Кадровые аспекты антикризисного управления зоопредприятиями

Кадровые аспекты антикризисного управления зоопредприятиями

Кадровые аспекты антикризисного управления зоопредприятиями

В статье предложено содержание антикризисного управления персоналом предприятий, рекомендуется управленческие мероприятия на основных его этапах. Определена система факторов, влияющих на организационное поведение работников предприятий в кризисных условиях. Рекомендуется варианты действенных моделей антикризисной поведения предприятий.

Современные условия деятельности предприятий, связанных с кризисными явлениями, обусловливают необходимость разработки новых подходов к управлению различными видами ресурсов, в частности, человеческими. Руководителями предприятий осознается тот факт, что основным ресурсом организации являются люди, поэтому эффективность управления персоналом обеспечивает формирование их конкурентных преимуществ на рынке. При этом основной задачей в условиях кризиса является сохранение высокого кадрового потенциала, квалифицированных работников, действенной управленческой команды.

Целью исследования является определение специфики кадровых мероприятий в процессе антикризисного управления персоналом предприятий

Исследование закономерностей поведения 36 торговых предприятий в условиях кризиса позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, руководство предприятий вынуждено разрабатывать и внедрять антикризисные меры (в частности, в сфере управления персоналом).
Во-вторых, антикризисная поведение предприятий противоположной тем действиям, которые являются эффективными в условиях стабильного развития или экономического роста.
В-третьих, антикризисная модель поведения предприятий сейчас формируется стихийно и в большинстве случаев не является действенной. К тому же на всех исследуемых предприятиях наблюдается снижение эффективности управления персоналом. При этом общее снижение эффективности сопровождается появлением новых сложных проблем в функционировании системы управления персоналом в целом и отдельных ее составляющих, в частности.

ruzoo.ru0036

Антикризисное поведение предприятий имеет как положительные, так и отрицательные черты

Положительными ее характеристиками являются следующие:

— Установление целей является более конкретным;
— Просмотр управленческих методов (предприятия совершенствуют методы управления, формы работы с персоналом, применяя положительный зарубежный опыт);
— Постоянный мониторинг изменений факторов внешней среды (политических, экономических, социальных, технико-технологических);
— Поиск антикризисными менеджерами новых источников роста в неблагоприятных условиях;
— Сворачивание программ экстенсивного развития;
— Пересмотр критериев деятельности и процедур, которые вполне адекватны для ситуации с высокой неопределенностью.

Вместе с тем нами выявлено и черты антикризисной поведения исследуемых предприятий, в частности:

— Разработка стратегии, не базируется на Переоценка положения дел после каждой очередной значимого изменения;
— Ориентация на тотальное сокращение расходов (в первую очередь на развитие, деловую активность, персонал) при отсутствии перестройки механизма управления с повышением его эффективности;
— Предупредительные антикризисные меры не имеют системного и долгосрочного характера (не обеспечивает сохранение жизнеспособности предприятий и не позволяет достичь поставленных целей);
— Сокращение расходов на освоение новых рынков;
— Установление целей не является вариативным;
— Отмена инновационных проектов;
— Массовое сокращение персонала.

ruzoo.ru0037

Как показали проведенные исследования, предприятия применяют следующие варианты антикризисной поведения (стратегий):

1. Отсутствие антикризисных планов и действий (16% исследуемых предприятий). Как правило, такая модель антикризисной поведения не является правильной.

Читайте статью  Как привлечь покупателей в ваш зоомагазин или зоосалон (продвижение)

2. Сокращение объемов деятельности, увольнение персонала, свертывание всех программ развития персонала (обучение, социальный пакет, мотивационные программы); тотальная минимизация всех видов операционных и других расходов; продажа непрофильных (а в определенных случаях и профильных активов); введение системы жесткого контроля (42% предприятий). Данную модель поведения предприятий нельзя считать оптимальной. В большинстве случаев именно такие предприятия со временем банкротятся.

3. Повышение цен (32% предприятий). Такая модель антикризисной поведения также не может считаться оптимальной.

4. Формирование антикризисной команды, которая решает ситуационные проблемы (состоит из топ — менеджеров предприятия, директор является руководителем антикризисной команды и берет на себя ответственность по выходу предприятия из кризиса) (10% предприятий). Такая модель антикризисной поведения дает ограниченный положительный эффект.

