Конкурентоспособность зоотоваров и методика ее определения

Конкурентоспособность зоотоваров и методика ее определения

Конкурентоспособность зоотоваров и методика ее определения

Конкурентоспособность — способность товара быть выделенным потребителями из совокупности других конкурентных предложений; совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые с точки зрения покупателя являются существенными и обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей. Иными словами, конкурентоспособность означает способность предприятия выиграть борьбу за средства потребителя, поскольку в рыночных условиях именно потребитель является главным источником возврата инвестиций в производство, который согласен тратить свои средства только на те товары, которые, на его взгляд, лучше удовлетворят его потребности с максимально полезным эффектом (соотношение потребительского эффекта к затратам, связанных с потреблением ).

Выбор товаров — аналогов и определение требований к товару (на основе изучения рынка, конкурентов и потребностей потребителей)

Это практически самый важный, решающий шаг на пути повышения конкурентоспособности. Только хорошо знакомы с современными тенденциями развития зоорынка, потребностями потребителей, сильными и слабыми сторонами конкурентных товаров специалисты способны предложить именно то, что нужно потребителям. Например, исследователи определили значимые факторы, которые влияют на выбор автомобиля: цена, качество и полезность сухого корма для животных. Товары — аналоги (выбранные для оценки) должны принадлежать не только к одному виду и подвиду, но и к одной номенклатурной позиции.

ruzoo.ru_00061

Определение параметров, подлежащих оценке.

Параметры, характеризующие конкурентоспособность товара, могут быть:

— технические,
— коммерческие,
— организационные,
— экономические.

К техническим показателям относят показатели, которые создают уровень качества товара.

В состав технических параметров входят:

1) классификационные параметры, которые определяют принадлежность изделия к определенному виду, классу, типу продукции;

2) конструктивные (характеристики конструкторско — технологических решений);

3) нормативные — отвечающие международным стандартам, нормам, правилам;

4) эргономические (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические и др.), которые демонстрируют соответствие товара свойствам человеческого организма и психики, надежность функционирования человеческого комплекса;

5) эстетические, которые характеризуются единством содержания и формы предмета. Технический уровень определяется оценкой соответствия товара современным требованиям, которые устанавливаются потребителями и больше соответствуют определенному достигнутому уровню социально — экономического развития общества на НТП.

ruzoo.ru_00063

Качество товара — это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции; совокупность свойств товара относительно требований потребителя. Это не абсолютная характеристика, она определяется желанием клиента. Комплекс качества: транспортировка, хранение, принадлежности для эффективного использования этого изделия, инструкция.

К экономическим показателям относят стоимостные показатели, которые в сумме создают цену потребления товара

Следующие показатели: энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу выпускаемой продукции или совершаемой работы; стоимость сырья и эксплуатационных материалов; периодичность и стоимость ремонтов; стоимость запасных частей; численность и классификация обслуживающего персонала, уровень заработной платы.

По коммерческим условиям конкурентоспособность отмечается следующими показателями:

— уровнем цен;
— сроком поставки;
— условиями оплаты;
— уровнем таможенных пошлин, налогов и средств, потраченных на приобретение товара;
— степенью ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Аспекты функционирования потребительских региональных зоорынков

По организационным условиям приобретения и использования товара конкурентоспособность характеризуется следующими показателями: приближения продавцов к покупателям, доставка продавцами товаров к местам потребления, удобство расчетов, обеспеченность товаров обслуживанием в гарантийный и послегарантийный периоды.

ruzoo.ru_00064

Уровень конкурентоспособности также оценивают с помощью показателей так называемых «жестких» и «мягких» параметров

Каждый «жесткий» параметр имеет конкретную величину, которая выражается в килограммах, миллиметрах и других единицах и оценивается в форме процентного отношения фактической величины параметра к величине, характеризующей удовлетворения потребности на 100%.

Параметрический индекс можно определить и для «мягких» параметров, не подлежащих количественной характеристике. При этом результаты выражают в цифровой (балльной) форме. Основанием для присвоения параметру того или иного бала могут быть данные органолептических методов и оценки группы экспертов.

Ранжирование параметров и их разбивка на 2 большие группы — качественные и расходные.

После того, как мы определили все параметры, которые подлежат оценке, мы должны отобрать из них наиболее существенные (т.е. такие, которые потребитель ценит больше всего), поскольку часто избыточное количество параметров усложняет анализ.

