Конкурентоспособность предприятия и методы её определения

Конкурентоспособность предприятия и методы её определения

Конкурентоспособность предприятия и методы её определения

Реформирование современной экономики страны осуществляется в направлении создания полноценного конкурентной среды и развития конкурентных отношений. Ключевым структурным элементом системы конкурентных отношений выступает конкурентоспособность как многогранная синтетическая категория. В условиях рыночного хозяйствования, когда конкуренция является неотъемлемой составляющей, долгосрочное успешное функционирование предприятия и достижения им лидерства на рынке зависят от его конкурентоспособности. Ускорение процессов глобализации рынков, вступление страны во Всемирную торговую организацию разрешили иностранным производителям выйти на отечественный рынок, обострив конкурентную борьбу.

В такой ситуации проблема обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий становится первоочередной задачей, от решения которого зависит способность предприятий работать и развиваться в жестких конкурентных условиях.

Конкурентоспособность предприятия является результатом его конкурентных преимуществ, к которым относятся определенные характеристики товаров, условия производства и реализации, дополнительное обслуживание, то есть все то, что отличает его деятельность и создает преимущество над конкурентами.

Читайте статью  Система управления потенциалом предприятия в зооиндустрии

370

К основным факторам конкурентоспособности предприятия на современном этапе отнесены следующие:

— качество продукции и услуг,
— уровень техники и технологии,
— доступ к привлекательным источников финансового обеспечения,
— уровень активности инновационно-инвестиционной деятельности,
— наличие стратегии поддержания высокого уровня конкурентоспособности,
— ориентация в своей деятельности на рынок и систематическую работу с потребителями,
-наличие конкурентной стратегии по непосредственных конкурентов,
— уровень квалификации персонала и уровень менеджмента,
-рыночная инфраструктура,
-правовое поле функционирования предприятия и т.п..

Обобщение методологических подходов и методов определения конкурентоспособности предприятия позволило констатировать, что они разрабатывались в течение длительного периода и соответствующих определенному уровню развития производства, техники и технологии, организации производства и т.п.. Однако эти подходы и методы являются теоретизованимы, поэтому их практическая апробация отношении отечественных предприятий является ограниченной.

Методические подходы предусматривают использование определенных методов оценки, в том числе — количественных и качественных

Качественные методы позволяют в наглядной форме осуществить анализ конкурентных преимуществ предприятия. Однако практическое применение качественных методов оценки предполагает использование количественных методов. Наиболее известные методы определения конкурентоспособности предприятий, используемых в отечественной практике одновременно разделены на две группы: аналитические и графические.

Читайте статью  Ценообразование как важная составляющая процесса маркетинга на предприятии

Основу повышения конкурентоспособности предприятия, его сильной конкурентной позиции и способности успешно работать в жестких рыночных условиях составляет конкурентная стратегия, которая полно соответствует тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим образом использует сильные стороны деятельности предприятия.

К ключевым факторам, которые влияют на выбор стратегии следует отнести: состояние конкурентной среды отрасли и позицию в ней предприятия, его цели и приоритеты руководства, объемы финансовых ресурсов и уровень приемлемого риска, результаты реализации предыдущих стратегий, фактор времени.

Похожее ...

Добавить комментарий