Манипуляция сознанием через технологии INTERNET

Манипуляция сознанием через технологии INTERNET

Манипуляция сознанием через технологии INTERNET

Анализируются манипуляции, применяемые в интернете с целью воздействия на сознание. Интернет, с одной стороны, является наиболее демократичным и быстрым способом коммуникации, а с другой — дает неограниченную свободу вхождения в наше сознание любой информации, время вредного или даже опасной. Обсудим манипуляции сознанием через технологии INTERNET.

Манипулятивные технологии в Internet — тема, требующая специфических подходов к анализу, поскольку имеет место применение знаний психологии, манипулятивных технологий, средств и методов, а также в сфере Internet технологий, средств и методов.

На сегодняшний день Internet уже является одним из атрибутов жизни в обществе

Каждый день миллионы людей, нуждаются в доступе к глобальной сети, причем цели данной потребности кардинально разные, то есть от простого поиска необходимой информации и посещения социальных сетей к серьезной работе на уровнях от частного к государственному. Неудивительно, что в технологии Internet проникают, технологии манипуляции сознанием, ведь во «всемирной сети» не существует цензуры, и этим охотно пользуются манипуляторы.

Такое взаимопроникновение создает проблему использования манипулятивных технологий через технологии Internet, и это уже не прогнозы или фантазии, а реальность. В «глобальной сети» уже полным ходом применяются технологии воздействия на сознание человека, причем данные технологии далеко не новые, они просто адаптированы в новый формат.

179

Цель исследования состоит в анализе технологий манипуляции сознанием через использование Internet технологий. А именно рассмотреть несколько видов манипуляции сознанием и выделить наиболее применяемые технологии, и определить, к чему приводит использование данных технологий, имеются ли изменения в поведении, сознании и действиях человека.

Каждый из исследователей по своему классифицирует виды манипуляции сознанием, однако несмотря на разные взгляды по манипуляции, а в них общая.

Со временем продвижения изменений в обществе, менялась и система средств, которые использовались для манипуляции сознанием человека. Сначала важнейшую роль играли книги, журналы и газеты, а также кино. Позже массовую аудиторию получило телевидение, которое стало основным каналом для распространения, на сегодня Интернет охватывает все эти сферы, поскольку он является аудиовизуальным каналом подачи информации.

Манипуляция — это навязывание манипулятором своей воли в форме скрытого психологического воздействия

Основой манипуляции является эксплуатация эмоций человека. С. Кара-Мурза отмечает: «Природа манипуляции состоит в наличии двойного действия — вместе с открытым сообщением манипулятор посылает адресату» закодированный «сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата образы, нужные манипулятору. Эта скрытая действие опирается на» неявное знание «, которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мысли и поведение.

Искусство манипуляции заключается в том, чтобы направить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия. Среди главных манипулятивных технологий в СМИ Кара-Мурза выделяет использование эвфемизмов, упрощения, использование стереотипов, повторов, отрывистый способ подачи информации, коннотации.

Манипулятивные технологии используют с целью тайного психологического, политического, коммерческого и даже физического принуждения. По сути, манипуляция — это насилие, но еще опаснее, чем обычное, поскольку влияет на подсознание, искажает наше восприятие реальности, делает инструментом удовлетворения чужих потребностей, нивелирует нашу индивидуальность.

178

Картунов выделяет основные средства манипуляции общественным сознанием:

1) языковые (использование определенных штампов, терминов, идеологических и политических клише);
2) неречевые (блокировка «невыгодной» информации; представление информации в благоприятном для себя контексте);
3) активные (насаждение стереотипов и ценностей);
4) пассивные (фрагментарность информации)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Эволюция содержания продвижения в моделях маркетинга

Есть в подаче сообщения используются определенные языковые аспекты, например при написании сообщения украинском языке подать определенные ключевые слова на русском, чтобы обратить на них внимание, также возможны различные варианты шрифта (размера слов), цвета представления и др..

H. Лигачева дает следующие виды технологий манипуляции сознанием через СМИ, а следовательно и через Internet:

1. Использование стереотипов. Представление социального объекта в упрощенном схематизированном виде. Стереотипное представление со временем фиксируется в сознании и практически не поддается проверке опытом;

2. Замена имен, или «наклеивания ярлыков». Как правило, негативно окрашенное оценочное суждение;

3. Повторение информации. Сообщение повторяется с достаточной частотой для закрепления в массовом сознании;

4. Утверждение. Телевидение часто вместо дискуссии аргументов подает бездоказательные утверждения, представляя только одну мысль, выгодную для них;

5. Постановка риторических вопросов. Телевидение может поставить аудитории простое на первый взгляд вопрос, но наделить его соответствующим контекстом, который сориентирует зрителя в нужном для манипулятора направлении;

6. Полуправда. Заключается в объективном и детальном освещении незначительных деталей и, вместо того, замалчивании важных фактов или в общей фальшивой интерпретации событий. Такая подача помогает сохранить доверие аудитории к телевидению;

7. «Спираль умолчания», или манипулирования опросу общественного мнения. Подбор комментариев должен убедить граждан в поддержке большинством общества той или иной точки зрения или политической позиции. Этот метод базируется на закономерностях массовой психологии, заставляет людей с другими взглядами скрывать их, чтобы не оказаться в социально-психологической изоляции;

