Интеллектуально-инновационная направленность предприятия как основа обеспечения его конкурентоспособности

Интеллектуально-инновационная направленность предприятия как основа обеспечения его конкурентоспособности

Интеллектуально-инновационная направленность предприятия как основа обеспечения его конкурентоспособности

В статье рассмотрены вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе развития организационных способностей и управленческих компетенций. Подана развернутая картина функционирования предприятия, на каждом уровне которого обеспечивается процесс генерирования знаний с целью обеспечения инновационно направленной деятельности для получения конкурентных преимуществ на рынке.

В сегодняшнем течении экономических реформ изменений требуют и основные подходы к обеспечению эффективной деятельности предприятий и организаций

Ресурсный подход, который широко использовался до сегодняшнего времени, испытывает моральное старение. Большую актуальность приобретают подходы, базирующиеся на развитии организационных способностей и управленческих компетенций. Соответственно, меняется видение процессов обеспечения текущей деятельности и стратегического планирования будущей работы. Преимущество на рынке может получить лишь тот, кто активно воплощает инновационные идеи в различных сферах деятельности. Поэтому конкурентоспособность предприятия становится все более зависимой не от материально-ресурсного потенциала, а от эффективности менеджмента.

Однако, отдельные вопросы на сегодняшний день дискуссионными и требуют детальной проработки. К ним относятся вопросы развития организационно-управленческого потенциала с целью обеспечения конкурентных преимуществ предприятия на рынке, вопросы активизации интеллектуального потенциала для повышения конкурентного потенциала организации и т.п..

Целью данной статьи является рассмотрение конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия с позиций управленческих аспектов, в рамках которых должны обеспечиваться процессы интеллектуально-инновационных преобразований.

0050205

Классическая теория менеджмента рассматривает конкурентоспособность предприятия как способность предприятия создавать, производить и продавать товары и услуги, ценовые и неценовые качества которых привлекательны, чем в аналогичной продукции конкурентов. При этом большинство авторов отмечают, что достижение желаемого уровня конкурентоспособности возможно при условии обеспечения конкурентоспособности товаразоо, отождествляя при этом понятие конкурентоспособности предприятия и зоотовара.

Однако отдельные ученые определяют конкурентоспособность предприятия как уровень его компетенции по эффективному ведению деятельности

Согласно трактовок данных авторов конкурентоспособность предприятия является результатом эффективной управленческой деятельности.

Согласно конкурентоспособность предприятия является результатом эффективного использования собственных и заемных ресурсов в условиях конкурентного рынка. Есть эффективная работа обеспечивается вследствие правильного подхода к использованию материальных и нематериальных ресурсов, в том числе и интеллектуальных, которые в совокупности формируют потенциал предприятия. Поскольку понятие потенциала включает такие составляющие как материально-ресурсный потенциал и управленческо-организационный, то можно утверждать, что конкурентоспособность предприятия является результатом эффективного использования потенциала. При этом следует отметить, что качество использования и преобразования материально-ресурсного потенциала прямо определяется качеством использования организационно-управленческого потенциала, т.е. качеством управленческих компетенций.

Практика хозяйствования показывает, что эффективная экономическая деятельность предприятий только на треть зависит от материально-ресурсной составляющей. Основная роль в обеспечении желаемых результатов работы предстоит организационно-управленческой составляющей и определяется качеством использования управленческого потенциала.

0050204

Сам термин «потенциал» в переводе с латыни «potentialis» означает способен, способен или возможности, имеющиеся силы, запасы, средства, которые могут быть использованы. Часто его отождествляют с компетенцией, значением которой в переводе с латинского «​​competere» является соответствовать, подходить. Компетенцию определяют как способность использовать знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач разного плана. Таким образом, можно утверждать, что термин потенциал можно применять как к материальным, так и к нематериальным ресурсам предприятия. Срок компетенции относится исключительно к управленческой составляющей деятельности.

Рассмотрим подробнее связь между категориями «организационно-управленческий потенциал» и «компетенции»

Однозначного определения управленческого потенциала в литературе на сегодняшний день нет. И. Ансофф определил управленческий потенциал как объем работы, с которым может справиться управленческое звено. Конечно, данный объем будет определяться способностью управленческого звена к решению определенного комплекса задач, напрямую зависит от компетентности людей, ответственных за их решение.

Читайте статью  Должностная инструкция торгового представителя Коммерческого департамента

Источник дает определение управленческого потенциала как навыков и способностей руководителей всех уровней менеджмента относительно формирования, организации, создания надлежащих условий для функционирования и развития социально-экономической системы предприятия. Есть управленческий потенциал предполагает использование управленческих компетенций для обеспечения эффективной работы предприятия. В данный термин трактуется как знание, умение, навыки, ресурсы, интеллектуальные возможности, инициативы и опыт персонала для выбора наиболее эффективных решений в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия. Т.е. выбор осуществляется на основе применения компетенций управленческого звена в той или иной сфере хозяйствования.

0050203

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что качество результатов работы зависит исключительно от эффективности использования управленческого потенциала, определяется интеллектуальным потенциалом управленческого звена, которая обеспечивает оптимальность принятых решений.

В утверждается, что «… все материальные физические продукты и активы, а также нематериальные отношения являются результатом человеческой деятельности и, в конечном счете, зависят от людей». Автор определяет персональную компетентность как динамическую качество знаний. Которая заключается в передаче знаний и формировании соответствующей структуры. Предлагаем определить компетентность, основанная на знаниях, как интеллектуальную компетентность.

Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что качество полученных результатов работы предприятия зависит как от компетенции управленческого звена, так и от компетенции персонала. Есть эффективные результаты работы предприятия напрямую зависят от интеллектуальных компетенций управляющей и управляемой систем.

