Методические подходы к управлению призводительностью труда в розничной торговле

Методические подходы к управлению призводительностью труда в розничной торговле

Методические подходы к управлению призводительностью труда в розничной торговле

В статье определены методические подходы к управлению производительностью труда в торговле. Проанализированы тенденции соотношения темпов роста производительности и оплаты труда. Исследованы проблемы повышения производительности труда в розничном торговом предприятии.

Функционирование страны на рыночных принципах, когда деятельность предприятий зависит от инвестиций и кредитов, в условиях ограниченности внутренних экстенсивных факторов экономического роста становится очевидным, что повышение эффективности национальной экономики, как и отдельного предприятия, зависит от интенсивных факторов, прежде всего, от повышения производительности труда. Без анализа и оценки данного показателя невозможно определить степень экономического роста и обеспечить конкурентное преимущество стране.

Хозяйствования в условиях трансформации рыночной экономики ставит задачу перед предприятиями розничной торговли: работать с наибольшей производительностью, тем самым обеспечивая конкурентоспособность реализуемых товаров потребителям, и самого предприятия, эффективность его деятельности на выбранном рынке, и как конечный результат — получить максимально возможную прибыль.

Практическая потребность в повышении производительности труда персонала торгового предприятия

Может быть реализована путем внедрением новейших достижений в области техники, технологии, управления предприятием и затратами труда, повышением квалификации работников, эффективной системой стимулирования труда. Следует признать, что каковы бы ни были новые технологии, идеи, справедливые внешние условия, если на торговом предприятии не выбраны формы и методы материального стимулирования персонала, высокоэффективной работы добиться невозможно.

0051154

В связи с этим проблема поиска путей повышения производительности труда персонала торговых предприятий является актуальной и вызывает необходимость дальнейших исследований.

К сожалению, на отечественных торговых предприятиях проблеме роста производительности труда сегодня не уделяют должного внимания из-за стремления предпринимателей получить легкую прибыль другим путем. Работа в развитых странах мира является самым дорогим фактором производства, а в нашей стране она остается малопродуктивным и дешевой. Работодатели экономически заинтересованы использовать дешевую рабочую силу, хотя это обуславливает низкую производительность труда, несмотря на то, что без повышения производительности труда невозможно создать основу для роста реальных доходов занятого населения.

Можно согласиться с авторами, которые указывают, что, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, методические подходы к определению производительности труда рабочих розничной торговли недостаточно освещены в современных научных изданиях.

Исследуя производительность труда в торговле, необходимо обратить внимание на особенности данной отрасли и работы в ней

Приближение к покупателям пунктов продажи товаров массового спроса (а они составляют большую часть продовольственных товаров и значительную часть непродовольственных товаров) затрудняет возможности их концентрации. Поэтому основу розничной торговой сети составляют небольшие магазины с численностью работников до 15 человек. В таких магазинах существенно ограничены возможности узкого профессионального и технологического разделения труда, что вызывает соответственно высокую долю совмещения трудовых функций работниками и свидетельствует о необходимости повышения производительности труда рабочих.

0051155

По нашему мнению, следует учитывать специфику работы в розничном торговом предприятии, которая существенно отличается от работы в других отраслях национальной экономики, прежде всего, в производстве.

Характерными чертами труда рабочих розничной торговли являются:

— Труд, связанная с продолжением процесса производства в сфере обращения, и труд, вызванной необходимостью преобразования одной формы стоимости в другую;

— Наибольший удельный вес из-за малой оснащенность торговых предприятий техникой для обеспечения технологических процессов занимает работа, связанная с продолжением процесса производства в сфере обращения;

— Труд, что связано с изменением форм стоимости, достаточно однообразна и вместе с тем требует большого нервного и физического нагрузки работников предприятия;

— Для отдельных категорий торгово — оперативного персонала характерна высокая интенсивность труда в период большого потока потребителей;

— Конечным результатом труда в торговле является не продукт, а услуга (реализация товаров);

— Существует зависимость результата труда от внешних факторов (прежде всего, спроса потребителей), которые ограничивают усилия работников торговли и их личных достижений по росту индивидуальной производительности труда;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Мобильный груминг салон для животных! VIP-обслуживание по доступным ценам!

