Маркетинговые исследования в сфере электронной коммерции

comp007Статья посвящена вопросам разработки и применения маркетинговых инструментов в сфере электронной коммерции на примере основных конкурентных преимуществ электронных магазинов.
Ключевые слова: маркетинговая среда, маркетинговые инструменты, электронная коммерция, интернет — магазины, модели электронной коммерции, позиционирования, дифференцирования, сегментирование рынка, массовое индивидуальное обслуживание (кастомизация), ценообразования.
Формирования информационной экономики и создание условий для перехода к информационному обществу поставили сложные задачи по готовности субъектов экономической деятельности к информационной стадии развития. Становление и развитие е — экономики связаны с переносом в электронную среду сети Интернет различных видов социально — экономической деятельности. Глобальная сеть предоставляет неограниченные возможности для осуществления электронной экономической деятельности, в частности для осуществления интернет — маркетинга, при котором бизнес- процессы осуществляются мгновенно и в любой точке пространства. Интернет — маркетинг, как и традиционный маркетинг, имеют схожее основная задача — донесение информации до клиента. Вследствие этого продавец товаров или услуг получает увеличение продаж, а значит и прибыли. В то же время клиент (потребитель товаров и услуг) благодаря этой информации имеет возможность выбора между различными компаниями — производителями, и в результате может получить наиболее восприимчив для себя продукт.
Понятие интернет — маркетинга является наименее изученным и не основной проблемой компании, которая решила заниматься бизнесом в сети или использовать его для коммуникации с потребителями. На сегодн , исследованием применения инструментов маркетинга в сети Интернет (интернет — маркетинга) занимаются такие ученые: Котлер Ф., Ойнер О.К., Попов Е.В., Голубкова Е.П. и другие. Однако, наработки в области интернет -маркетинга на основе применения маркетинговых инструментов именно в сфере электронной коммерции B2C на примере электронных магазинов недостаточны и требуют дальнейшего развития.
Целью научной статьи является исследование вопросов, связанных с перспективными направлениями использования маркетинговых инструментов и возможностей сети Интернет для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности.
Сфера электронной коммерции сегодня находится на этапе развития, что обусловлено следующими тенденциями: открытие многих интернет — магазинов в отечественном сегменте сети, которые больше распространены по сравнению с другими моделями и являются типичными ее представителями; проведение выставок, тематических конференций, публикаций тематических статей в СМИ (газетах, журналах, журналах и т.п.); реклама в Internet, на телевидении т. п.
Проанализировав электронные магазины, оказалось, что отечественные интернет — магазины отстают от зарубежных по объемам продаж. В первую очередь, это связано с тем, что они практически не применяют в своей деятельности такие маркетинговые инструменты, как позиционирование, сегментирование рынка и ценообразования. Решение указанной проблемы предполагает определение возможности применения маркетинговых инструментов в деятельности электронных магазинов.
Одна из важнейших задач современной электронной коммерции — замена традиционного механизма торговли между предприятиями. При этом предполагается, что клиент предварительно выбирает товар, а с помощью Интернета проводится операция продажи. В будущем, с развитием виртуального рынка, принципы электронной коммерции проникнут и в остальные сферы торговых отношений между предприятиями. Они будут использоваться для исследования и изменения предпочтений корпоративных клиентов, а также для создания и продвижения новых марок.
Электронный бизнес имеет главную идею: сделать торговлю более эффективной и оперативной посредством перехода к электронной торговле. Как и любой другой, он требует комплексного подхода, включающего планирование и управление, которое поддерживается технологией, процессами и структурой. Основная сложность поддержки в электронном бизнесе заключается в необходимости соблюдения безопасности и надежности программного и аппаратного обеспечения, сети, каналов связи и конечно Интернета в целом.
Выделяют следующие направления электронной коммерции:
— B2B (business — to — business) — взаимодействие бизнес — структур между собой; к этому направлению можно отнести поддержку цепей поставок продукции (производитель — дистрибьютор — дилер — сеть розничной торговли); выбор поставщиков на основе проведения тендеров; электронные биржи и т.д.;
— В2С (business — to — customer) — взаимодействие бизнес — структур с конечными потребителями; характерными представителями этого направления являются электронные магазины, которые в последнее время получили широкое распространение;
