Логистическое управление акционерным обществом в условиях рынка

Логистическое управление акционерным обществом в условиях рынка

Логистическое управление акционерным обществом в условиях рынка

В статье рассмотрены сущность и значение логистического управления, определена актуальность внедрения в корпорации концепции интегрированной логистики, место логистического менеджмента в структуре менеджмента корпорации, иерархическая структура логистики корпорации и предложена организационная структура службы логистики.

Поиск возможностей эффективного долгосрочного функционирования, наращивания и развития совокупного экономического потенциала корпораций обусловливает необходимость сосредоточения менеджмента на использовании логистических подходов. Логистические концепции, системы и технологии позволяют оптимизировать ресурсы компании (материальные, финансовые, трудовые), связанные с управлением материальными и сопутствующими потоками.

Цель статьи — определить и рассмотреть сущность, содержательность и значение логистического менеджмента корпорации, место логистического менеджмента в структуре менеджмента корпорации, принципы и методы интегрированной логистики.

Традиционное понимание логистического управления основывается прежде всего на управлении процессами перемещения разнообразных благ, а также людей, материалов, информации, финансов, энергии и т.д..

В этих логистических процессах происходит определенная трансформация параметров указанных благ:

— места,
— времени нахождения,
— состояния и т.п..

1000041

Соответственно предметом исследования и оптимизации в такой системе логистического управления являются транспортные, складские, манипуляционные, упаковочные, информационные процессы как составляющие инфраструктурного среды производственной деятельности. При такой трактовке к логистике относят все действия, благодаря которым осуществляется планирование, управление, реализация или контроль за пространственно-временной трансформацией товаров и связанными с этим трансформаций с точки зрения количества и ассортимента, манипуляционных свойств, а также степени логистического детерминирования товаров. Такой подход к формированию теоретических основ логистического управления, которого придерживаются ученые из логистики, является процессный.

Второй подход к определению логистики можно рассматривать с помощью понятия цикла потребления изделия, которое предусматривает, что продукт (или обобщенно — система) возникает благодаря планированию, проектированию, развития и после периода эксплуатации окончательно выводится из действия или утилизируется.

Определение логистики

Международное логистическое объединение «Society of Logistics Engineers» (SOLE) дает такое определение логистики, которое опирается на понятие цикла потребления изделия: «… Логистика — это планирование, контроль и координация, которые поддерживают управление и которые во время периода потребления продукта обеспечивают продуктивное использование средств и адекватную результативность логистических элементов при всех фаз периода потребления таким образом, что благодаря вмешательству в систему в соответствующее время обеспечивается эффективное управление потреблением средств».

Перспективное понимание логистического управления все больше отождествляют с системным управлением, то есть любое управленческое решение принимают при условии учета всех существенных причинно-следственных связей. Другими словами, такое понимание логистического управления можно отнести к управлению, ориентированного на стоимость. Отстаивая эту точку зрения, традиционное понимание можно отождествить с производственным менеджментом, тогда как перспективное понимание — с логистическим менеджментом, который способен формировать, наращивать и способствовать дальнейшему развитию совокупного экономического потенциала корпорации.

1000040

Анализируя возможные последствия мышления логистическими категориями, выделим функциональные, инструментальные и институциональные измерения в концепции логистики. Функциональные последствия возникают тогда, когда логистику воспринимают как обособленный комплекс задач корпорации. В таком контексте логистику следует трактовать как новую хозяйственную функцию. Инструментальные последствия возникают при применении технологий преобразования информации, при этом целесообразно говорить о возможности изменений, возникающих для поддержки процесса преобразования информации и облегчения перемещения продукции, товаров.

Изменения организационной структуры корпорации

Институциональные последствия касаются организации предприятия и организации сотрудничества между предприятиями как внутри корпорации, так и снаружи. Здесь следует идентифицировать возможные изменения организационной структуры корпорации (внутриорганизационные последствия или межорганизационные) вследствие мышления логистическими категориями.

