Институциональные основы формирования национальной инновационно — индустриальной системы

Институциональные основы формирования национальной инновационно - индустриальной системы

Институциональные основы формирования национальной инновационно — индустриальной системы

Структурно-институциональные трансформации мирового производства обусловили значительные изменения в международном разделении труда. В ведущих странах преимущественно сосредотачиваются инновационные центры по созданию новых продуктов, менее развитым странам остаются функции непосредственного производства. Сфера крупного бизнеса обозначена усилением тенденций к слияниям и поглощениям с образованием сверхмощных транснациональных корпораций (далее — ТНК), стратегических альянсов и партнерств между ними. ТНК стали владельцами так называемых технологических цепей мировой активности, в которые вплетаются целые страны и регионы мира. На долю ТНК приходится почти 30% прямых иностранных инвестиций мира. Сами ТНК являются крупнейшими инвесторами, ими осуществляется более 50% прямых иностранных инвестиций в мире.

По прогнозам экспертов указанные тенденции, происходящие в мировой экономике и промышленности, в дальнейшем еще больше усиливаться

В частности, продолжает меняться структура мирового промышленного производства в пользу высокотехнологичного сектора. Вследствие бурного развития био- и нанотехнологий появятся новые, высокотехнологичные отрасли и производства. Под влиянием серьезных экологических и климатических угроз активно развиваться экологическая индустрия. На которую будут полагаться задачи полной переработки и утилизации накопленных промышленных отходов, очистки водоемов и почв. Меняться баланс сил на мировом рынке в пользу новых индустриальных стран. Которые имеют значительный демографический и трудовой потенциал с низкой стоимостью труда. Делать продукцию этих стран более конкурентоспособной на мировом рынке по сравнению с аналогичной продукцией из развитых стран.

На современном этапе доминирующих в мире трансформационных процессов. Когда главными задачами и критериальными признаками экономического развития становятся инновационность, эффективность и конкурентоспособность. То именно инновационная модернизация промышленности приобретает роль ключевого фактора модернизации национальной экономики. В то же время, периоды роста промышленного производства в течение всех лет были в значительной степени обусловлены опережающим развитием сырьевых отраслей отечественной экономики. И совпадали по времени с подъемом мировой в конъюнктуры на низко технологическую продукцию именно этих отраслей.

1000000130

Для интеграции отечественного промышленного комплекса в мировое производство актуальным остается реализация государством следующих институциональных преобразований:

— Информационное обеспечение и создание условий для широкого доступа всех специалистов к актуальной информации о передовых технологиях и новейшие изобретения в мире и в стране;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Возвращение к золотому стандарту: утопия или будущее?

— Гармонизация системы национальных стандартов в промышленности с международными и европейскими;

— Учет конъюнктуры мирового рынка при формировании приоритетных направлений развития науки и техники, инновационной деятельности, содействия международному научно-технологическом и инновационном партнерству, полноправное вхождение в европейское и мировое научно-технологического пространства;

— Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности украинского сектора исследований, а также системы мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций;

— Расширение бесплатного пользования государственными информационными услугами институтов, предоставляющих финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные услуги для обеспечения инновационной деятельности, концентрируют и распространяют информацию об инновационных предложения по их привлечения к выполнению государственных заказов;

— Создание современной инновационной инфраструктуры и системы трансфера технологий, обеспечения эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, внедрение прозрачных, эффективных и совместимых с нормами Европейского Союза механизмов стимулирования (в том числе налогового) и поддержки субъектов хозяйствования для осуществления научно-технической и инновационной деятельности;

— Обеспечение государственной поддержки зарубежного патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов для предприятий, усиление охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

— Развитие механизмов государственно-частного партнерства (в том числе с иностранными частными партнерами) в реализации перспективных проектов инновационного развития;

— Содействие созданию за рубежом филиалов научно технологических и инновационных предприятий, продвижение отечественной инновационной продукции на мировые рынки;

— Формирование баз данных технологий и научно-исследовательских разработок, созданных за счет средств государственного бюджета, а также предоставленных заинтересованными частными организациями и предприятиями с обеспечением доступа к базам данных через Интернет;

— Создания региональных и отраслевых центров коммерциализации и трансфера технологий и инноваций с переходом к образованию национальной сети коммерциализации и трансфера технологий и инноваций;

— Внедрение механизмов продвижения на внутренний и внешний рынки технологий, изобретений, созданных за счет средств государственного бюджета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Секьюритизация банковских активов как метод управления кредитными риска

1000000129

Современные условия проведения инновационной деятельности ставят перед ее инициаторами задачи организации непрерывного процесса накопления сравнительных конкурентных преимуществ собственного промышленного производства

Их главным источником являются нематериальные активы и, прежде всего, знание как первичный упорядоченный информационный ресурс. Использование которого направлено на решение отдельной проблемной ситуации. Согласно прогнозным оценкам американских специалистов в структуре стоимости активов крупнейших двух тысяч компаний мира именно нематериальная составляющая в ближайшее время будет превышать 90%.

В этой связи инновационная модернизация промышленного комплекса требует соответствующего инжинирингового, консалтингового сопровождения, который выполняет важную функцию: обеспечение роста конкурентоспособности отечественных предприятий за счет повышения их инновационной активности.

1000000128

Политика государства по институционализации развития инновационной инфраструктуры в части инжинирингового и консалтингового обеспечения должна направляться на:

— Создание общенационального и региональных информационных фондов инновационных проектов, центров трансфера технологий инжиниринга, инновационно-технологических центров и осуществлять подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для работы по продвижению инноваций в производство;

— Повышение эффективности деятельности региональных центров инновационного развития для обеспечения надлежащей информационно-аналитической, методической, организационной поддержки развития субъектов инновационной деятельности в регионах;

— Реформирование системы научно-технической информации, обеспечив возможность доступа к ее источникам юридических и физических лиц через сеть Интернет;

— Проведение систематических прогнозно-аналитических исследований научно технологического развития с целью определения приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий, предусмотрев механизмы участия в этих процессах предпринимательского сектора.

Структурно-институциональная модернизация отечественного промышленного комплекса, как рациональный, прогнозируемый процесс должен рассматриваться в контексте трансформации национальных систем регулирования экономики в условиях глобализации и с учетом влияния мирового финансового кризиса.

Отсюда формирование и внедрение указанных выше институциональных основ целенаправленной инновационно — инвестиционной и промышленной политики приобретают исключительное значение. Ориентация на реализацию стратегических приоритетов развития промышленного комплекса в направлении новой индустриализации способна компенсировать недостаточные темпы системной самоорганизации. Ускорить достижение высокого качества создаваемой национальной инновационной системы.

Похожее ...

Добавить комментарий