Лоббизм в политике и бизнесе

Лоббизм в политике и бизнесе

Лоббизм в политике и бизнесе


В правовом и организационном аспекте эта норма закладывает основы для структуризации форм, методов и источников информации, обеспечивать лоббистскую деятельность в парламенте. Речь идет о сфере представительства интересов, которая, с позиций теории и практики парламентаризма, состоит в материализации на уровне полномочных решений общественных (корпоративных) интересов. Как свидетельствуют специальные исследования, структуризация интересов является базовой для типологии лоббистской деятельности. Первый тип — это собственно лоббистская деятельность (прямое лоббирование), когда осуществляется целенаправленная работа с представителями институтов власти для достижения определенной цели. Второй тип — опосредованное лоббирование, когда организуются мероприятия в форме широкомасштабных акций в средствах коммуникации, сбора подписей, другие публичные методы формирования общественного мнения как средства давления на органы власти, прежде всего — парламент. Наконец, третий тип — внутреннее лоббирование, когда определенные интересы в органах власти защищают лица, работающие в этих органах имеют к ним прямой доступ.

Первый этап развития лоббизма в стране, наверное, можно назвать начальным формирующим этапом

Он имел признаки нецивилизованного формализованного лоббирования, отличительной чертой которого было приобретение собственности и бизнес-преимуществ не конкурентными методами — закрытые конкурсы и тендеры, не обоснована выдача государственных кредитов, административные решения, проведенные в условиях правового вакуума. Происходил процесс приватизации предприятий и почти параллельно — перераспределение собственности. С развитием нормального рынка наступает период институционального лоббизма, характеризуется конкурентными методами воздействия — PR и рекламные кампании, инициация экспертных оценок проектов административных решений; наличие институтов лоббизма в виде организаций и групп физических лиц, занимающихся этой деятельностью на профессиональной основе.

0050954

Под маркой лоббизма у нас фигурирует все, что угодно, но только не его классическая, проверенная демократией модель. На Западе лоббизм является важным элементом демократии, согласование интересов, инструментом обратной связи между государством и группами интересов социума. Субъектами лоббизма в США есть все корпорации, союзы предпринимателей, профессиональные ассоциации, общественные организации. Они обязательно должны подразделения, насчитывающие десятки и даже сотен сотрудников, специализирующихся на продвижении интересов. Группы интересов активно пользуются услугами наемных лоббистов, юридических и пропагандистских фирм.

Читайте статью  Блогосфера в современном информационном пространстве

К лоббистам относят в первую очередь, представителей профсоюзов, деловые ассоциации, общественно-политические объединения, комитеты, комиссии

Лоббистские организации ставят целью оказывать влияние на законодательные акты, которые принимаются, деятельность партий, результаты выборов. По мнению британского эксперта Каусона, в западной литературе чаще употребляют два определения лоббизма. Первое: лоббизм — это реализация права каждого гражданина обращаться к правительству. Второе: — это профессиональная деятельность служащих, или специальных консультантов, нанятых компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями для представления интересов этих организаций в отношениях с государственной властью.

В современных условиях лоббистская деятельность разворачивается в политической коммуникации власти и общества как не формализованная в правовом отношении. Она функционирует преимущественно в сфере распределения и перераспределения экономических ресурсов, собственности, административных рычагов влияния.

0051063

Итак, лоббистская деятельность в обобщенном виде трактуется как комплекс целенаправленных усилий по продвижению своих требований в органах власти и управления различного уровня. Одновременно отождествление механизма лоббирования как совокупности силовых методов и коррупционных них действий для достижения цели обусловливает априорно негативную его оценку. Речь идет о негативной оценке не феномена лоббирования как такового, а о средствах и методах этой деятельности и ее результаты. На самом деле лоббирование должно рассматриваться как неотъемлемая составляющая политической коммуникации, предусматривающий механизм прямой и обратной связи общества и государства.

В мировом законодательстве в системе политической коммуникации уже сформирован достаточно четкое представление об институциональных формы и функции института лоббизма. Итак, можно считать правомерным определение лоббирования как института политической системы, составляет механизм воздействия частных и общественных организаций, политических партий и т.п. на процесс принятия парламентских решений. В США, например, где лоббистская деятельность урегулирована на законодательном уровне, член парламента может быть объектом давления со стороны заинтересованных носителей интереса, когда с помощью такого давления формируется его представление о предмете интереса и тактику поведения в парламенте.

Читайте статью  Рекламные сообщения и их тематическая направленность

Важно отметить, что механизм давления может быть легитимным — он выписан в законе

Показательна и такой, что может быть заимствована, есть норма, согласно которой, например, члены палаты лордов британского парламента, «которые имеют любой финансовый интерес в сфере бизнеса, связанный с парламентским лоббированием, не могут получать выгоду из своего статуса как члена палаты от имени своих клиентов».

0051208

Бесспорно, водораздел между этими категориями должно быть предметом тщательного исследования в каждом конкретном случае, а потребность в упорядочении такой работы выходит за пределы действующего законодательства, поскольку лоббирование формируется, структурируется и набирает обороты в Украине в соответствии с процессами трансформации политической системы.

Среди важнейших политических предпосылок лоббистской деятельности является комплекс различных по своей природе, содержанию и значению факторов, которые можно считать факторами институционального развития, а именно:

— Проблемы и противоречия современного государственного устройства, опосредованные реформой политической системы;
— Проблемы формирования многопартийной системы и структуризации партий парламентского типа;
— Интеграция страны в сообщества.

Факторы, определяющие природу лоббистской деятельности, в свою очередь, является инструментом структурирования, собственно, субъектов этого процесса. Поскольку развитие политической системы предполагает определенную институционализацию направлений реализации интересов лоббистов. Именно поэтому многопартийность можно считать одной из важнейших предпосылок группового давления на парламент.

0050934

В советские времена, при однопартийной системе, не было необходимости лоббировать в парламенте партийные интересы. Сейчас, когда у нас количество политических партий растет, потребность в защите их интересов актуализируется. Следует принять во внимание и то, что активными субъектами лоббирования становятся и партии. Которые не преодолели определенного избирательным законом процентного барьера и стали активными критиками избирательной системы. Которая не обеспечивает представительства в парламенте партий. Имеющих определенную электоральную поддержку, которая, однако, материализовалась в депутатском корпусе.

Похожее ...

Добавить комментарий