— Влияние трудовых усилий торгово — оперативных работников, непосредственно осуществляющих функции реализации товаров и обслуживания покупателей, на производительность труда является прямым, а административно — управленческих и вспомогательных работников — опосредованным.

Важнейшей предпосылкой оценки производительности труда рабочих розничной торговли является использование системы показателей, позволяет определить производительность труда отдельного работника, торгового подразделения предприятия, в целом торгового предприятия, в масштабе торговой отрасли.

Процесс построения системы таких показателей основывается на двух основных принципах:

— первый — понятие производительности труда применяется ко всем категориям и профессиям торгово — оперативного персонала торгового предприятия;
— второй — производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты только живого труда.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой практика оценки труда работников торговли использует первый подход. В нашей стране это понятие на протяжении многих лет не применялось по отношению к административно — управленческого персонала в связи со сложностью оценки результатов его труда. При использовании в практике хозяйствования второго подхода следует учесть, что оценка производительности труда возможно на основе учета объема расходов не только живой, но и овеществленного, т.е. овеществленного труда, но такая оценка не охватывает сферу управления персоналом торгового предприятия.

Наиболее распространенным показателем производительности труда работников торгового предприятия является выработка. Который определяется средним размером товарооборота на одного работника. Однако, на наш взгляд, его уместно использовать для оценки производительности труда торгово — оперативных работников. Которые выполняют производственные функции, и трудовой вклад отдельного работника по объему реализованных им товаров очевидно. Для других категорий работников проведения оценки их работы на основе вышеприведенного показателя производительности труда является неуместным, поскольку он не определяет их трудового вклада в достижении результата. Для административно — управленческих работников скорее следует применить обобщающий показатель эффективности труда, не базируется непосредственно на трудовых функциях по реализации товаров, но содержит составляющие качества труда, оперативности управленческих решений и т.д..

0051132

Использование выработки как показателя производительности труда розничного торгового предприятия носит ограниченный характер. Поскольку он не учитывает трудоемкости реализации отдельных товарных групп, сдвигов в структуре товарооборота. Кроме того, в условиях инфляции рост объема товарооборота происходит не в результате роста физической массы товаров, требующих увеличения трудозатрат работников, а в связи с повышением уровня цен на потребительские товары.

Если рассматривать показатель производительности труда как соотношение результата труда осуществленным затрат труда, то следует определить систему показателей, которые характеризуют:

1) показатели оценки результатов труда:

— в стоимостных показателях — объем продаж товаров и реализации платных услуг населению;
— объем товарооборота в целом по предприятию и отдельным подразделениям (отделам, складах);
— объем товарооборота по отдельным группам товаров;
— в натуральных показателях — объем продаж отдельных видов товаров;
— количество предоставленных покупателям услуг;
— объем отдельных видов выполненных вспомогательных операций (фасовочные, погрузочно — разгрузочные операции);
— объем отдельных видов выполненных хозяйственных операций (закупка товаров, транспортировки, складирования);

0051133

2) показатели оценки затрат труда:

— среднесписочная численность персонала в целом;
— среднеучетная численность работников отдельных категорий, профессий, специальностей, уровней квалификации;
— число отработанных человеко — дней или человеко — часов;
— общая сумма фонда оплаты труда;
— совокупные расходы на содержание персонала предприятия.

На сегодняшний день в подавляющем большинстве предприятий торговой отрасли состояние производительности труда и его резервы остаются в основном без внимания управленческого процесса. Пренебрежение трудовым фактором находит проявление прежде всего в недостаточной работе по проблемам материального стимулирования торговым предприятием роста производительности труда. Производительность труда при осуществлении оплаты труда на торговом предприятии иногда носит формальный характер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Конкурентоспособность продукции зообизнеса и ее основные показатели

Управление производительностью труда в розничном торговом предприятии должно быть направлено на выявление резервов повышения производительности труда

Количественно резервы можно определить как разницу между максимально возможным и реально достигнутым уровнем производительности труда в конкретный момент времени.