Характерное для логистической концепции мышления системными категориями требует трактовки логистических задач как комплекса зависимостей, а логистики — как единого замкнутого в себе пространства задач предприятия. В теории управления предприятием такая сфера задач определяется как важная функция предприятия. Есть логистика трактуется как одна из важных функций корпорации, которая способствует формированию ее совокупного экономического потенциала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Анализ методов продвижения зоотоваров на внешний рынок

Повышение организационно-экономической устойчивости корпорации реализуется межфункциональные и межорганизационный логистическим менеджментом, что позволяет устранить конфликты между функциональными подразделениями корпорации и обеспечить интегрированную взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу.

Логистический потенциал позволяет реализовать целевые установки корпорации в пределах ее миссии, будучи стратегическим фактором в условиях обострения конкуренции.

1000039

При построении современных логистических систем важно определить логистического менеджмента в общей структуре управления корпорацией и пределы взаимодействия с другими элементами управления. Современная система менеджмента корпорации представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, инновации, маркетинг, сбыт, персонал и т.д.), объединенными стратегическими и другими целями.
В условиях рыночной экономики корпоративные структуры должны рассматривать логистику как инструмент, позволяющий уменьшить общие затраты фирмы на традиционные функции закупки, управление запасами, транспортировки и грузопереработки продукции.

Уменьшение общих логистических издержек фирмы

Однако случается, что уменьшение общих логистических издержек фирмы достигается за счет увеличения конфликтов между персоналом логистики и других функциональных сфер бизнеса. Между тем традиционное распределение функциональных обязанностей и отделения уровней управления и контроля в определенных организационных структурах корпорации неизбежно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, сглаживание которых должно быть одной из задач персонала интегрированной логистики.

Как показывает опыт, наилучшие результаты в бизнесе имеют те корпорации, которые используют концепцию интегрированной логистики, что позволяет объединить усилия управленческого персонала, ее структурных подразделений, дочерних фирм и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в полном логистической цепи «закупка — распределение — продажа — сервис ». Принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности, минимизации полных логистических и трансакционных-ционных расходов предприятия.

Ориентация интегрированной логистики в корпорации должна базироваться на определенной иерархической структуре и способствовать формированию и развитию совокупного экономического потенциала корпорации.

Назначение логистической стратегии — поддержка корпоративной маркетинговой стратегии при управлении товарными потоками с оптимальными затратами ресурсов.

1000043

Среди основных логистических стратегий можно назвать такие:

— минимизации общих затрат на закупку сырья, материалов, энергоносителей, управления запасами и дистрибуцию продукции, товаров;
— минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру;
— максимизации уровня качества логистического сервиса при ограничениях бюджета логистики.

Ведущие транснациональные корпорации успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, системы и технологии, позволяющие им оптимизировать ресурсы (материальные, финансовые, трудовые), связанные с управлением товарными потоками.

Среди этих технологий необходимо отметить, прежде всего, такие, как:

— «Just-in-time» (точно в срок),
— «Requirements / оигсе planning» (планирование потребностей / ресурсов),
— «Demand-driven Logistics» (логистика, ориентированная на спрос ),
— «Time-based Logistics» (логистика, ориентированная на время),
— «Integrated Supply Chain Management» (интегрированный менеджмент логистической цепи).

Указанным концепциям и технологиям соответствуют базовые (стандартные) логистические системы, что, как правило, поддерживаются корпоративной информационной системой. Наиболее распространенными базовыми логистическими системами являются ERP и DRP.

Для современной практики менеджмента корпоративных структур характерен интенсивный переход от управления отдельными логистическими функциями к управлению бизнес-процессами как наиболее адекватным инструментом интегрированной парадигмы логистики. При этом под логистическим бизнес-процессом следует понимать взаимосвязанную совокупность операций и функций, переводящих ресурсы корпорации (при управлении товарными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической стрaтегией фирмы.

1000044

Этот результат обычно определяют в соответствии с ключевых факторов логистики:

— общими затратами,
— временем выполнения заказа,
— качеством потребительского сервиса,
— инвестициями в логистическую инфраструктуру и т.д..

