Необходимые знания по специальности «Товароведение и коммерческая деятельность»

Необходимые знания по специальности "Товароведение и коммерческая деятельность"

Необходимые знания по специальности «Товароведение и коммерческая деятельность»

Предмет, методология и задачи товароведения

Товароведение как научная дисциплина. Объект, предмет товароведения. Методы товароведческих исследований. Основные категории товароведения. Место товароведения в системе научных знаний, связь товароведения с другими науками. Основные разделили и содержание товароведения потребительских товаров. Принципы товароведения: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация. Задача современного товароведения. Категории «товар», «товарная единица». Двойственная природа товара. Закон убывающей предельной полезности.

Теоретические основы формирования потребностей и потребления товаров

Категория «потребности». Потребительские блага как средства удовлетворения потребностей потребителя. Понятие «полезности», измерения полезности. Материальная форма товаров. Потребительские и инвестиционные товары. Производственные нужды, индивидуальные или личные нужды. Характеристика потребностей: беспредельность, изменчивость, разнообразие. Классификация потребностей по уровню развития, по значению в воспроизведении человека, за средствами удовлетворения, за быстротой удовольствие, за субъектами реализации, за объектом направленности.

Пирамида потребностей по А. Маслоу. Факторы формирования потребностей. Общественные потребности в товарах, типы потребления. Стандарты потребностей населения, норма и норматив потребления товаров. Расчет удовлетворения потребностей в товарах. Основы рационального потребления товаров. Содержание потребностей и типология потребителей. Сегментация рынка товаров. Направления использования знаний о потребностях для практической товароведческой деятельности. Целенаправленное формирование потребностей потребителей в товарах. Формирование функциональных комплексов товаров на рынке.

0050347

Потребительские свойства товаров

Свойства товара.Потребительские свойства товара как основа эффективности использования изделий по назначению, их социальной значимости, практической полезности, безвредности и эстетического совершенства. Общая характеристика потребительских свойств товаров. Номенклатура потребительских свойств товаров на основе учета их назначение и условия потребления, использования современных достижений науки и техники, учета изменений в структуре спроса и потребностей населения с целью повышения качества товаров. Группы и комплексы потребительских свойств. Натуральные свойства материалов и изделий — основа потребительских свойств товаров. Классификация и характеристика натуральных свойств товаров: химические, физические, физико-химические, биологические свойства.

Потребительские свойства назначения. Свойство социального назначения товара. Функциональные свойства товаров: показатели совершенного выполнения основной функции, показатели универсальности, показатели выполнения дополнительных функций. Эксплуатационные свойства товаров: безотказность, долговечность, срок службы, ресурс, ремонтопригодность, сохранения. Характеристика надежности товаров, рассчитанных на прикрепленные срок использования. Факторы, от которых зависит надежность изделий. Показатели надежности товаров: безотказность, долговечность, ремонтопригодность.

Читайте статью  Формы предприятий оптовой торговли

0050348

Эргономические свойства товаров:

— гигиенические,
— антропометрические,
— физиологические,
— психофизиологические.

Значение психологических показателей при определении соответствия продукции психологическим особенностям потребителя

Эстетические свойства товаров:

— информационная выразительность,
— рациональность формы,
— целостность композиции,
— способность изделий выражать социально-культурную значимость,
— степень полезности и технического совершенства.

Экологические показатели товаров и их соответствие состояния окружающей среды. Свойства безопасности потребления товаров

Качество товаров

Категория «качество». Связь качества продукции с потребительской полезностью. Технический уровень изделий. Общественная сущность категории «качество». Значение повышения качества продукции. Уровень качества. Абсолютный уровень качества. Относительный уровень качества. Оптимальный уровень качества. Факторы, определяющие качество товаров. Классификация показателей качества: по количеству свойств, по характерным свойствам, по способам выражения, по методам анализа, по характеру применения. Система общих показателей качества. Категория «доброкачественность». Сорта товаров. Дефекты товаров. Виды дефектов по происхождению, по размерам и размещению, по возможности устранения. Бальная и органическая система определения сорта изделий. Взаимосвязь качества товара и конкурентоспособности. Факторы обеспечения конкурентоспособности продукции. Методы оценки конкурентоспособности товара. Эталонные товары. Управление качеством. Составляющие элементы системы управления качеством. Планирование качества продукции. Стандартизация и сертификация продукции.