Резервами роста производительности труда торгового предприятия могут быть: формирование высококвалифицированного стабильного оптимального по составу персонала, соотношение численности отдельных категорий работников в пользу торгово — производственных кадров, сокращение затрат времени на реализацию единицы товара и услуг. Повышения качества консультирования потребителей и их обслуживания. Сокращение непроизводительных затрат рабочего времени, научно обоснованное нормирование отдельных торгово — технологических процессов.

0051134

Для наиболее полного использования резервов роста производительности труда на предприятиях розничной торговли должны разрабатываться программы управления производительностью труда. В которых должны быть разработаны конкретные мероприятия и сроки по их реализации. Проведено обоснование затрат на эти мероприятия и ожидаемый экономический эффект от их внедрения, назначены ответственные исполнители.

Решающей предпосылкой роста производительности труда в торговле является, прежде всего, научно — технические инновации, предусматривающие внедрение ресурсосберегающих технологий и современной высокопроизводительной техники. Расходы развитых стран на науку и высокие технологии в десятки раз превышают аналогичные расходы у нас. Это приводит к значительному отрыву в производительности труда.

Вместе с этим, сравнение нашей страны с развитыми доказывает, что отставание нашей страны по уровню оплаты труда является большим, чем по уровню производительности труда

Как показывают исследования, производительность труда составляет лишь 30% производительности труда в странах Евросоюза. При этом средняя заработная плата по сравнению со странами ЕС составляет около 4-17%. То есть, рядовой работник недополучает оплату труда по сравнению с затраченными трудовыми усилиями, производительностью труда. То есть данная ситуация отражает неэквивалентный обмен труда и получаемого дохода.

В современных условиях государство должно создать механизмы влияния на распределение и перераспределение прибавочной стоимости. Реализовывать оптимальное соотношение между производительностью и оплатой труда, обеспечить опережение темпов роста производительности труда над его оплатой. Оплата труда должна обеспечивать работнику торгового предприятия средний уровень жизни, быть весомым материальным стимулом и побудить его к высокопроизводительному труду. На уровне предприятия именно материальная мотивация является основной. Поэтому построение справедливой и понятной системы оплаты труда способствует успеху в достижении целей финансово — хозяйственной деятельности торгового предприятия.

0050793

Поскольку возможности торговых предприятий ограничены по созданию мощных стимулов роста производительности труда, необходимо вмешательство государства в социально — экономические процессы. Это позволит создать условия для эффективного использования рабочей силы на всех уровнях управления. Обеспечить достойное вознаграждение рабочим торговых предприятий и повысить производительность труда.

Доля основной заработной платы в структуре фонда оплаты труда торговых предприятий составляет 82,4%, а дополнительной заработной платы в виде поощрительных и компенсационных выплат достаточно мала и составляет всего 1,8%

Таким образом, поскольку основная заработная плата выступает гарантированной частью оплаты труда. А дополнительная — находится на низком уровне, то предприятие практически не заинтересовывает своих рабочих в конечных результатах деятельности. И мотивация труда относительно роста производительности труда практически отсутствует.

Для эффективного сбалансирования количества и качества труда рабочих с размерами их заработной платы торговое предприятие при разработке системы оплаты труда должно определить оптимальное соотношение составляющих фонда оплаты труда, предусмотреть усиление его мотивационной составляющей.

Это будет способствовать:

— повышению заинтересованности отдельного работника в росте производительности его труда;
— связи заработной платы рабочего с его индивидуальным вкладом в конечный результат труда;
— оптимизации соотношения между оплатой труда рабочих различных категорий и профессиональных квалификаций со сложностью выполняемых работ, условиями труда, уровнем влияния труда рабочего на достижение поставленных целей и задач предприятия.

Похожее ...

Добавить комментарий