Методические основы разработки классификации бизнес — процессов

Методические основы разработки классификации бизнес - процессов

Методические основы разработки классификации бизнес — процессов

Акцентировано внимание на преимуществах использования процессного подхода. Приведенные понятия бизнес-процессов, их характеристики и проведен анализ современной литературы и приведенных в ней существующих классификаций. Разработка новой оригинальной классификации было проведено согласно составляющих бизнес-процессов и систематизированы в схему. Классификации бизнес-процессов является одним из первых этапов при использовании-принципов реинжиниринга бизнес-процессов.

Сегодня одной из тенденций в современном менеджменте является применение принципов реинжиниринга бизнес-процессов к управлению организацией. Такой подход использует преимущества технологий, но не только компьютерных, а и технологий управления изменениями и людьми, что дает возможность эффективно управлять предприятием. Для того, что бы начать внедрять такой подход нужно определить бизнес-процессы и разработать их классификацию. Тематика исследования является актуальной в современных условиях, так как выделение процессов организации согласно процессного подхода дает больше преимуществ и перспектив в деятельности предприятия, так как позволяет более точно определять проблемные места и пути их решения, обеспечивает эффективное внедрение системы менеджмента качества.

Целью статьи является анализ бизнес-процессов, а также разработка оригинальной классификации бизнес-процессов.

Для проведения классификации бизнес-процессов необходимо уточнить это понятие, поскольку существует множество определений

Приведем с нашей точки зрения наиболее оптимальное. Бизнес-процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

0050672

Существует несколько классификации бизнес-процессов, но многие авторы в своих работах приводят основную, по которой процессы организации могут быть разделены по характеру деятельности и создаваемого продукта на 3 основные категории:

1. Первичные бизнес процессы — это основные процессы, создающие добавленную стоимость продукта, который производит компания. Это процессы, создающие продукт, представляющий ценность для конечного потребителя. Они пронизывают всю организацию;

2. Поддерживающие (вспомогательные) бизнес процессы — процессы, обеспечивающие деятельность основных процессов;

3. Развиваются процессы — процессы, которые позволят создать цепочку ценностей в основном и во вспомогательном процессах на новом уровне показателей: разработка продукта и т.п.;

  Мотивация персонала как средство обеспечения эффективной деятельности предприятия зооиндустрии

Также в этой классификации можно добавить еще один пункт: бизнес процессы управления — процессы, которые позволяют управлять всей деятельностью организации

Это довольно простая общая классификация, но она необходима для начального разделения бизнес-процессов предприятия на группы.

Для разработки плана по оптимизации деятельности предприятия на основе процессного подхода необходимо выделить процессы, которые обеспечивают деятельность бизнеса. Для этого необходимо классифицировать бизнес-процессы с учетом разделения их согласно не только существующей общей классификации, но также и учитывая особенности функционирования данного предприятия и отрасли, в которой оно осуществляет свою деятельность.

0050671

Для разработки классификации необходимо уточнить основные составляющие, которые характеризуют функционирования бизнес-процесса:

1. Хозяин или владелец — лицо, наделенное достаточным объемом полномочий, имеет в своем распоряжении ресурсы и берет на себя ответственность за выполнение процесса в надлежащем порядке и объеме;

2. Ресурсы, необходимые для функционирования этого процессы;

3. Вход и выход, то есть то, что мы потребляем (всегда поставщика) и получаем (объект или услуга, полученные в результате выполнения процесса);

4. Система показателей — показатели, используемые для оценки эффективности процесса;

5. Технология процесса — порядок выполнения деятельности по преобразованию входов в выходы.

Мы считаем, что для более точной систематизации процессов и разделения их, необходимо провести более глубокую детализацию процессов.

Поэтому нами была разработана классификация с позиции основных характеристик процесса, так как это даст возможность достоверно выделить и описать процессы:

1. По количеству полномочий и ресурсов у владельца бизнес-процесса:

• обладает всеми ресурсами и полномочиями (например, владелец предприятия — директор);
• частично владеет ресурсами и полномочиями (начальник подразделения);
• не обладает ресурсами вообще (исполнитель, подчиняется тому, у кого есть необходимые ему ресурсы).
Недостаток ресурсов и полномочий у владельца процесса затрудняет его нормальное функционирование и при анализе может показать его неэффективность, что на практике может быть и не так, потому что причина совсем в другом.

  Внедрение категорийного менеджмента как основы повышения продаж в зоосети

0050670

2. По результатам выхода:

• по форме выхода — материальный / информационный;
• за потребителем — промежуточный (т.е. используется в дальнейшем другим бизнес-процессом) / готов (т.е. получается готовый продукт, необходимый потребителю).

3. За потоками, обеспечивает вход:

• материальный
• информационный
• человеческий

4. По ресурсам, которые используются для выполнения процесса:

• материальный
• информационный
• человеческий

Граница, разделяющая входы и ресурсы, достаточно условна

Необходимым условием для функционирования процесса является точное определение того, чем владеет хозяин процесса для нормального функционирования процесса — поступает это извне или у него в наличии.

Следует отметить, что разделение входов и ресурсов на материальные и информационные не подразумевает под собой только материальный вход или ресурсов все равно всегда сопровождает информационные поток, т.е. документирования. Но информационный потикце только движение информации, необходимой в дальнейшем или уже готовой для потребителя.

Мы считаем, что согласно данной классификации можно определить процессы, которые нестабильны в своей деятельности, не достигают поставленной уровня системы показателей, используют ресурсы, но не привносят ценности к продукту.

0050669

Также такая классификация поможет выделить значимые процессы, которые нужно видоизменить для достижения кардинальных и резких улучшений в актуальных показателях, а также те процессы, которые, возможно, можно урезать. Мы не говорим сокращать, а имеем в виду, что это дает толчок для того, что начать более глубокий анализ.

Такую классификацию можно применять при таком подходе как реинжиниринг бизнес-процессов как один из первых шагов разработки его плана.

Таким образом, разработка классификации бизнес-процессов — это первый шаг для начала изменений в организации. Это позволяет рассматривать деятельность предприятия под другим углом, дает новые возможности для совершенствования и новые конкурентные преимущества на рынке.

Также данная классификация является одним из этапов такого подхода как реинжиниринг бизнес-процессов, который обеспечивает постоянное улучшение деятельности организации и ее основных показателей на основе процессного подхода.

Похожее ...

Добавить комментарий