Классификация товарных запасов в ритейле в условиях применения категорийного менеджмента

Классификация товарных запасов в ритейле в условиях применения категорийного менеджмента

Классификация товарных запасов в ритейле в условиях применения категорийного менеджмента

В статье представлена логически структурированная классификация товарных запасов ритейлера в условиях и для целей категорийного менеджмента. Уточнена сущность и выделены важнейшие сущностные характеристики товарных запасов ритейла. Обзор распространенных подходов к классификации товарных запасов в розничной торговле. Уточнена и дополнена классификация товарных запасов ритейлера в зависимости от местонахождения, а также представлены особенности отображения информации в учете. Разработана классификация товарных запасов в ритейле в условиях применения концепции категорийного менеджмента.

Главным объектом управления ритейлера являются товарные запасы, а при том что необходимо управлять каждой ассортиментной позицией запасов (в среднем от 2 до 100 тысяч), экономически обоснованная классификация должна предоставлять возможность получать и использовать лицам, принимающим решения, упорядоченную информацию.

Категорийный менеджмент в зообизнесе

Ученые отмечают, что проблема классификации запасов в торговле еще не достаточно изучена и требует дальнейшего исследования. По нашему мнению, в первую очередь, необходима разработка классификации товарных запасов ритейлера для целей категорийного менеджмента. Категорийный менеджмент является относительно новой концепцией развития бизнеса. В отличие от традиционной организации управления он предполагает специализацию управленческих работ не по функциям, а по товарным категориям.

Для того, чтобы гибко и оперативно реагировать на изменения во внешней среде, с целью оптимизации деятельности торговых предприятий все функции по управлению ассортиментом товара сосредотачиваются в едином центре, а ответственность за весь цикл движения одной категории товара возложена на так называемого категорийного менеджера.

0051034

В Категорийный менеджмент категории ассортимента принято рассматривать как самостоятельные хозяйственные единицы. В поле ответственности категорийного менеджера попадает вся цепочка бизнес-процесса — от закупок до продажи товаров. При этом оценивается работа не каждого подразделения в отдельности, а эффективность деятельности всей логистической цепочки.

Для каждого из структурных элементов товарных категорий, представленных в товарных запасах, необходимо разрабатывать свою особую стратегию управления. Для этого необходимо решить задачу правильной разбивки всей совокупности торгового ассортимента товара на определенные, однородные по выбранным признакам группы товаров.

Несмотря на научные и практические наработки, сегодня существует необходимость разработки классификации товарных запасов по другим принципам и для других задач, возникающих в условиях использования ритейлером концепции категорийного менеджмента.

Целью статьи является разработка логико-структурированной классификации товарных запасов ритейлера в условиях категорийного менеджмента.

Для разработки классификации товарных запасов необходимо уточнить их сущность и основные характеристики

С точки зрения украинского ученого Н. М. Богацкий, наиболее существенными характеристиками понятия «товарные запасы предприятия розничной торговли»:

1) один из важнейших видов активов предприятия;
2) актив в виде совокупности товаров потребительского назначения;
3) совокупность товаров, приобретенных предприятием для дальнейшей продажи конечным потребителям;
4) совокупность товаров, приобретенных и реализуются с целью получения под — ской дохода;
5) совокупность товаров, формирование которых подчинено определенным целевым критериям;
6) совокупность товаров, находящихся на предприятии с момента поступления до момента реализации;
7) постоянно обновляемая совокупность товаров.

0051035

В работе А. А. Кругловой делается акцент на том, что товарные запасы «по сути является предметом труда в торговом предприятии и вообще обеспечивают возможность самого процесса реализации товаров». Поэтому главной характеристикой сущности товарных запасов ритейла является именно возможность обеспечения самого процесса реализации.

Проведенное исследование указанных и многих других работ позволило выделить основные характеристики товарных запасов и на этой основе сформулировать определение товарных запасов ритейла.

Товарные запасы ритейла — это один из важнейших объектов управления, постоянно обновляются, в виде целенаправленно сформированной совокупности товаров потребительского назначения, приобретенных для дальнейшей продажи конечным потребителям с целью удовлетворения спроса потребителей (по качеству, объему, цене и времени) для получения прибыли.

