Исследование роли и значение коммуникаций на предприятии

Исследование роли и значение коммуникаций на предприятии

Исследование роли и значение коммуникаций на предприятии

Современная практика деятельности предприятий показывает, что маркетинговые коммуникации воспринимаются обычно как вспомогательная деятельность, часто отождествляются лишь с продвижением продукции, применяются обособленно, а не в комплексе с другими элементами маркетинга. В основном, усилия направляются на использование отдельных коммуникационных инструментов, при этом иногда одни из них противоречат другим. Хаотичность в использовании такой важной составляющей маркетинга приводит к снижению восприятия маркетинговых коммуникаций адресатом, усложнения их интеграции в систему управления предприятием, и, как следствие, приводит к неэффективной деятельности. Однако именно использование маркетинговых коммуникаций как инструмента влияния на внутренней и внешней среде предприятия является одним из путей формирования таких механизмов управления предприятием, которые бы обеспечили его эффективное функционирование в условиях рыночной экономики.

Исследование тенденций роста роли маркетинговых коммуникаций в деятельности предприятий, прежде всего, требует определения их сути

Трактовок термина «коммуникация» достаточно много и зависят они от подходов, используемых авторами (лингвистический, философский, психологический, социальный, экономический. Так, согласно лингвистическим подходом, коммуникация рассматривается как процесс физического и / или социального обмена информацией между субъектами информационного пространства с использованием слов, букв, символов, определенных знаков.

С точки зрения философии проблема коммуникации представлена ​​конфликтом между сторонниками теории коммуникации-интенции и теоретиками формальной семантики. Первые считают, что невозможно сформировать адекватную трактовку понятия, не учитывая то, что «источник информации» имеет направлены на слушателя интенции определенного сложного характера. Сторонники второй теории утверждают, что существует определенная регулярность между тем, что люди пытаются сообщить через предложения, и тем, что эти предложения означают. Однако система синтаксических и семантических правил, которые объясняют значение предложений, является системой, владение которой означает знание языка; но она вообще не является системой правил для коммуникаций.

0050716

Психология и психолингвистика рассматривают факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, которые затрудняют процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность речевого поведения коммутантов. Коммуникация рассматривается как процесс обмена продуктами психической деятельности (специфический процесс общения и взаимодействия людей с помощью языка или других знаковых систем).

В социологии под термином «коммуникация» понимают передачу социальной информации, предполагает воздействие на объекты с множеством промежуточных результатов, осуществления взаимоотношений между людьми; среда становления и восстановления, развития культуры отдельного человека и общества в целом.

Согласно экономическим подходом, коммуникация в основном определяется как обмен информацией между людьми с целью формирования деловых отношений или как необходимый инструмент управления предприятием

Следовательно, термином «коммуникация», даже в рамках одной науки, характеризующих различные процессы. На наш взгляд, наиболее обобщенным и всеобъемлющим является трактовка Т.А. Примак: «коммуникация — это процесс обмена осмысленной информацией и психологической энергией между людьми с помощью различных средств связи, знаков и символов с целью установления двустороннего психологического контакта и создания условий для нормального функционирования человека, организаций и общества в целом». По мнению автора, такое определение позволило по-новому посмотреть на коммуникативный процесс и построить его комплексную модель. Которая отличается от других одновременным учетом индивидуальных и массовых коммуникаций. Наличием кругооборота осмысленной информации и психологической энергии, поступающие от одного к другому субъекту информационного пространства. При этом изменяются типы коммуникативных сообщений в зависимости от их направления и формы в зависимости от выхода и восприятие этих сообщений субъектами на пути движения информации.

Читайте статью  Сравнительная характеристика конкурентных стратегий инновационного характера

0050706

В свою очередь, понятие «маркетинговые коммуникации» большим количеством авторов, как уже отмечалось, отождествляется с продвижением продукции

Но маркетинговые коммуникации широким понятием благодаря наличию многосторонних коммуникативных связей между рыночными субъектами не только при поступлении товара от производителя к потребителю, но и во время исследования рынка, разработка нового товара, налаживание поставок сырья и материалов, выполнение финансово-расчетных операций, создание положительного имиджа предприятия, формирование отношений с общественностью. Продвижение продукции на рынке осуществляется только на этапе поступления товара от производителя к потребителю и рядом с коммуникативными функциями должно включать в себя такие, которые связаны с установлением конечной цены, формированием эффективной системы распределения.