Таким образом, в современных условиях возникает необходимость в четком определении содержания антикризисного управления персоналом, а также особенностей кадровых мероприятий на основных его этапах. К тому же актуальным в современных условиях является определение системы факторов, влияющих на организационное поведение работников предприятий в кризисных условиях (с целью обеспечения эффективного управления поведением персонала).

ruzoo.ru0038

С нашей точки зрения, процесс антикризисного управления персоналом в условиях рынка должен состоять из следующих этапов: анализ проблемной ситуации и состояния предприятия, диагностика кадрового потенциала, разработка и внедрение мероприятий по маркетингу персонала, разработка антикризисной кадровой стратегии и системы ее маркетинговой поддержки, проектирование антикризисной кадровой политики, разработка и организация выполнения антикризисных кадровых решений, разработка мер по преодолению и предотвращению конфликтов, определения мероприятий по управлению кадровыми рисками, контроль за выполнением антикризисных кадровых решений.

В условиях кризиса возникает необходимость изменения подходов к управлению поведением персонала

Руководителям предприятий необходимо также обратить внимание на то, что эффективности антикризисного управления предприятием можно достичь при условии обеспечения его системности, непрерывности, гибкости, адаптивности, стабильности и многовариантности.

По результатам проведенных исследований нами рекомендуются следующие варианты действенных моделей антикризисной поведения предприятий:

1. Разработка системы стратегического планирования и формирования заранее назначенной антикризисной команды (при отдаленных проявлениях предкризисных явлений). Для такого подхода характерно системный алгоритмический подход к коррекции стратегии развития предприятия в условиях кризиса. В связи с этим такую ​​модель поведения предприятия можно считать оптимальным вариантом.

2. Привлечение консалтинговой компании, которая берет на себя функции антикризисного центра (разрабатывает и внедряет антикризисную стратегию). Такая модель поведения целесообразна для предприятий, не обладающих персоналом, который способен разработать и внедрить эффективное антикризисное управление. При этом консалтинговая компания может стать внешним органом антикризисного управления предприятием.

Читайте статью  Показатели оценки персонала зоомагазина для построения мотивационной системы

ruzoo.ru0039

Выводы. Таким образом:

— Исследование практики управления предприятиями в условиях кризиса позволили выявить следующие варианты их антикризисной поведения (стратегий): отсутствие антикризисных планов и действий (16% предприятий); сокращение объемов деятельности, увольнение персонала, свертывание всех программ развития персонала; тотальная минимизация всех видов операционных и других расходов; продажа активов; введение системы жесткого контроля (42% предприятий); повышение цен (32% предприятий); формирования антикризисной команды, которая решает ситуационные проблемы (10% предприятий); названные модели антикризисной поведения предприятий нельзя считать оптимальными;

— Процесс антикризисного управления персоналом в условиях рынка должен состоять из следующих этапов: анализ проблемной ситуации и состояния предприятия, диагностика кадрового потенциала, разработка и внедрение мероприятий по маркетингу персонала, разработка антикризисной кадровой стратегии и системы ее маркетинговой поддержки, проектирование антикризисной кадровой политики, разработки и организация выполнения антикризисных кадровых решений, разработке мер по преодолению и предотвращению конфликтов, определения мероприятий по управлению кадровыми рисками, контроль за выполнением антикризисных кадровых решений; каждый из этапов должен предусматривать определенный перечень мероприятий, предлагается нами к применению на предприятиях;

А так же:

— Система факторов, влияющих на организационное поведение работников в условиях кризиса, включает: внешние факторы (ситуация на рынке труда, национальное трудовое законодательство, уровень регулирования социально — трудовых отношений в отрасли, состояние экономической конъюнктуры, специфика сферы деятельности предприятия, особенности кризисной ситуации) и внутренние факторы (степень подготовки работников, резерв времени, объем информации и темп ее поступления, степень соответствия методов управления персоналом характеру и условиям развития кризисной ситуации, компетентность руководства и персонала, степень адекватности управленческих действий по управлению персоналом, качественные характеристики кадрового потенциала, функциональное состояние работников, личностная оценка работниками значимости ситуации, характер и уровень мотивации персонала);

ruzoo.ru0040

— Управление организационным поведением персонала в условиях кризиса должно предусматривать сознательное воздействие на факторы, ее обусловливающие, в целях обеспечения ее стабильности для достижения целей предприятия и персонала;

— Предприятиям рекомендуются следующие варианты действенных моделей антикризисной поведения: разработка системы стратегического планирования и формирования заранее назначенной антикризисной команды (при отдаленных проявлениях предкризисных явлений); привлечение консалтинговой компании, которая берет на себя функции антикризисного центра (такая модель поведения целесообразна для предприятий, не обладающих персоналом, который способен разработать и внедрить эффективное антикризисное управление).

В перспективе исследования должно проводиться в направлении разработки системы маркетинговой поддержки антикризисной кадровой стратегии предприятия.

Реализация циклического процесса антикризисного управления персоналом, а также применение предложенных антикризисных мер в системе управления персоналом обеспечит рост ее эффективности и конкурентоспособности предприятий на рынке.

Похожее ...

Добавить комментарий