объектами вложений, и проникновение в новые отрасли и сферы деятельности, и расширение географии деятельности и расширение ассортимента, номенклатуры продукции предприятия, а также ее модификация тоже считается диверсификацией.

Анализ работ, посвященных исследованию феномена диверсификации, показал, что предприятие, у которого насчитывается более двух видов деятельности, может быть назван диверсифицированным, что можно графически представить с помощью матрицы И. Ансоффа. Р. Румельт определяет диверсификацию как расширение предприятия с целью производства и продажи продуктов или продуктовой линейки, которые не имеют рыночного пересечения, то есть перекрестная эластичность которых равна 0. Д. Аакер трактует диверсификацию как стратегию выхода на товарный рынок, отличный от текущих товарных рынков предприятия.

Значительные трудности представляет процесс разграничения специализированных и диверсифицированных компаний

Поэтому особенно полезной представляется работа Г. Румельта, который на основе анализа структуры доходов предприятия, классифицировал виды диверсификации оригинальным образом.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие может считаться специализированным, когда доход от реализации одного вида продукта занимает 95% в общей структуре дохода. Если предприятие реализует на рынке два и более видов продукции, причем доход от реализации каждого вида продукции составляет не менее 5% в общей структуре дохода компании, это свидетельствует о расширении направлений деятельности предприятия и, как следствие, об углублении уровня диверсификации, в то время как расширение рынков сбыта для продукции уже производилась на данном предприятии, свидетельствует о развитии основных направлений деятельности.

Анализ последних публикаций показал, что основными путями реализации стратегии диверсификации являются стратегии внутреннего и внешнего роста. При стратегии внутреннего роста внутри существующей фирмы создается новая, отдельная организация (подразделение). Стратегия внешнего роста реализуется преимущественно путем слияний и поглощений, среди которых наиболее типичными для диверсификации являются горизонтальные, вертикальные и конгломеративного слияния. Поэтому вполне оправданным является подход, согласно которому стратегии вертикальной и горизонтальной интеграции относятся к разновидностям диверсификации.

Выбор того или иного вида, прежде всего, зависит от жизненного цикла отрасли. В частности, Л.В. Рой отмечает, что в новых областях имеющиеся возможности более успешного расширения продуктовых линий по мере роста рынка и в условиях несильной конкуренции способствует внутреннему расширению предприятия. Однако, если область уже достаточно зрелая, то динамика рынка и вывод на него нового продукта предприятием имеют некоторые ограничения. В этом случае предприятия обратятся к применению стратегии поглощения.

0050366

Существует также мнение, что интеграция часто используется как средство для диверсификации или концентрации.

А именно, перспективная интеграция — есть расширение рамок бизнеса в пользу рынка:

— Обычно дополняет диверсификацию, в то время как последовательная
— То есть интеграция в направлении от рынка к производству или от производства к сырью — часто является способом для осуществления концентрации.

Читайте статью  Массовый подбор персонала

Исследование имеющейся литературы по проблемам диверсификации деятельности предприятий показало, что под вертикальной интеграцией чаще понимают производственное и организационное объединение предприятий различной специализации в единую технологическую цепочку изготовления конечного продукта. В частности, энциклопедический словарь вертикальную интеграцию трактует как состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Дж. Стаки и Д. Уайт определяют вертикальную интеграцию как способ координировать разные составляющие отраслевого цепи в условиях, когда не является выгодной двусторонняя торговля. Согласно взглядам М. Портера, вертикальная интеграция является комбинацией четко очерченных в технологическом отношении производств, распределения, сбыта и/или иных экономических процессов в рамках одного предприятия.

В экономической литературе принято различать вертикальную интеграцию вперед (до конечного пользователя товара), назад (в направлении к поставщику), в сторону (в комплектующие). Данный подход не вызывает сомнений, однако, как указывает А. Уильямсон, он не учитывает одного важного аспекта. Вышеперечисленные виды, традиционно выделяются учеными, следует считать лишь подвидами интеграции периферической или вспомогательной деятельности. Второй вид вертикальной интеграции, который автор данного подхода называет практической вертикальной интеграцией, означает интеграцию по последовательного стадий в рамках ключевой технологии.

0050362

О. Уильямсон в контексте проблемы «эффективных границ» объединил вопросы, стоящие перед предприятием, принимает решение о вертикальной интеграции

Автор указывает, что в действительности существует несколько стадий, для которых возможность интеграции обычно всерьез не рассматривается. Для многих предприятий возможность обратной интеграции не существует. Более того, есть и другие стадии, для которых естественной есть общая собственность. Наибольший интерес исследователя вызывает поставки комплектующих частей, для которых производство за пределами фирмы оправдывает или почти оправдывает себя.

Если на рынке объединяются предприятия одной отрасли, занятые производством похожего продукта по схожим технологиям, то говорят о горизонтальной интеграции. В частности, в энциклопедическом словаре можно найти, что горизонтальная интеграция — это объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали» с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и используют подобные технологии.

