Инновационный подход к преподаванию маркетинговых дисциплин

Инновационный подход к преподаванию маркетинговых дисциплин

Инновационный подход к преподаванию маркетинговых дисциплин

Рассмотрено содержание инновационного подхода к организации лекционных и практических занятий, способствует формированию у студентов умения самостоятельно учиться, мыслить аналитически, критически и креативно. На конкурентных рынках товаров и услуг главным ключом к достижению успеха ведущие специалисты отмечают два фактора — инновации и маркетинг. Инновации с точки зрения маркетинга — это та особенность, что отличает компанию от конкурентов, например новый формат продажи зоотоваров в розничной сети, яркий корпоративный герой, нетипичная рекламная концепция, создание легенды вокруг своего бренда, увязывание потребления/использования товара с определенным семейным или семейным ритуалом т.п.. Маркетинг — это современная философия бизнеса, способна обеспечить компании не только инновацией, но и существенными конкурентными преимуществами в борьбе за лояльного потребителя. В современных условиях работать без маркетолога — большой риск для крупного, среднего и малого бизнеса.

Специалисты по маркетингу сегодня высоко оцениваются на рынке труда

По результатам итоговых исследований рынка труда за 2010 г., проведенных международным кадровым порталом «Head Hunter», должность «директор по маркетингу» вошла в пятерку самых высоко-оплачиваемых профессий — среднее предложение месячной заработной платы работодателями. Данное исследование проводилось на основе анализа вакансий и резюме, размещенных на сайте «Head Hunter», однако отметим, что их количество позволяет говорить об определенной репрезентативность выборки (по состоянию на начало 2011 г. на портале было размещено более 110 тыс. вакансий, около 5, 5 млн резюме, 153 тыс. компаний).

Исследователи компании «НН» также отследили динамику количества размещенных резюме, особенно в области «Продажи» на конец 2010 года безработных стало на 1,5% меньше, а в сфере «Маркетинг, реклама и PR» — меньше на 2,1% по сравнению с 2009 годом. Это свидетельствует о востребованности маркетологов на рынке труда.

0051178

Должность директора по продажам тесно связана с маркетингом, следовательно, можем считать, что эту должность может занимать дипломированный специалист по маркетингу. Термин «маркетолог» является переводом английского термина «marketer» — специалист по маркетингу. Однако в англоязычной системе маркетинга существуют еще два варианта «маркетолога»: «director of marketing» (директор по маркетингу) и «marketing manager» (менеджер по маркетингу, управляющий отделом сбыта, то есть руководитель всех сбытовиков).

В современной маркетинговой литературе насчитывается более 2000 дефиниций понятия «маркетинг», поэтому и неоднозначно трактуется определение сущности работы специалиста, который занимается маркетингом. Различные подходы к определению профессии «менеджер».

Итак, обязанности маркетолога охватывают ряд жизненно важных функций управления предприятием, таких как анализ, прогноз, планирование, контроль и т.п..

Популярность профессии «менеджер» распространилась из практики западных компаний в деятельность отечественных предприятий около 15 лет назад. В то время не хватало специалистов, поэтому новую специальность овладевали люди других экономических профессий, а также лингвисты (поскольку необходимо было знать иностранный язык для изучения теоретических основ западной науки) и др..

Опережая рыночные тенденции, некоторые высшие учебные заведения, начали обучать студентов дисциплине «Основы маркетинга» еще во времена, когда экономика носила командно-административный характер.

0051180

Маркетинг не является точной наукой, а определенной философией бизнеса, искусством изучения рыночных тенденций и влияния на их формирование. Учитывая это, инновационный подход требуется и для преподавания маркетинговых дисциплин. Несмотря на то, что инновационные технологии обладают мощным потенциалом и неисчерпаемыми возможностями, опыт использования таких технологий в отечественной высшей школе незначительный.

С целью достижения единого пространства высшего образования в Европе в образовательных систем стран-участников Болонского процесса необходимо внедрять — Европейскую кредитно-трансферную систему (с англ. European Credit Transfer System — ЕСТ8), которая упрощает понимание и сравнение учебных программ для отечественных и иностранных студентов. В свою очередь, это вызывает необходимость пересмотра организации и представления форм и методов учебных программ.

Читайте статью  Коммуникативная деятельность в публичных компаниях зообизнеса

Система ЕCTS предусматривает сокращение часов для аудиторной работы студентов, а затем уделение ими значительно большего внимания самостоятельному изучению дисциплины. Это означает, что преподаватель имеет значительно меньше времени на освещение нужного объема учебного материала и должен менять традиционные методы и формы обучения на новые.

Этот путь довольно сложный, в противовес ему можно предложить введение инноваций непосредственно в учебный процесс, формирование нового подхода к работе со студентами во время аудиторных лекционных, практических или семинарских занятий.

Коммуникации между преподавателем и студентом во время аудиторного учебного процесса можно разделить на три направления:

• традиционная односторонняя модель обмена информацией;
• двусторонняя модель обмена информацией;
• трехсторонняя интерактивная модель обмена информацией.

0051181

Традиционный метод обучения предусматривал одностороннюю модель коммуникации. Традиционно во время лекции преподаватель подает необходимый объем информации, который студенты должны осмыслить, изучить и понять, а на практическом или семинарском занятиях продемонстрировать свои знания, то есть коммуникация происходит односторонне.

Двусторонняя модель обмена информацией предполагает построение постоянной связи между преподавателем и студентом как в процессе преподавания материала на лекции, так и во время практических и семинарских занятий.

Лекционный материал маркетинговых дисциплин может и должен быть насыщен практическими примерами из деятельности отечественных и иностранных предприятий.

