Моделирование бизнес — процессов компаний розничной торговли

Моделирование бизнес - процессов компаний розничной торговли

Моделирование бизнес — процессов компаний розничной торговли

как основа для их дальнейшего развития, совершенствования и контроля.

На сегодня, развитие розничной торговли страны является одним из наиболее динамичных и конкурентных среди других отраслей экономики. Этот вид экономической деятельности отметится активным улучшением практически всех макроэкономических характеристик развития, формированием качественно новых подходов к организации и ведению розничного бизнеса в стране. Это было достигнуто как благодаря усовершенствованию нормативно-правовой базы, модернизации предприятий отрасли, увеличение платежеспособного спроса населения, так и увеличению объемов товарооборота, вхождением на рынок страны мощных зарубежных торговых сетей, в том числе в сфере автоматизации и управления ведения коммерческой хозяйственной деятельности.

В ходе выполнения исследования была поставлена ​​задача раскрыть суть и понятие бизнес — процессов предприятий розничной торговли и их моделирование, и разработать референтную модель как основу для их дальнейшего развития, совершенствования и контроля.

На сегодня, «бизнес-процесс» является объектом управления в системе хозяйственной деятельности предприятий

В том числе и розничной торговли, неотъемлемым составным элементом рыночной экономики во всех ее сферах.

Учитывая широкое использование понятия «бизнес-процесс» как в организации экономических отношений, так и в научной литературе, не существует существенных разногласий относительно дефиниции «бизнес-процесса».

Как видим, подходы к определению сущности бизнес-процессов, достаточно тесно коррелируют между собой. Их авторы подчеркивают, что бизнес-процесс представляет собой определенную совокупность видов деятельности (работ, операций), которые превращают так называемые «входы» в «выходы», причем последние составляют ценность для потребителя товаров.

Управление бизнес-процессами предприятий розничной торговли требует как надлежащего ресурсного обеспечения, так и четкого алгоритма действий, который предусматривает как можно больше вероятных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Соблюдение такого подхода позволит, с одной стороны, оперативно корректировать бизнес-процессы предприятий розничной торговли в пространстве и времени, а с другой — минимизировать возможные риски в процессе осуществления торговых операций. Важным направлением на этом пути является моделирование бизнес-процессов предприятия розничной торговли.

Под моделированием следует понимать такой метод исследования явлений и процессов, основанный на замене конкретного объекта исследования (оригинала) другим, подобным ему (моделью). Моделирование реальных бизнес-процессов предприятий розничной торговли дает возможность исследовать их важнейшие характеристики, выявлять и устранять недостатки, определять взаимосвязи между целями, функциями, ресурсами, результатами и, что не менее важно, проектировать целостную систему управления деятельностью предприятия, в зависимости от обстоятельств, сложившихся на конкретный период времени.

1076

Ограниченных ресурсов торгового предприятия требуют поиска обобщенного критерия оптимальности бизнес-процессов. Выбор обобщенного критерия оптимальности обеспечивает не только высокий уровень эффективности бизнес-процессов, но и рационализирует использование ресурсов предприятия.

Заметим, что этапность построения системы управления бизнес-процессами предприятия розничной торговли на основе метода моделирования должна предусматривать ниже приведены этапы.

  Методические аспекты построения эффективной системы управления экономического потенциала предприятий торговли

Суть первого этапа сводится к выявлению и идентификации критически важных бизнес-процессов на предприятии розничной торговли, имеющие наиболее определяющее влияние на его деятельность.

Как правило, их количество не должно превышать восьми. Как правило, в их число входят те процессы, влияющие на:

1) способность предприятия реализовывать выбранную миссию;

2) возможность достижения конечной цели деятельности предприятия;

3) выполнение и реализацию ключевых функций, открытие новых возможностей.

Второй этап предполагает выявление взаимосвязи и зависимостей между бизнес-процессами предприятия, его стратегией, движущими силами и критически важными факторами развития. На этом этапе целесообразно идентификация качественных и количественных характеристик бизнес-процессов торгового предприятия, формируют полезный эффект для их субъектов.

Третий этап заключается в проектировании структуры модели бизнес-процессов, максимально адаптированной к особенностям хозяйственной коммерческой деятельности конкретного предприятия.

Четвертый этап предусматривает распределение полномочий и определение центров ответственности за прохождение каждого этапа бизнес-процесса предприятия. На этом этапе важно четкое разграничение ответственности за развитие бизнес-процессов, это, в свою очередь, обеспечит повышение уровня их выполнимости, а также позволит организовать надлежащий уровень контроля за конкретным бизнес-процессом и его исполнителями, в частности.

На пятом этапе происходит определение и документирование основных категорий информационных объектов, разработка регламентов бизнес-процессов и соответствующих инструкций по их функционирования.