— G2B (government — to — business) — взаимодействие государственных структур с бизнес компаниями;
— G2C (government — to — customer) — взаимодействие государственных структур с гражданами страны;
— C2C (customer — to — customer) — взаимодействие пользователей между собой. К этому направлению часто относят Интернет — аукционы, а также обмен опытом использования того или иного товара, сетевой маркетинг и т.п. Вместо буквы G часто используется буква А (администрация).
В рамках взаимодействия пользователей промежуточным звеном выступает интернет — магазин (электронный магазин, онлайновый магазин) как программный комплекс, позволяющий продавать товары или услуги через Интернет и автоматизировать управление бизнес — процессами. Электронные магазины объединяют элементы прямого маркетинга и традиционной торговли. Основными отличиями интернет — магазина от традиционного является интерактивность, большое количество информации и ассортимента продукции и персонализированный подход к каждому посетителю. Самым большим недостатком электронных магазинов является то, что нельзя потрогать товара и оценить его визуально. Однако, этот недостаток с успехом компенсируется большим количеством информации, которую не сможет предоставить продавец в традиционном магазине.
Основными функциями электронного магазина являются: предоставление как можно более полной информации о представленных товарах и услугах; прием и обработка заказов; персонализация посетителей; проведение платежей (при условии подключения к платежной системе); сбор и анализ статистической информации.
Создание качественной системы Интернет — торговли невозможно без изучения потребителей. Именно поэтому, технические возможности электронного магазина должны предоставлять возможность для идентификации посетителей и получения статистики. К основным критериям оценки интернет — магазина относятся: ассортимент товаров; цены на товары; полная информация о товарах и услугах; сервисная поддержка; выбор способов оплаты; своевременность поставки; навигация. Все они важны для того, чтобы посетитель принял решение о покупке в электронном магазине. По данным исследовательской компании «Net Effect Systems» примерно 6% посетителей решают сделать покупку в интернет — магазине, но только треть из них успешно это делает. Другие посетители из-за недостаточного количества информации о товарах или услугах и низкий уровень обслуживания не доводят процесс покупки до конца.
Итак, посетитель электронного магазина должен легко найти ответ на все вопросы, касающиеся товаров и услуг, их характеристик , способов покупки, оплаты и доставки. Кроме того, работа с посетителем сайта не должна заканчиваться после принятия им решения о покупке или отказе от нее. Поэтому, стоит ему предложить:
— Сделать закладку на сайт;
— Подписаться на рассылку по сообщений о новых поступлениях;
— Сравнить уровень цен на аналогичные товары как самой лавочки, так и других торговых структур;
— Представить информацию об уровне скидки и другие поощрительные бонусы (акционные предложения);
— Оставить заказ на товары, которых в данный момент нет;
— Зайти на гостевую книгу или форум;
— Заполнить анкету для персонализации.
Также, стоит рассмотреть возможность побуждения посетителей к совершению импульсивных покупок (не запланировано покупка, осуществленная в результате принятия решения за короткий промежуток времени) в электронном магазине. Эффективным маркетинговым инструментом при этом является специальная цена на определенные товары. Наиболее «горячие» предложения размещают на страницах первого уровня на видных местах и выделяют их с помощью анимационных эффектов или другими способами.
Отметим основные элементы, на основе которых строят взаимоотношения с покупателями службы электронного магазина. Это каталог товаров, вся необходимая информация для совершения покупки, виртуальная корзина и процедура регистрации. Виртуальная корзина — это список товаров, которые выбрал покупатель в интернет — магазине. Важно, чтобы покупатель до момента отправки заявки мог эффективно управлять содержимым своей виртуальной корзины и видеть все суммы покупок. О регистрации посетителей, то некоторые электронные магазины предлагают регистрироваться до начала работы с виртуальной корзиной, а некоторые после формирования заказа. Посетители, которые зарегистрировались при входе в интернет — магазин имеют возможность получать персонализированную информацию и услуги (при условии существования в электронном магазине системы персонализации).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Конкурентоспособность в сервисной сфере зообизнеса

Похожее ...

Добавить комментарий