Диверсификация как стратегическое направление развития торговых компаний

Диверсификация как стратегическое направление развития торговых компаний

Диверсификация как стратегическое направление развития торговых компаний

Диверсификация как стратегическое направление развития торговых компаний

Сложные условия ведения торгового бизнеса, динамичный характер внешней среды обусловливают необходимость поиска субъектами хозяйствования путей укрепления конкурентных позиций на потребительском рынке. Мировой опыт свидетельствует, что среди существующих механизмов повышения конкурентоспособности предприятий все более существенными становятся интеграционные и диверсификационные стратегии развития. Которые существенно меняют модель организации, ее черты и свойства, способствуют активизации инвестиционного процесса и интеллектуального потенциала путем привлечения дополнительных ресурсов, доступных только для интегрированных и диверсифицированных структур.

С позиции различных научных наиболее существенными признаками диверсификации являются:

— освоение новых видов производств;
— освоение новых технологий;
— расширение ассортимента продукции (товаров, работ, услуг);
— проникновение в новые сферы и отрасли деятельности;
— выход предприятия на новые секторы рынка;
— расширение географических границ деятельности;
— распределение финансовых ресурсов;
— изменение организационных структур.

Диверсификация обеспечивает: ресурсные, технологические, инновационные, партнерские конкурентные преимущества.

Мотивами, которые обусловливают выбор стратегии диверсификации как стратегии роста является уменьшение предпринимательского риска, рост финансового равновесия за счет синергетического эффекта, адаптация организации к изменениям внешней среды, обеспечения конкурентоспособности и тому подобное.

Читайте статью  Конкурентоспособность - ключ к рыночному успеху компаний

Обобщая различные подходы, диверсификацию деятельности торгового предприятия целесообразно рассматривать как одну из альтернативных стратегий функционирования и развития бизнеса, связанная с переходом к новым товарам, технологий, рынков и отрасли. С целью сохранения и повышения экономической устойчивости предприятия к возможным рискам в условиях динамических изменений внешней среды, уровня экономической эффективности и результативности функционирования.

Вариантами родственной диверсификации, когда предприятие не меняет основного направления своей деятельности, а лишь расширяет ассортимент предлагаемых товаров и услуг являются:

— пополнение существующей номенклатуры товарами, с технологической или маркетинговой точки зрения похожи на те, которые предлагает торговое предприятие, с целью привлечения новых потребителей ( концентрическая диверсификация);

— пополнение ассортимента товарами и услугами, которые не связаны с традиционными, но есть взаимоусиливающих и могут вызвать интерес у покупателей (горизонтальная диверсификация).

Конгломеративная диверсификация, или диверсификация в не родственные виды деятельности — пополнение ассортимента товарами и услугами. Которые не касаются ни основного вида деятельности торгового предприятия, ни ожиданий его нынешних потребителей.

Степень диверсификации торговых предприятий целесообразно определять по следующим критериям: сегментами, товарным предложением, торговыми каналами и инструментами, рынками и видами бизнеса.

Читайте статью  Стратегии создания конкурентных преимуществ

Среди основных направлений диверсификации деятельности торговых предприятий, имеющих проявление в современных условиях, следует выделить следующие:

1. Диверсификация в пределах розничного бизнеса:

— территориальная диверсификация путем формирования национальных, международных сетей;

— формирование подразделения по организации импорта товаров (собственный импорт);

— собственное производство полуфабрикатов и кулинарных изделий, послепродажное обслуживание;

— введение непрофильных товарных групп в ассортимент (в случае, если возможности для диверсификации собственного ассортимента недостаточны, вводятся непрофильные товарные группы на арендованных площадях);

— диверсификация по типам магазинов (супермаркет, гипермаркет, магазин «у дома», мини-маркет)

— диверсификация по формам продажи путем создания подразделения Интернет-торговли в рамках корпоративной торговой сети.

2. Расширение диапазона экономической деятельности путем вхождения предприятия в новые сектора бизнеса — производство потребительских товаров, открытия банка, сети аптек, кафе, ресторанов, медицинских центров и тому подобное.

Важным моментом в процессе выбора направления диверсификации для торгового предприятия должна стать критерий минимизации риска изменения сферы деятельности, товара или целевого сегмента. Только стратегия, согласованная с условиями конкретной ситуации, позиции на рынке, потенциалом и целями предприятия, способна обеспечить достижение конкурентных преимуществ

Похожее ...

Добавить комментарий