Интеллектуальная компетентность является качеством, которая может быть использована или неиспользованная

Неиспользованная качество с течением времени теряет свою ценность. Использованная качество перерастает в интеллектуальную компетентистну активность. Которая в свою очередь способствует развитию интеллектуального и управленческого потенциала предприятия.

Сделать вывод, что с ростом уровня интеллектуальной активности растут интеллектуальные компетенции, позволяющие решать вопросы разного уровня сложности: от текущих задач в инновационных решений, причем внутренняя мотивация человека по поиску наиболее оптимального способа решения вопроса возрастает в той же направленности. Тоже самое касается интеллектуальных усилий. Которые прилагаются к решению вопросов — они возрастают соответственно с повышением уровня интеллектуальной активности.

0050201

В автор подает пирамиду интеллектуальной стратификации, уровне включающие:

— Носителей ординарного интеллекта, то есть людей, которые прилагают интеллектуальных усилий для решения текущих вопросов на основе существующих знаний и опыта;
— Носители неординарного интеллекта, т.е. людей, которые используют новые знания, прилагают дополнительные интеллектуальные усилия для решения проблем;
— Носителей элитного интеллекта, то есть людей, которые используя имеющиеся знания и опыт, прилагают значительные интеллектуальных и творческих усилий с целью выявления, формулирования и решения проблемы.

Данная классификация носителей интеллекта является, на наш взгляд, соответствующей уровням интеллектуальной активности.

В представлены пирамиду, которая насчитывает три уровня, однако, в данном случае авторы представляют на каждом уровне различных представителей команды, которые создают знания:

— Практики знаний — менеджеры нижнего уровня, уровень интеллектуальных показателей является достаточно высоким. Они хорошие коммуникаторы, обладают компетентностью в сфере своей ответственности и т.д.;
— Организаторы знаний — менеджеры среднего звена, которые являются хорошими организаторами, обладают управленческими навыками, умеющие работать с гипотезами с целью создания новой концепции, интегрировать различные методы создания знания;
— Идеологи знаний — менеджеры высшего уровня, которые обладают способностью направлять и координировать процесс создания организационного знания в целом.

Читайте статью  Эволюция международного маркетинга

Следует заметить, что данная иерархия генераторов знаний приведена к уровню предприятия и приводит характеристики непосредственно управленческого звена на разных уровнях с позиции создания знаний. Создание новых знаний приводит к появлению инноваций в различных сферах функционирования предприятия, в том числе и управлении. Генерирование новых знаний обеспечивает развитие предприятия на инновационной основе.

0050200

Автор в определяет, что социальные императивы современных экономических инноваций в сфере управления могут быть определены так называемым креативным классом. То есть определенным общественным слоем, представители которого способны осуществлять расширенное индивидуальное инновационное воспроизводство производства путем реализации собственности на соответствующий интеллектуальный капитал, то есть путем содержательно творческой самоактуализации. В данном случае отсутствующей является идентификация названного общественного слоя. Однако общий смысл необходимость использование интеллектуальных усилий для обеспечения инновационного развития четко прослеживается.

Основным двигателем инновационного обновления экономики определены социально-элитный класс, который включает следующие элитарные группы общества:

— политико-экономическая элита (управленческая),
— креативная элита (научно-образовательная),
— элита в сфере производства (производственно-функциональная).

В данном случае выделены прослойка общества, который может осуществить инновационные преобразования на отдельных уровнях. Однако эффективный результат может быть получен только в случае комплексной работы на основе системно-синергетической концепции.

Обобщая выше приведенный материал, в разрезе отдельного предприятия можно выделить уровне генерирования знаний по определению степени интеллектуальной активности с целью обеспечения соответствующих функций на каждом уровне.

Можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия является результатом управленческой деятельности. Направленной на применение интеллектуальных усилий с целью достижения соответствующего уровня компетентности на основе инновационно-направленной деятельности для обеспечения лидирующих позиций предприятия в конкурентной среде.

0050207

Таким образом, можно утверждать, что эффективная деятельность предприятия обеспечивается руководством с высоким уровнем конкурентоспособности

Конкурентоспособный управленец обеспечивает, с одной стороны, успешные результаты работы предприятия. А с другой стороны, высокий уровень личной экономической безопасности и социальной устойчивости. Поэтому вопрос конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности управления взаимосвязаны. Эффективно работающий управленческий персонал является залогом процветания предприятия.

Проведенный анализ существующих определений термина «конкурентоспособность предприятия» позволил выделить две группы, в рамках которых он представлен как отождествление с конкурентоспособностью продукции или как результат управленческой деятельности. Однако, в одном трактовке не учтены интеллектуальный аспект процесса обеспечения эффективной работы предприятия. В ходе изучения основных принципов управленческой деятельности на основе интеллектуальной активности удалось получить развернутую картину функционирования предприятия. На каждом уровне которого обеспечивается процесс генерирования знаний с целью обеспечения инновационно-направленной деятельности, результаты которой позволяют получить конкурентные преимущества на рынке.

Определено, что управленческая работа по обеспечению конкурентоспособности предприятия базируется на интеллектуальной основе, и, в зависимости от уровня управления, определяется определенным набором интеллектуальных компетенций, которые определяют уровень управленческих компетенций. Работа на всех уровнях управления должна быть направлена ​​на обеспечение инновационно-направленной деятельности для формирования конкурентных преимуществ предприятия на рынке.

Вопросы интеллектуальной основы конкурентоспособности предприятия требуют дальнейшего глубокого изучения для возможности обеспечения эффективных результатов работы организации.

Похожее ...

Добавить комментарий