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование и оценка стратегического потенциала предприятий торговли

Управление по бизнес процессов требует достаточно высокого уровня организации менеджмента корпорации и стимулируется имеющимися корпоративными интегрированно информационными системами, реализующих ERP/CSRP-идеологию.

Наконец, платформу иерархической структуры логистики корпорации должны составлять логистические функции и операции. Набор которых весьма велик и индивидуальным (относительно расстановки приоритетов) для каждой корпорации. Здесь необходимо подчеркнуть, что любая операция (тем более функция) должна быть учтена и контролируемая в системе логистического контроля фирмы с позиций расходов, трудоемкости, времени выполнения. А также закреплена за соответствующим персоналом логистического менеджмента корпорации.

Необходимость создать службу логистики

Для координации логистического процесса и согласования между функциональными подразделениями корпорации параметров, связанных с объемом закупок, сроком поставок, ассортименту приоритетности отдельных брендов. А так же наличием на складах необходимых товарных запасов, уровнем качества и объемом услуг, предоставляемых клиентам, необходимо создать службу логистики. Как показывает практика формирования логистики в отдельных корпорациях дальнего и ближнего зарубежья. На первых стадиях целесообразно внедрение организационной структуры службы логистики (для средних по размеру корпоративных структур) и управления по логистике (для крупных структур).

Использование принципов интегрированной логистики позволяет повысить эффективность функционирования торговой фирмы благодаря сокращению продолжительности цикла обслуживания, повышает скорость реакции на меняющиеся условия внешней среды, стабилизации отношений с поставщиками. А так же сокращению количества упущенных продаж путем рационального размещения и поддержания необходимого уровня товарных запасов. Снижению трансакционных издержек на всех этапах товародвижения.

1000045
Известно, что отдельные комплексные активности корпорации определяют тесное взаимодействие логистики с другими функциональными сферами бизнеса.

Как правило, они включают потребительский сервис, управление заказами и запасами, упаковки, дислокации складов и конечных точек сбыта для логистически-маркетингового интерфейса. Указанные взаимодействия настолько важны для успешного функционирования корпорации на рынке сбыта. Требующих коллективных форм менеджмента, чтобы не допустить принятия неоптимальных решений. С этой целью целесообразно ввести в высший менеджерский состав корпорации должность интегрального логистического менеджера.

Взаимодействие корпорации с партнерами и логистическими посредниками

Взаимодействие корпорации с партнерами и логистическими посредниками в закупках и дистрибьюции составляет предмет межорганизационный логистического менеджмента, имеет в условиях рынка приоритетное значение для достижения стратегических целей корпорации. Если политика корпорации, действует. Например, в дистрибьюторском канале, затрагивает интересы других корпоративных структур, предприятий и влияет на их прибыль. То целесообразно сформировать межорганизационный логистическое управление. Это позволяет достичь определенных преимуществ и выгод всем членам дистрибьюторского канала, рассматривая его как единое целое.

Таким образом, вопрос межфункционального и межорганизационный логистического менеджмента являются очень сложными. Поэтому нуждаются продуманных поэтапных действий при внедрении. Следует отметить, что, безусловно, логистике присущ активный интегрирующий потенциал. Способный объединить и улучшить взаимодействие между такими базовыми функциональными сферами, как снабжение, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж и между дочерними предприятиями корпорации и ее структурными подразделениями. Рационально управляя запасами продукции в процессе закупок, реализации и дистрибьюции логистика способствует уменьшению общих затрат. Снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций корпорации на рынке и формированию логистического потенциала.

Не вызывают сомнений выводы, логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость корпорации на рынке. Сглаживая внутрифирменные противоречия между закупками, маркетингом, финансами, продажами и отношения с логистическими посредниками. Способствует формированию, наращиванию и развития совокупного экономического потенциала корпорации как за счет внутренней оптимизации действий, так и внешней.

Похожее ...

Добавить комментарий