Кадровые аспекты антикризисного управления зоопредприятиями

Кадровые аспекты антикризисного управления зоопредприятиями

Кадровые аспекты антикризисного управления зоопредприятиями

В статье предложено содержание антикризисного управления персоналом предприятий, рекомендуется управленческие мероприятия на основных его этапах. Определена система факторов, влияющих на организационное поведение работников предприятий в кризисных условиях. Рекомендуется варианты действенных моделей антикризисной поведения предприятий.

Современные условия деятельности предприятий, связанных с кризисными явлениями, обусловливают необходимость разработки новых подходов к управлению различными видами ресурсов, в частности, человеческими. Руководителями предприятий осознается тот факт, что основным ресурсом организации являются люди, поэтому эффективность управления персоналом обеспечивает формирование их конкурентных преимуществ на рынке. При этом основной задачей в условиях кризиса является сохранение высокого кадрового потенциала, квалифицированных работников, действенной управленческой команды.

Целью исследования является определение специфики кадровых мероприятий в процессе антикризисного управления персоналом предприятий

Исследование закономерностей поведения 36 торговых предприятий в условиях кризиса позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, руководство предприятий вынуждено разрабатывать и внедрять антикризисные меры (в частности, в сфере управления персоналом).
Во-вторых, антикризисная поведение предприятий противоположной тем действиям, которые являются эффективными в условиях стабильного развития или экономического роста.
В-третьих, антикризисная модель поведения предприятий сейчас формируется стихийно и в большинстве случаев не является действенной. К тому же на всех исследуемых предприятиях наблюдается снижение эффективности управления персоналом. При этом общее снижение эффективности сопровождается появлением новых сложных проблем в функционировании системы управления персоналом в целом и отдельных ее составляющих, в частности.

ruzoo.ru0036

Антикризисное поведение предприятий имеет как положительные, так и отрицательные черты

Положительными ее характеристиками являются следующие:

— Установление целей является более конкретным;
— Просмотр управленческих методов (предприятия совершенствуют методы управления, формы работы с персоналом, применяя положительный зарубежный опыт);
— Постоянный мониторинг изменений факторов внешней среды (политических, экономических, социальных, технико-технологических);
— Поиск антикризисными менеджерами новых источников роста в неблагоприятных условиях;
— Сворачивание программ экстенсивного развития;
— Пересмотр критериев деятельности и процедур, которые вполне адекватны для ситуации с высокой неопределенностью.

Вместе с тем нами выявлено и черты антикризисной поведения исследуемых предприятий, в частности:

— Разработка стратегии, не базируется на Переоценка положения дел после каждой очередной значимого изменения;
— Ориентация на тотальное сокращение расходов (в первую очередь на развитие, деловую активность, персонал) при отсутствии перестройки механизма управления с повышением его эффективности;
— Предупредительные антикризисные меры не имеют системного и долгосрочного характера (не обеспечивает сохранение жизнеспособности предприятий и не позволяет достичь поставленных целей);
— Сокращение расходов на освоение новых рынков;
— Установление целей не является вариативным;
— Отмена инновационных проектов;
— Массовое сокращение персонала.

ruzoo.ru0037

Как показали проведенные исследования, предприятия применяют следующие варианты антикризисной поведения (стратегий):

1. Отсутствие антикризисных планов и действий (16% исследуемых предприятий). Как правило, такая модель антикризисной поведения не является правильной.

Читайте статью  Образец устава компании

2. Сокращение объемов деятельности, увольнение персонала, свертывание всех программ развития персонала (обучение, социальный пакет, мотивационные программы); тотальная минимизация всех видов операционных и других расходов; продажа непрофильных (а в определенных случаях и профильных активов); введение системы жесткого контроля (42% предприятий). Данную модель поведения предприятий нельзя считать оптимальной. В большинстве случаев именно такие предприятия со временем банкротятся.

3. Повышение цен (32% предприятий). Такая модель антикризисной поведения также не может считаться оптимальной.

4. Формирование антикризисной команды, которая решает ситуационные проблемы (состоит из топ — менеджеров предприятия, директор является руководителем антикризисной команды и берет на себя ответственность по выходу предприятия из кризиса) (10% предприятий). Такая модель антикризисной поведения дает ограниченный положительный эффект.