Привлечение студента к обсуждению предложенных преподавателем примеров, иллюстрирующих теоретический материал, а также поиск новых примеров из опыта студентов, обеспечения связи материала с предыдущими темами и другими дисциплинами, является путем к обеспечению такого взаимодействия на лекции.

Трехсторонняя интерактивная модель обмена информацией в учебном процессе предусматривает в дополнение к двусторонней связи еще и взаимодействие студентов между собой во время практических и семинарских занятий

Трехсторонняя модель предполагает как инновационный подход к подаче лекционного материала, так и выполнения на занятиях различных видов инновационных задач.

Как показывает опыт, лучшим средством инноваций на лекционных занятиях выступает презентация материала с помощью мультимедийных технологий. Которые позволяют представить информацию с использованием всех возможностей изображения, звука, видео, специальных эффектов, подвижных элементов и т.д.. Стоит отметить, что большинство маркетинговых дисциплин, в частности «Реклама», «Маркетинговая политика коммуникаций», «Поведение потребителей», «Товарный знак в маркетинге», «Интернет в маркетинге» и др. малоэффективны без применения подобных технологий, поскольку специфика тем требует презентационного характера и соответствующей подачи материала. О большей результативность занятий практического направления можно говорить при использовании групповых дискуссий (мозгового штурма, фокус-групп), ролевых и деловых игр, ситуационных задач и т.п. для различных типов занятий при преподавании маркетинговых дисциплин.

0051192

Сущность применения трехстороннего модели для практических или семинарских занятий состоит в том, что студенты не только находятся в постоянном взаимодействии с преподавателем (Обсуждение теоретического материала, опрос в формате «блиц», решение задач, тестов и т.д.). Но также взаимодействуют между собой процессе выполнения ситуационных задач и кейсов, работая в двух-трех подгруппах. Теоретическая часть ситуационной задачи разрабатывается в виде презентации (в редакторе Power Point). Которая содержит информацию о компании, по которым студенты должны разрешить ситуацию. Этот материал помогает студентам в определенной степени почувствовать себя работниками данной компании. То есть примерить на себя роль маркетолога, специалиста по рекламе, директора по маркетингу и т.д..

Читайте статью  Реклама: влияние на потребителя

Преподаватель выступает в роли руководителя, который ставит реальная задача перед работниками и ожидает в результате действенных решений и практических предложений

Такой способ проведения практических занятий захватывает студентов, побуждает их к аналитическому мышлению, дает навыки командной работы. Для того, чтобы внести сущность решения студентами ситуационных задач в определенные формы, преподаватель разрабатывает так называемые бланки. Которые необходимо заполнить по результатам выполнения задания. Среди инноваций данного метода проведения практических занятий можно выделить способ оценки. Который состоит из двух компонент: оценка преподавателя и оценка студентами своих коллег по команде. Например, на одну команду преподаватель отводит 30 баллов за успешное выполнение ситуационной задачи. Руководитель команды совместно с участниками определяет степень привлечения к работе каждого из студентов и присваивает каждому коэффициент весомости (сумма коэффициентов равна единице). А итоговый балл для каждого студента получается путем взвешивания общей суммы баллов на назначенный коэффициент.

0051202

Такой метод оценки эффективен при условии, если в каждой команде есть равное количество участников. При других условиях определяется максимальное количество баллов для каждого студента. А уже в пределах каждой команды студенты сами оценивают себя и своих коллег. А преподаватель может корректировать эти баллы или добавлять от себя дополнительно наиболее активным студентам. Стимулирует других студентов проявить себя более активно на следующих занятиях.

В комплексе все указанные технологии позволяют студентам максимально полно овладеть необходимыми деловыми навыками. А преподавателю — направлять их знания в нужном русле и всесторонне координировать их работу. Таким образом формируются межличностные коммуникации, и в рабочем, и в учебном процессе играют особенно важную роль.

При преподавании дисциплин, повязкам связанных с маркетингом, особого внимания предоставляется самостоятельной работе студентов

Это позволяет не только проявить креативные способности студентов, но и раскрыть их потенциал и ресурсы. Возможностей для проявления своих способностей у будущих специалистов по маркетингу достаточно: индивидуальные творческие задания с использованием данных сети Интернет, электронной библиотеки, средств цифровой техники и т.д..

Использование средств цифровой техники в самостоятельной работе позволяет студентам оценить свои способности и знания при анализе средств рекламы. А также исследовании поведенческих особенностей покупателей и их реакцию на различные типы рекламных обращений и т.п.. Индивидуальные задания студентов имеют практическую ценность — это проведение маркетинговых исследований со сбором первичной информации, кабинетные исследования, составление плана маркетинга, разработка программы стимулирования сбыта. А также программы лояльности, разработка рекламной кампании, разработка бренда и его презентация и т. п.

0051232

Инновационный подход к организации лекционных и практических занятий со студентами способствует формированию у студентов умения самостоятельно учиться. А также мыслить аналитически, критически и креативно, умение решать проблемные задачи в нетипичных ситуациях, быть коммуникабельным. Студенты получают навыки сбора и обработки необходимой информации и опыт работы в коллективе. Который необходим в будущей профессиональной деятельности. Тенденции на рынке труда свидетельствуют о росте роли профессии маркетолога. А следовательно и повышение требований к специалистам по маркетингу. Которые смогут создать для компании инновационный маркетинговый продукт, обеспечит успех в конкурентной среде. Новые подходы к воспитанию нового поколения специалистов по маркетингу, рассмотренные нами в данной работе, обеспечивающих повышение качества системы высшего образования.

Похожее ...

Добавить комментарий