Состав и размер товарного запаса является как условием, так и следствием причин (необходимости) создание запасов:

— Обеспечение возможности самого процесса реализации товаров
— Один из важнейших объектов управления
— Актив в виде совокупности товаров потребительского назначения
— Совокупность товаров, формирование которых подчинено определенным целевым критериям
— Совокупность товаров, приобретенных и полученных с целью удовлетворения спроса потребителей (по качеству, объему, цене и времени) для получения прибыли

  Управление финансированием оборотных активов предприятий торговли зообизнеса

Выработка оптимальных решений по управлению запасами, как отмечает Т Я. Лагоцький, побуждает к разработке новых моделей управления запасами предприятий с использованием новых подходов к их построению. При этом «при жестокой конкуренции предприятия нуждаются принципиально новых подходов к управлению товарными запасами, что обусловливает необходимость обоснования классификации запасов на предприятиях розничной торговли».

0051040

Проведенный анализ экономической литературы показал, что основными признаками классификации товарных запасов в розничной торговле выполняемые функции (назначение), цели, отношение к комплексным логистических функций, соответствие нормативам, степень соответствия спроса, уровень ликвидности, характер спроса и т.д.

Кроме основных общепринятых признаков классификации товарных запасов ритейла, в научной литературе встречаются и другие подходы к выделению признаков классификации

Наиболее обоснованы подходы к классификации товарных запасов таких украинских ученых, как Н. М. Богацкая, Т. Я. Лагоцький, А. А. Круглова. Указанные авторы в своих работах предлагают не простое распределение товарных запасов на группы по классификационным признакам, а классифицируют товарные запасы в соответствии с определенных целей, направлений.

Так, Н. М. Богацкая предлагает систематизацию товарных запасов розничных торговых предприятий строить в пределах имеющихся на предприятии систем управления: бухгалтерского учета, операционного менеджмента, финансового менеджмента, логистического менеджмента. В разрезе каждой из предложенных систем автор и формулирует определенные классификационные признаки.

А. А. Круглова классифицирует товарные запасы розничного предприятия с позиций торговой деятельности, финансовой деятельности и скорости оборота.
Как признаки классификации товарных запасов используются следующие: момент и характер оценивания (начальные, конечные, средние, плановые запасы); измерители (абсолютные (запасы в натуральных и в стоимостных измерителях), относительные (запасы в относительных измерителях).

На наш взгляд, такие показатели не могут служить признаками классификации товарных запасов, а используются в системе оценки товарных запасов, то есть все виды оценок товарных запасов.

При классификации товарных запасов торгового предприятия в зависимости от местонахождения некоторые ученые. Выделяют запасы розничной торговли, запасы оптовой торговли, запасы в пути, запасы на таможне.

0051041

Многие авторы выделяют группы товарных запасов по методике, представленной в Инструкции об учете розничного товарооборота и товарных запасов:

— Товары, которые имеются в розничной сети (магазинах, лавках, аптечных киосках, развозной и разносной сетях), а также на мелкооптовых базах, распределительных складах и базах, в овоще, картофеле-, фруктохранилища;
— Товары, имеющиеся на базах и складах, принадлежащих розничным предприятиям, организациям;
— Товары, закупленные и оплаченные торговым предприятием, организацией и оставлены на ответственное хранение у поставщиков;
— Товары, сданные на переработку, которые на отчетную дату знает-ходятся на производственных предприятиях, как собственных, так и сторонних.

Но такое разделение не соответствует требованиям управления по концепции категорийного менеджмента. Наиболее обоснованное распределение товарных запасов ритейла в зависимости от местонахождения представлен в работе: товарные запасы, находящиеся в процессе приемки; товарные запасы, находящиеся в процессе хранения на складах и в кладовых предприятия; товарные запасы, находящиеся в процессе подготовки к реализации; товарные запасы, находящиеся в процессе реализации в торговых залах.

Однако в указанной классификации раскрыты не все аспекты, поэтому она требует уточнения и дополнения.