8. Анонимный авторитет. Ссылка на него предоставляют информации солидность и правдоподобие;

9. «Обыденное рассказ». Информация о острые политические события, социальные конфликты или трагические события подается в деловом и спокойном тоне, что способствует индифферентности восприятие ее населением;

Далее:

10. Эффект присутствия. Достигается с помощью специальных технологий, имитируя реальность, усиливающие иллюзию достоверности;

11. Эффект первичности. Попытки телевидения передать информацию первым. Оперативность подачи информации может использоваться как манипулятивный прием, который не дает возможности аудитории осмыслить полученную информацию, поскольку она сразу вытесняется новой, совершенно не связанной с первой;

12. Констатация факта. Желательно положение подается как факт, который уже состоялся;

13. Отвлечение внимания. Помогает отвлечь внимание общества от важных событий на менее значимые и снизить психологическое сопротивление со стороны общества;

14. Использование очевидцев происшествия. Специальный подбор людей и монтаж с необходимым смысловым рядом;

15. Принцип контраста. Используется, когда нужно предоставить негативную информацию о политических оппонентов, но тактика прямых обвинений кажется очень откровенной;

16. Психологический шок. Новости о чрезвычайных происшествиях, которые вызывают психологический шок в обществе, разрушают все уровни психологической защиты и позволяют внедрять в сознание инспирированы схемы;

17. Создание ассоциаций. Объект информационных сообщений в глазах общественности привязывается к негативным стереотипам массового сознания;

18. Информационная блокада. Блокировка «невыгодной» информации, задержание ее или изложения в благоприятном для представления контексте.

176

Таким образом, определив технологии манипуляции сознанием, мы должны определить Internet технологии, благодаря которым это возможно их применения

Итак, что же такое технологии Internet — это на прежде всего размещения, создание и поддержка во всемирной паутине сайтов, блогов, чатов, форумов, социальных и др.. Именно в таких местах мы часто сталкиваемся с манипуляцией нашим сознанием.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Роль не банковских финансовых посредников в развитии финансового рынка

Также заметим, что существует несколько способов манипуляции сознанием в сети, это в первую очередь такие вещи как спам и троллинг.

Виды спама

• Рассылка писем религиозного содержания.

• Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя (отказ сервиса).

• Массовая рассылка от имени другого лица, с целью вызвать к ней негативное отношение.

• Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения).

• Есть также два типа массовых рассылок, которые часто относят к категории спама, поскольку они осуществляются неумышленно. Однако они создают такие же (или даже более серьезные) проблемы для администраторов сетей и конечных пользователей.

• Компьютерные вирусы типа (почтовые черви) распространяются с помощью электронной почты. Заразив очередной компьютер, такой червь ищет в нем e-mail адреса и рассылает себя по этим адресам.

• Почтовые черви часто подставляют случайные адреса (из найденных на зараженном компьютере) в поле письма «От кого». Плохие антивирусные программы на других компьютерах отсылают на этот адрес сообщение о найденном вирусе. В результате десятки людей получают сообщение о том, что они якобы рассылают вирусы, хотя на самом деле они не имеют к этому ни малейшего отношения.

Но все же вернемся к манипуляции

На сегодняшний день, достаточно популярным местом применения манипуляций сознанием являются социальные сети такие как: vk, facebook, Twitter и др.. Это объясняется тем, что сейчас стало «модным» быть зарегистрированным хотя бы в одной социальной сети, и действительно — это удобно.

Одним из последних примеров манипулирования сознанием, был замечен лично мной и за классификацию его можно назвать как метод «создания ассоциаций». Дело в том, что в на персональных страницах данных сетях, мы можем найти множество групп, единомышленников, которые делятся определенными новостями, информацией, картинками и др.. Так вот, в одной из таких групп, примерно месяц назад, появилось фото двух юношей и подпись под ним «это круто» (на самом деле там присутствует нецензурная лексика). Так вот, данная фотография стала популярной, и ее начали подавать вместе с другими изображениями, причем совершенно в разных сферах.

Таким образом, появившись месяц назад, данная картинка закрепилась в памяти людей, которые регулярно или несколько раз в неделю обращались новости в группах. На сегодня, уже есть по сути создан стереотип. Сейчас уже не нужна подпись «это круто», достаточно одного фото этих юношей, и наоборот подписывая любое изображение «это круто», в памяти сразу возникает изображение ребят. Поэтому, можем сказать, что это ассоциативное представление было сформировано путем повторения фотографии с подписью под ней.

Итак, проведя исследования мы считаем поставленные задачи выполненными и раскрытыми соответствии с поставленной целью.
А именно выявлены следующие наиболее распространенные технологии манипуляции в Internet: создание ассоциаций, использование стереотипов, повтор информации. Средствами манипулятивного воздействия были определены спам и троллинг. О поведении мы можем с уверенностью сказать, что они имеются, человек по сути не понимая делает то, что необходимо манипуляторов.
В перспективе дальнейшего исследования мы намерены продолжить изучение и исследование проблем связанных с применения манипулятивных технологий в сети Internet.

Похожее ...

Добавить комментарий