Итак, маркетинговые коммуникации — информационно-психологические связи между рыночными субъектами (потребителями, поставщиками, посредниками и т. д.). Которые устанавливаются для обеспечения их хозяйственной деятельности с целью поддержания долговременных взаимовыгодных отношений между ними в процессе создания определенных ценностей.

Место коммуникаций в системе управления предприятием также позволяет определить анализ ключевых парадигм маркетинга (неоклассической, стратегической, сотрудничества). В частности, в последние годы все большую поддержку получает концепция сотрудничества (взаимоотношений). Где основным объектом являются долгосрочные отношения между предприятием и его контактными аудиториями, прежде всего, потребителями. Взаимоотношения, как результат эффективного взаимодействия, становятся продуктом. В котором интегрированный интеллектуальный и информационный ресурсы — главные факторы непрерывности рыночных отношений. Успех предприятия рассматривается как функция эффективности таких взаимоотношений. Роль маркетинговых коммуникаций в процессе управления рыночной деятельностью предприятия с вспомогательной становится координирующим, а их значимость в современном маркетинге постоянно повышается.

0050704

Таким образом, предприятие является инициатором четырех типов корпоративных взаимоотношений:

горизонтальных (причем двусторонних) отношений с поставщиками, посредниками, СМИ, финансово-кредитными учреждениями, акционерами, инвесторами;
вертикальных отношений с разного рода государственными органами;
отношений внутри предприятия;
вертикальных отношений с потребителями.

Читайте статью  Управление персоналом в сфере зооуслуг

При этом на первых двух уровнях осуществляются бизнес-коммуникации, а на третьем — коммуникации с потребителями.

Стоит отметить, что именно внутренние коммуникации (каналы связи между различными уровнями, подразделениями, категориям персонала) играют ведущую роль в развитии предприятия. Ведь качество обмена информацией может прямо повлиять на формулировку целей организации и степень их реализации. А следовательно повлиять и на дальнейшее характер отношений (коммуникаций) с вышеуказанными контрагентами. Ведь за счет повышения уровня лояльности и мотивированности персонала происходит формирование здоровой корпоративной культуры. Которая поддерживает стратегию развития бизнеса и помогает достичь цели предприятия.

Однако не следует забывать, что на пути эффективных коммуникаций на всех этапах деятельности предприятия существует множество барьеров:

— межличностного характера (индивидуальное восприятие и интерпретация содержания сообщения;
— неточность в толковании значения слов, жестов, интонации, мимики и т. д.;
— трудности в получении обратной связи;
— ограниченность информационной емкости восприятия (кратковременной памяти) неумение слушать другого человека и т. д.), так и разного рода организационные, технические и т. п. препятствия (искажения смысла сообщения;
— информационная перегрузка существующей системы коммуникаций несоответствие способа передачи информации ее восприятию;
— некомпетентность работников;
— неэффективность организационной структуры и т. д.).

0050703

Соответственно для минимизации влияния или преодоления каждого из указанных барьеров существуют определенные меры, применение которых должно быть комплексным. Учитывать особенности всех участников данного процесса коммуникации, в большинстве случаев иметь в основе принцип обратной связи (в частности, при преодолении личностных помех).

Следовательно, коммуникации в системе управления предприятия имеют двойное значение

Во-первых, обмен информацией внутри предприятия непосредственно влияет на его работу (в т. ч. формулировка целей деятельности и их эффективную реализацию).

Во-вторых, маркетинговые коммуникации направлены на информирование, убеждение, напоминание целевой аудитории о предприятии и его товарах. Стимулирования их сбыта, создание положительного имиджа фирмы в обществе и налаживания тесных взаимовыгодных партнерских отношений между предприятием и общественностью. А также позволяют оценивать рыночную ситуацию через обратный информационный поток. Создает возможности для адаптации целей фирмы в сложившейся ситуации.

В связи с этим, маркетинговые коммуникации, которые недавно воспринимались исключительно как инструмент привлечения покупателей, становятся определяющим фактором формирования отношений на рынке и системы управления ими, то есть формирование благоприятной бизнес-среды.

Похожее ...

Добавить комментарий