Использование рейтинговых систем для диагностики розничной зооторговли

Использование рейтинговых систем для диагностики розничной зооторговли

Использование рейтинговых систем для диагностики розничной зооторговли

Использование рейтинговых систем для диагностики розничной зооторговли. Развитие розничной торговли происходит под влиянием многих объективных и субъективных факторов общеэкономического характера, обусловленные трансформационными процессами, происходящими в стране и в мире в целом. Кризисные явления привели к уменьшению объемов деятельности предприятий розничной торговли, сокращение материально — технической базы, деформации размещения розничной торговой сети на территории городских поселений и сельской местности, следовательно, способствовали возникновению существенных диспропорций в развитии розничной торговли на региональном уровне и усложнили проблему адаптации потенциала торговых систем с потребностями регионального рынка.

Исследования состояния развития регионов по отдельным признакам и соответствующее их рейтингования чрезвычайно распространенными как в научной литературе, так и в практике регионального управления. В частности, вопросам использования рейтинговых систем как современного инструмента изучения и анализа различных систем посвящены работы Н. Внуково, А. Ерин, С. Ващаев и других.

Для формирования стратегии развития розничной зооторговли важное значение имеет диагностика ее состояния на региональном уровне

Сложность заключается в необходимости использования в исследовании значительного количества показателей. Для выполнения подобных задач в мировой практике используются рейтинговые системы.

Таким образом, использование рейтингового принципа будет способствовать совершенствованию управления сферой розничной зооторговли через оценку ее состояния на региональном уровне и обеспечит принятие правильных решений по ее развитию.

Для расчетов рейтинговой оценки регионов страны по состоянию развития розничной торговли были выбраны следующие показатели:

— розничный товарооборот на 1 человека,
— розничный товарооборот продовольственных товаров на 1 человека,
— розничный товарооборот непродовольственных товаров на 1 человека,
— плотность размещения объектов розничной торговли в отношении населения,
— плотность размещения магазинов в отношении населения,
— плотность размещения объектов розничной торговли в отношении территории,
— плотность размещения магазинов относительно территории,
— обеспеченность населения торговой площадью,
— обеспеченность населения торговой площадью по продовольственным товарам,
— обеспеченность населения торговой площадью по непродовольственным товарам,
— средний размер магазина,
— размер розничного товарооборота на 1 кв. м. торговой площади,
— средний радиус действия зоомагазина,
— степень распространения прогрессивных методов продажи зоотоваров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Значение персональных продаж в зообизнесе

Для доказательства объективности в исследовании использованы несколько методов определения рейтингов:

— метод суммы мест,
— метод расстояния от эталона,
— метод отклонения от средней.

Кроме того, нами адаптирован и использован для определенного исследования комплексный метод, который применяется в методике комплексной оценки результатов социально — экономического развития регионов.

Метод суммы мест предусматривает присвоение соответствующему региону места (ранга) по каждому показателю по принципу: лучше значения — первое место. По указанным методом лучшим признается регион, который имеет наименьший комплексный ранговый показатель.

Преимуществом этого метода является простота его использования. Но этот метод является наименее точным, поскольку предполагает искусственную стандартизации по занятым местом, где не учитывается степень отклонения показателей, характеризующих регионы сравниваемых, а это приводит к искажению реального положения дел.

Так, расхождение между каждой парой регионов в рейтинговом ряду распределения является постоянной величиной, равной одному баллу, в то время, когда на самом деле различия между показателями могут быть значительными или, наоборот, чисто номинальными.

Избавиться от этого недостатка позволяет использование других методов, которые учитывают не только показания регионов по каждому из показателей, но и степень отклонения значений показателей от определенной базы сравнения.

Использование метода отклонения от средней предусматривает стандартизацию исходных показателей в отношении к среднему значению

В региональном анализе наиболее эффективным является сравнение значений показателя по каждому из регионов со средним значением по стране. По этому методу лучшим признается регион, рейтинговая оценка которого самая высокая. Использование метода отклонения от средней дает возможность проанализировать состояние развития регионов по выбранным показателям по отношению к общегосударственного уровня. Если рейтинговая оценка региона более 1, уровень развития явления в нем выше среднего по стране, если меньше 1 — ниже.

Для получения более подробной информации для управления сферой розничной торговли на региональном уровне целесообразно не только распределить регионы в определенной последовательности по рейтинговой оценке, но и использовать ее для дальнейшего анализа. Полученная рейтинговая оценка дает возможность оценить уровень развития розничной торговли в регионах и выявить их влияние на развитие торговли страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Развитие предпринимательства в новой экономике

Для этого использованы результаты проведенного рейтингования по комплексным методом, где рейтинговая оценка колеблется в пределах от 0 до 1. Весь диапазон рейтинговой оценки поделили 5 интервалов: лидер (80-100%), высокое влияние (60-80%), средний воздействие (40-60%), слабое влияние (20-40%), аутсайдер (0-20%).

ruzoo.ru_00256
Распределение регионов асимметрично и тяготеет к зоне слабого воздействия и аутсайдеров. Рейтингование не выявило регионов, которые оказывают сильное влияние на состояние розничной торговли, зато ближайшие преследователи лидера позиционируются как имеющие средний влияние на развитие розничной торговли. Подавляющее большинство регионов- имеют слабое влияние на развитие розничной торговли страны.

Как показывает практика, определение тенденций развития объект объекта и возможности управления его развитием должно проводиться систематически, через определенные промежутки времени

Некоторые исследователи определяют особенности мониторинга как возможности обратной связи в управлении, получение знаний о противоречиях и закономерности, выявленные отклонения от запланированного уровня для принятия управленческих решений. Поэтому важным инструментом управления процессами развития, особенно в условиях длительных наблюдений, является их мониторинг.

В частности, для регионов, в которых существенно ухудшилось состояние розничной торговли, значительное внимание нужно уделить развитию инфраструктуры розничной торговли для обеспечения формирования эффективной конкурентной среды и внедрению современных стандартов торгового обслуживания населения.

В этом направлении первоочередными задачами, на наш взгляд, должны стать:

— Восстановление системы разработки и утверждения перспективных планов развития и размещения торговой сети как составной части генеральных планов — схем развития административных территорий;
— Осуществление размещения объектов торговли с учетом нормативов обеспеченности населения торговой площадью в розничной сети в городских поселениях и сельской местности;
— Содействие ускорению развития новых форм розничной торговли;
— Совершенствование функционирования розничных рынков с целью их превращения в современные торговые центры;
— Привлечение негосударственных и иностранных инвестиций в развитие сферы торговли в сельской местности.

Похожее ...

Добавить комментарий