Далее мы расставляем эти параметра в порядке убывающей (на Ваш взгляд) важности для потребителя

После этого мы обнаруживаем, влияние на потребителя оказывает тот или иной параметр. Помним, что потребитель классически хочет получить максимальное качество за минимальную цену. Таким образом, одни параметры потребитель желает максимизировать, то есть купить товар с максимальными характеристиками. Отсюда отнесем такие параметры к качественным. Другие параметры потребитель желает минимизировать. Отнесем их к расходным.

ruzoo.ru_00065

Надо помнить, что не обязательно все технические параметры, относят к качественным. Например, вес многих товаров потребитель хочет минимизировать. Или к расходным могут быть отнесены некоторые организационные параметры (например, затраты времени при покупке). Логика в этом есть, поскольку все нематериальные расходы теоретически можно выразить в денежном виде (время, потраченное на покупку — это время, потерянное для бизнеса; моральные издержки можно оценить и т.п.).

Но бывают случаи, когда экономические показатели относят не к расходным, а к качественным. Например, для сегмента эксклюзивных товаров — потребитель отдает предпочтение товарам с максимальной (в определенных пределах) цене.

Выбор базисного товара

Выбор базисного товара — товара, который служит основой (эталоном) для определения конкурентоспособности.

Существует 2 метода выбора базисного товара:

1) В качестве базисного товара используется лучший из предложенных товаров — аналогов. Но на практике это сделать трудно.

2) В качестве базисного товара применяется условный (оптимальный или гипотетический) товар — такой, который реально не существует и все показатели которого являются оптимальными для потребителя.

Есть базисный товар — это «идеальный» товар для потребителя, у которого все качественные параметры максимальные, а расходные — минимальные по отношению к параметрам товаров, конкурентоспособность которых определяется.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Эволюция подхода к маркетинговому тестированию товарных инноваций

ruzoo.ru_00066

Расчеты коэффициентов весомости

На предварительном этапе были сформированы группы показателей конкурентоспособности. Далее им нужно присвоить коэффициенты весомости путем ранжирования показателей по степени их важности для потребителя. Количество коэффициентов весомости = количеству показателей конкурентоспособности. Наибольший коэффициент присваивается наиболее важном с точки зрения потребителя показателю . Наименьший — наоборот. Сумма коэффициентов весомости равен единице (или 100 %).

Проведение индексного анализа конкурентоспособности

Предполагается последовательное определение 4- х типов индексов:

— Единичный;
— Групповой;
— Коэффициент конкурентоспособности по качественным и расходными показателями;
— Интегральный.

Единичный индекс отражает процентное отношение к величине того же параметра, при котором элемент потребности теоретически полностью удовлетворяют. Он присваивается каждому показателю каждого товара путем деления числового значения данного показателя на значение соответствующего показателя базисного товара.

ruzoo.ru_00067

Экономическое значение этого индекса: на сколько данный показатель далек от оптимальной величины. Следует отметить, что для качественных параметров он не может превышать 100 %, так как потребность не может довольствоваться более чем на 100%. А для расходных параметров он не может быть меньше 100 %, поскольку расходы базового товара — минимальны.

Групповой показатель объединяет единичные показатели и характеризует степень удовлетворения потребности по группе. Он определяется отдельно по группе аналогичных параметров (в нашем случае — качественных и расходных) путем суммирования произведений единичного индекса данного показателя на его коэффициент весомости.

Экономическое значение этого индекса: заключает различные значения единичных индексов, учитывая их важность

Для качественных параметров — чем больше интегральный индекс определенного товара, тем этот товар более конкурентоспособен по качеству для потребителя. Для расходных параметров — наоборот, чем меньше интегральный индекс определенного товара, тем этот товар более конкурентоспособен по затратам (цене приобретения и потребления) для потребителя.

Коэффициенты конкурентоспособности по качественным и расходными показателями дают более точную оценку конкурентоспособности товара по качественным и расходными показателями, то есть не только среди реальных товаров, которые сравниваются, но и дается оценка степени соответствия «идеальном» (базисном) товара для потребителя. Они определяется подобно единичного индекса, но «индексом» выступает итоговая оценка всей группы параметров. Но, в отличие от единичных индексов, толкование значения коэффициентов конкурентоспособности по качественным и расходными показателями должно быть одинаковым. Это достигается благодаря разнонаправленным определению коэффициентов.

ruzoo.ru_00068

Экономическое значение коэффициентов: чтобы понять это, надо заметить, что фактически сумма весомостей по расходным и качественными показателями — это по сути групповые индексы базисного товара (который мы приняли за 100 % для сравнения).

Экономическая сущность показателя: он является обобщающим значением конкурентоспособности данного товара. Максимальное значение его может равняться единице. Итак, чем ближе интегральный индекс того или иного товара к 1, тем он более конкурентоспособным по всем показателям.

Похожее ...

Добавить комментарий