Другой тип — не родственная диверсификация, или конгломеративная, под которой традиционно понимается расширение отраслей, никак не связанными между собой, которые сосредотачиваются в рамках одного предприятия. И хотя такое мнение является очень распространенной, этот подход не дает ответа на вопрос, что же все-таки удерживает разрозненные специализированные предприятия, входящие в состав конгломерата. Исследуя данный вопрос, в энциклопедическом словаре иногда встречаются трактовки диверсификации как рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков. Д. Аакер утверждает, что не родственная диверсификация не предусматривает существенного родства между рынками, каналами распределения, производственными технологиями или ГДР, и в процессе такого рода диверсификации преследуются, как правило, финансовые цели, в частности создания потоков доходов, будут или превышать, будут предсказуемой или стабильными, чем потоки при отсутствии изменений.

0050355

Подытоживая изложенный выше материал, можно сделать вывод, что вертикальная и горизонтальные интеграция, очевидно, является проявлением диверсификации в производственной сфере, в то время как конгломеративная диверсификация является проявлением диверсификации в сфере финансов. Опираясь на данный вывод, ниже предлагается во внимание следующая классификация видов диверсификации.

Читайте статью  Сравнение методов определения рентабельности зоопредприятия

Согласно данной классификации диверсификация рассматривается в двух основных сферах — сфере производства и сфере финансов

В производственной сфере наиболее типичными проявлениями диверсификации является вертикальная интеграция (вертикальная диверсификация) и горизонтальная интеграция (горизонтальная диверсификация).

Реализация вертикальной интеграции означает, что предприятие может интегрироваться в рамках основной производственной деятельности, то есть в пределах той технологии, которая является базовой для данного предприятия или осуществлять интеграцию вспомогательной производственной деятельности, то есть с поставщиками сырья, материалов (интеграция назад), полуфабрикатов и комплектующих (интеграция в сторону), а также в каналы распределения (интеграция вперед).

Реализация горизонтальной интеграции означает, что предприятие объединяется или интегрируется с другими предприятиями-конкурентами, в результате чего может происходить расширение ассортимента продукции (т.е. новая продукция может быть как дополнением к той продукции, которая уже изготавливалась на данном предприятии, а может появиться принципиально новая продукция, не связана с уже существующей), а может происходить расширение географических границ рынка (местный, региональный, национальный, межнациональный).

0050335

Диверсификация в финансовой сфере проявляется в виде конгломератов, т.е. группу более или менее различных предприятий, принадлежащих одной и той владельцу

Конгломеративная диверсификацию среди других ее видов отличает то, что во время ее реализации преследуются прежде финансовые цели (увеличение или стабилизация денежных потоков предприятия, удачное вложение свободных средств, повышения рентабельности бизнеса, увеличение стоимости предприятия и т. д.). А следовательно, направления реализации данного вида стратегии диверсификации зависеть от финансовых индикаторов реализации соответствующих проектов.

Итак, диверсификация является сложным процессом расширения и разнообразия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, при котором происходит поиск оптимальных путей снижения уровня конкуренции, экономии затрат. А также стабилизации или увеличения денежных потоков предприятия и получения других выгод, происходит в контексте организационного развития. В зависимости от конкретных условий бизнес-среды и собственных возможностей, предприятие которое стремится диверсифицировать свою деятельность, преследовать различные цели. А следовательно реализовывать соответствующие виды диверсификации деятельности.

Например, благодаря горизонтальной интеграции предприятие может снизить уровень конкуренции в соответствующей отрасли

Вертикальная интеграция может снизить уровень расходов, в том числе трансакционных. В то время как конгломеративная интеграция может способствовать стабилизации (росту) денежных потоков предприятия за счет снижения зависимости от одного направления деятельности и распределения ответственности между различными участниками диверсификационного процесса.

0050382

Итак, в данной статье были проанализированы разносторонние научные подходы к определению явления диверсификации деятельности предприятий и классификации ее видов. На основе чего автором было предложено собственное определение этого понятия и соответствующая классификация. Однако многогранность явления диверсификации требует дальнейших исследований. В частности, может быть подвергнута критике предложена классификация видов диверсификации деятельности, поскольку она не является исчерпывающей.

Сложность также создает тот факт, что большинство исследователей классифицируют диверсификацию по принципу родства видов деятельности. В то время, когда отсутствует единство взглядов на то, что понимать под «родством». Наконец, развитие новых организационных форм (ТНК, ФПГ и др..). Осложнения институциональной среды и взаимоотношений субъектов рыночной среды обусловливает объективный поиск возможных путей роста и развития предприятий. Одним из которых может быть именно диверсификация деятельности, обусловливает актуальность исследований .

Похожее ...

Добавить комментарий