Оценка качества товаров

Основные принципы квалиметрии. Этапы оценки уровня качества. Методы оценки качества. Методы с использованием объективных способов измерения. Измерительные методы: механические, физические, химические, биологические. Регистрационный метод. Расчетный метод. Методы с использованием эвристических способов оценки. Органолептический метод (сенсорный анализ). Экспертный метод. Социологический метод. Статистические методы оценки показателей качества. Уровни качества продукции. Последовательность оценки уровня качества товаров. Методы оценки уровня качества: дифференциальный метод, комплексный метод, смешанный метод. Контроль качества товаров на производстве и торговле. Экспертиза товаров. Составляющие экспертизы: субъект, объект, методы, процедура, результат. Виды экспертизы: товароведческая, социально-гигиеническая, ветеринарная, экологическая.

0050350

Хранение товаров

Изменение качества товаров во время хранения. Процессы, происходящие в товарах при хранении: физические, физико-химические, биохимические, микробиологические. Факторы, способствующие сохранению качества товаров — упаковка, маркировка, товарная обработка, транспортировка, реализация товаров, послепродажное обслуживание, потребление.

Читайте статью  Перспективы развития сферы розничной торговли в системе потребительской кооперации

Показатели сохранности товаров: выход стандартной продукции, размер потерь, сроки хранения. Гарантийный срок хранения товаров. Сроки годности и эксплуатации товаров. Классификация товаров по срокам годности. Условия хранения товаров. Факторы, вызывающие изменения качества товаров. Товарные потери. Методы хранения товаров. Тара и упаковочные материалы.

Классификация товаров

Сущность, цель, значение классификации. Требования к классификации товаров. Основные классификационные признаки товаров: направления использования, назначения, физико-химические свойства, сырьевые, технологические, конструкторские, рецептурные, структурные.

Системы классификации товаров. Общегосударственная классификация. Торговая классификация. Учебная классификация. Методы классификации товаров. Иерархический метод классификации. Правила классификации объектов при иерархическом методе Фасетный метод классификации. Особенности классификации продовольственных товаров. Особенности классификации непродовольственных товаров. Артикулы и прейскурантные номера товаров.

Кодирование товаров

Сущность и цели кодирования товаров. Правила и методы кодирования товаров. Код, структура кода. Классификатор товаров. Систематический товарный словарь. Алфавитный товарный словарь. Номенклатура товаров народного потребления. Штриховое кодирование товаров в рыночных условиях. Структура штриховых кодов.

0050327

Ассортимент товаров

Категория «ассортимент». Основные понятия об ассортименте. Свойства и показатели ассортимента товаров. Товарная номенклатура. Социально-экономическое значение товарного ассортимента. Оптимальный ассортимент товаров.

Группы, подгруппы, виды, разновидности ассортимента потребительских товаров. Промышленный и торговый ассортимент. Классификационные признаки ассортимента. Виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, смешанный, рациональный, оптимальный. Показатели ассортимента: широта, глубина, полнота, структура, рациональность, гармоничность.

Ассортиментная концепция и принципы формирования современного ассортимента товаров. Факторы формирования ассортимента товаров. Основные направления формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование.

Информационное обеспечение и маркировки товаров

Информация о товаре. Основной функции информации о потребительских свойствах товаров, дополнительные функции — экономическая, социальная, нравственно-воспитательная. Уровни информационных коммуникаций. Средства товарной информации: маркировка, технологическая информация, нормативная документация, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда. Формы товарной информации: словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая.


Виды информации о товаре: основополагающая, коммерческая, потребительская. Требования к информации о товаре: достоверность, доступность, достаточность. Маркировка товаров. Общие и специфические требования к маркировке товаров. Производственное и торговое маркировки. Информационные знаки: товарные знаки, знаки соответствия или качества, компонентные знаки, эксплуатационные знаки, предупредительные знаки, экологические знаки.

Похожее ...

Добавить комментарий