На наш взгляд, для эффективного управления товарные запасы ритейла в зависимости от местонахождения необходимо классифицировать:

1) товарные запасы ритейлера на складах поставщиков на ответственном хранении;
2) товарные запасы, находящиеся в пути от поставщиков:
— От поставщика на распределительный центр (на склад);
— От поставщика в торговую единицу (торговая площадка);
3) товарные запасы, находящиеся в пути между объектами ритейла (составами, распределительными центрами, торговыми площадками);
4) товарные запасы в торговой площадке:
— В торговом зале;
— В подсобных помещениях:
— Подготовлены к реализации;
— Не подготовлены к реализации;
— В процессе приема в торговой площадки;
5) товарные запасы в распределительных центрах (складах) ритейла.

  Стимулирование сбыта зоотоваров с помощью купонов - Coupons

0051044

Поскольку информация о товарных запасах, находящихся в пути (кроме, не оприходованы на складе поставщика или в другом месте) не заносится в систему учета, но необходима для принятия решений, предлагаем данные об этих поставки товара вносить в систему учета таким способ.

Известно, что товарные запасы в пути нельзя включить в актив предприятия (как такие, которые не отвечают критериям признания активов), поэтому информацию о них необходимо формировать в забалансовом учете. Но среди имеющихся счетов внебалансового учета не один не подходит для подобной информации по товарным запасам, которые еще не поступили на предприятие. Поэтому предлагаем ввести дополнительный забалансовый активный счет № 010 «Товары в пути от поставщика» — первая цифра «0» отражает принадлежность этого счета к системе внебалансового учета, «10» — порядковый номер счета (именно «10», потому что в забалансовом учете уже существует девять счетов, согласно инструкций с планом счетов).

При ведении внебалансового учета не используется такой элемент метода бухгалтерского учета, как двойная запись, поэтому необходимо сформулировать только правила отнесения / списание сумм на / с дебет / у счета 010 (используется исключительно дебет, поскольку по своим характеристикам это счет активный).

Представим основные характеристики счета 010 «Товарные запасы в пути от поставщика» (активный, забалансовый):

— Сальдо (остаток) начальная — сумма товарных запасов на начало периода (сутки, декада, месяц);
— Внесение сумм на дебет счета — суммы товарных запасов, отгруженные поставщиком и находящиеся в пути или которые согласно договору должны быть отгружены и поступление которых ожидается в определенный срок. Суммы заносятся: после сообщений от поставщиков (система передачи данных IDEF или другие каналы связи); информация по договорам поставки (устным или письменным) — срок поставки ожидается (начинается с) 30 дней.
— Списание сумм с дебету счета — суммы поступления товарных запасов на предприятие от поставщиков;
— Сальдо (остаток) начальная — сумма товарных запасов на конец периода (сутки, декада, месяц).

0051045

По результатам анализа экономической литературы, исследования условий и результатов деятельности ритейлеров, можно предложить классификацию товарных запасов в рамках категорийного менеджмента по следующим основным признакам: основные экономические параметры, параметры системы регулирования товарных запасов, физические свойства товаров, параметры партий товаров, находят, финансовые параметры , влияние товарных запасов на результаты деятельности ритейлера.

Особое внимание необходимо обратить на то, что сначала все запасы необходимо разделять на товарные категории (которые каждый ритейлер определяет самостоятельно), а потом уже делить товарные запасы согласно различным классификаций — или признаками, но в рамках отдельных категорий. А если необходимо, формировать обобщенные данные за какими то признакам по всем категориям вместе.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

1. Показано, что структурирование общего товарного запаса ритейлера зависит от степени внедрения категорийного менеджмента в системе управления.
2. Предложенная классификация товарных запасов ритейлера, признаками которой являются основные экономические параметры, параметры системы регулирования товарных запасов, физические свойства товаров, параметры партий товаров, поступающих финансовые параметры, влияние товарных запасов на результаты деятельности ритейлера, позволит повысить эффективность управления в ритейле при применении категорийного менеджмента.
3. Классификация товарных запасов ритейлера может быть дополнена и другими признаками. Главное, чтобы система классификации создавала возможности определения конкретных подходов к управлению каждого вида товарных запасов.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке подходов к контроля, регулирования и учета отдельных видов товарных запасов в соответствии

Похожее ...

Добавить комментарий