Таким образом, в современных условиях возникает необходимость в четком определении содержания антикризисного управления персоналом, а также особенностей кадровых мероприятий на основных его этапах. К тому же актуальным в современных условиях является определение системы факторов, влияющих на организационное поведение работников предприятий в кризисных условиях (с целью обеспечения эффективного управления поведением персонала).

ruzoo.ru0038

С нашей точки зрения, процесс антикризисного управления персоналом в условиях рынка должен состоять из следующих этапов: анализ проблемной ситуации и состояния предприятия, диагностика кадрового потенциала, разработка и внедрение мероприятий по маркетингу персонала, разработка антикризисной кадровой стратегии и системы ее маркетинговой поддержки, проектирование антикризисной кадровой политики, разработка и организация выполнения антикризисных кадровых решений, разработка мер по преодолению и предотвращению конфликтов, определения мероприятий по управлению кадровыми рисками, контроль за выполнением антикризисных кадровых решений.

В условиях кризиса возникает необходимость изменения подходов к управлению поведением персонала

Руководителям предприятий необходимо также обратить внимание на то, что эффективности антикризисного управления предприятием можно достичь при условии обеспечения его системности, непрерывности, гибкости, адаптивности, стабильности и многовариантности.

По результатам проведенных исследований нами рекомендуются следующие варианты действенных моделей антикризисной поведения предприятий:

1. Разработка системы стратегического планирования и формирования заранее назначенной антикризисной команды (при отдаленных проявлениях предкризисных явлений). Для такого подхода характерно системный алгоритмический подход к коррекции стратегии развития предприятия в условиях кризиса. В связи с этим такую ​​модель поведения предприятия можно считать оптимальным вариантом.

2. Привлечение консалтинговой компании, которая берет на себя функции антикризисного центра (разрабатывает и внедряет антикризисную стратегию). Такая модель поведения целесообразна для предприятий, не обладающих персоналом, который способен разработать и внедрить эффективное антикризисное управление. При этом консалтинговая компания может стать внешним органом антикризисного управления предприятием.

Читайте статью  Торговля зоотоварами - онлайн

ruzoo.ru0039

Выводы. Таким образом:

— Исследование практики управления предприятиями в условиях кризиса позволили выявить следующие варианты их антикризисной поведения (стратегий): отсутствие антикризисных планов и действий (16% предприятий); сокращение объемов деятельности, увольнение персонала, свертывание всех программ развития персонала; тотальная минимизация всех видов операционных и других расходов; продажа активов; введение системы жесткого контроля (42% предприятий); повышение цен (32% предприятий); формирования антикризисной команды, которая решает ситуационные проблемы (10% предприятий); названные модели антикризисной поведения предприятий нельзя считать оптимальными;

— Процесс антикризисного управления персоналом в условиях рынка должен состоять из следующих этапов: анализ проблемной ситуации и состояния предприятия, диагностика кадрового потенциала, разработка и внедрение мероприятий по маркетингу персонала, разработка антикризисной кадровой стратегии и системы ее маркетинговой поддержки, проектирование антикризисной кадровой политики, разработки и организация выполнения антикризисных кадровых решений, разработке мер по преодолению и предотвращению конфликтов, определения мероприятий по управлению кадровыми рисками, контроль за выполнением антикризисных кадровых решений; каждый из этапов должен предусматривать определенный перечень мероприятий, предлагается нами к применению на предприятиях;

А так же:

— Система факторов, влияющих на организационное поведение работников в условиях кризиса, включает: внешние факторы (ситуация на рынке труда, национальное трудовое законодательство, уровень регулирования социально — трудовых отношений в отрасли, состояние экономической конъюнктуры, специфика сферы деятельности предприятия, особенности кризисной ситуации) и внутренние факторы (степень подготовки работников, резерв времени, объем информации и темп ее поступления, степень соответствия методов управления персоналом характеру и условиям развития кризисной ситуации, компетентность руководства и персонала, степень адекватности управленческих действий по управлению персоналом, качественные характеристики кадрового потенциала, функциональное состояние работников, личностная оценка работниками значимости ситуации, характер и уровень мотивации персонала);

ruzoo.ru0040

— Управление организационным поведением персонала в условиях кризиса должно предусматривать сознательное воздействие на факторы, ее обусловливающие, в целях обеспечения ее стабильности для достижения целей предприятия и персонала;

— Предприятиям рекомендуются следующие варианты действенных моделей антикризисной поведения: разработка системы стратегического планирования и формирования заранее назначенной антикризисной команды (при отдаленных проявлениях предкризисных явлений); привлечение консалтинговой компании, которая берет на себя функции антикризисного центра (такая модель поведения целесообразна для предприятий, не обладающих персоналом, который способен разработать и внедрить эффективное антикризисное управление).

В перспективе исследования должно проводиться в направлении разработки системы маркетинговой поддержки антикризисной кадровой стратегии предприятия.

Реализация циклического процесса антикризисного управления персоналом, а также применение предложенных антикризисных мер в системе управления персоналом обеспечит рост ее эффективности и конкурентоспособности предприятий на рынке.

Похожее ...

Добавить комментарий