Реализация данного алгоритма требует обоснования методического подхода к построению референтной модели бизнес-процессов предприятий розничной торговли, под которой понимаем модель, с высокой вероятностью может быть использована при проектировании бизнес-процессов большинства предприятий отрасли.

Процесса разработки референтной модели бизнес-процессов предприятия розничной торговли должны предшествовать некоторые процедуры, среди которых в частности такие:

1) выбор методики и формы представления бизнес-процессов (так называемой нотации);

2) разработка системы классификации и кодирования коммерческой информации;

3) удачный выбор объекта моделирования, наделенного большинством типичных характеристик своего класса.

На сегодня существует достаточно методик и связанных с ними нотаций, которые могут быть использованы в ходе моделирования бизнес-процессов, в том числе предприятий розничной торговли. Среди наиболее распространенных нотаций выделяем ARIS, IDEF0, IDEF3, DFD.

Первые методы семейства стандартов IDEF (англ. Integrated DEFinition) были разработаны в США в середине 1970-х годов. А сегодня, этот комплекс стандартов включает в себя методы функционального, информационного, поведенческого моделирования и проектирования, среди которых в бизнес-среде чаще всего используются IDEF0 и IDEF3.

1074

IDEF0 — стандарт функционального моделирования, который позволяет описать бизнес-процесс в виде иерархической системы взаимосвязанных функций (так называемых функциональных блоков). В свою очередь, IDEF3 — это стандарт документирования процессов, происходящих в системе.

В свою очередь, методология Архитектуры интегрированных Информационных Систем (ARIS) была разработана в 1980 году А. В. Шеер. Методология ARIS, в отличие от других стандартов, в частности таких как IDEF0 или IDEF3 позволяет определить принципы моделирования практически всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия и предусматривает возможность представления их в виде графических моделей, удобны для понимания и анализа.

  Организационное обеспечение социальной ответственности бизнеса как фактор повышения конкурентного потенциала предприятия

Следует отметить, что в отличие от других существующих подходов, методология ARIS дает возможность сохранения коммерческой информации в едином реестре данных, важно, учитывая информационные составляющие экономической безопасности.

Методологию ARIS целесообразно использовать при выполнении таких задач:

— как подготовка и внедрение на предприятии организационных изменений;
— разработка стратегии развития бизнеса на основе системы сбалансированных показателей;
— анализ и оптимизация бизнес-процессов;
— функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов и оптимизация затрат;
— управления операционными рисками;
— внедрение систем менеджмента качества;
— внедрение информационных систем управления и т.д..

Поэтому считаем, что основой для разработки референтной модели бизнес-процессов предприятия розничной торговли целесообразно выбрать стандарт ARIS, поскольку его использование позволяет не только моделировать бизнес-процессы, но и эффективно управлять изменениями, улучшать бизнес-процессы, их функции, внутреннюю документацию и системы управления ресурсами, увязывать бизнес-процессы и стратегические цели компании, рассчитывать затратную часть бизнес-процессов и моделировать их в динамике и на перспективу, получать информационное обеспечение непосредственно из моделей бизнес-процессов (должностные инструкции, регламенты, положения о подразделениях), оценивать экономическую эффективность бизнес-процессов.

На основе предложенной референтной модели нами была разработана структурная бизнес-модель бизнес-процессов розничного предприятия

Все бизнес-процессы нами были разделены на основные, обеспечительные (вспомогательные) и процессы развития

Обоснование разделения бизнес-процессов на основные, обеспечительные (вспомогательные) и процессы развития опирается на их роль и значение для деятельности предприятия розничной торговли. Так, направлениям моделирования бизнес-процессов предприятия розничной торговли являются: «Товарооборот».

«Управление финансами», «Управление персоналом», «Управление развитием торговой сети».

С целью лучшего понимания и восприятия модели бизнес-процесса каждый ее этап и элемент должно описываться одновременно как в графическом, так и тестовом виде. Графические схемы были подготовлены согласно функциональным требованиям ARIS, а текстовое описание — по унифицированным шаблону, содержит информацию о таких атрибуты: цель (цели) бизнес-процесса; исполнение бизнес-процесса; срок выполнения бизнес-процесса; необходимые ресурсы; документы; действия (в разрезе каждого лица, задействованной для выполнения бизнес-процесса); конечный результат конкретного бизнес-процесса.

Каждый процессный регламент напрямую связан с соответствующими процессно-ориентированными должностными инструкциями, положениями и инструктивно-методическими материалами.

Итак, такое построение регламентной части референтной модели позволяет обеспечить достаточную прозрачность сети бизнес-процессов торгового предприятия, удобство использования информации о них, определенность критериев оценки операций и работ в рамках бизнес-процесса, что делает эту модель унифицированной и эффективной для предприятий розничной торговли.

Похожее ...

Добавить комментарий