Новостной интернет как инструмент манипуляции обществом

Новостной интернет как инструмент манипуляции обществом

Новостной интернет как инструмент манипуляции обществом

Проблема заключается в том, что интернет сегодня является быстро прогрессирующим медиа, на просторах которого ежеминутно реализуется неоценимо большое количество средств массовой коммуникации. Вместе с такими функциями СМИ как удовлетворение потребностей пользователей в коммуникации и информации, сеть углубила возможности медиа в манипуляции массовым сознанием.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что интернет-технологии способствовали расширению функционального назначения информационно-аналитических изданий.

Журналисты получили возможность использования инструментов манипуляции, которые ранее были характерны только для социальных коммуникаций

Кроме того, трансформация интернет-версий печатных изданий потянула за собой изменения аудитории, став не только местом информационного обогащения, но и плацдармом для обсуждений «горячих» и волнующих вопросов.

Указанные актуальные проблемы натолкнули нас на теоретико-практическое исследование, объектом которого является «тенденциозные» новости в интернете, а предметом — «тенденциозные» новости в Интернете как инструмент манипуляции обществом. В работе проверялась гипотеза, которая заключалась в том, что «тенденциозные» интернет-новости является инструментом манипуляции обществом.

В статье мы обращаемся к термину «манипуляция» в том смысле, каким его предложил С. Кара-Мурза в труда «Манипуляция сознанием»: «способ овладения путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Такой воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и определяет своей задачей изменение мнений, убеждений и целей людей в нужном направлении». Одним из способов манипуляции можно считать и субъективное освещение вопросов журналистами в СМИ.

0050632

Зато, субъективный характер подачи новостей обусловлен в первую очередь личными факторами отбора и обработки информации

Ведь при отборе событий для новостного ряда, в большинстве редакциях степень актуальности фактологического материала определяется членами редакционного коллектива. Последние же, как правило, руководствуются собственным уровнем осведомленности и информированности в определенном вопросе. Как следствие сформирован новостной ряд составляет более не отражение реалий дня или недели является зеркалом личных переживаний и предпочтений журналистов. Опубликованные новости вроде «нечаянно» склоняют пользователей к собственной точки зрения.

Мы предполагаем, что субъективная односторонность в интернет-новостях сегодня является своеобразным является вершиной айсберга, основу которого составляют новые, более совершенные инструменты создания общественного мнения. Именно таким инструментом, по нашему мнению, является «тенденциозные» новости. Сегодня пользователи больше доверяют не экспертам и рядовым потребителям, а тенденциям. Показателем достоверности и объективности интернет-новостей теперь количество просмотров, а не количество опрошенных сторон по определенной проблеме.

Таким образом журналисты создают тенденции путем многократного размножения информации

Но прежде чем рассмотреть средства создания тенденций в новостях, предлагаем ознакомиться с этимологию сформулированного нами в рабочего порядка термина «тенденциозные новости» и особыми характеристиками интернета, способствовали появлению «тенденциозности» в новостном дискурсе.

Объясняя термин «тенденция», мы пользуемся определением из «Википедии», где тенденция объясняется как: «1) направленность во взглядах или действиях, 2) направление, в котором происходит развитие какого-либо явления.

0050542

Из определения следует, что тенденциозными новостями следует считать новостями, которые имеют целью склонить читателя к определенной мысли или позиции путем односторонней, субъективной подачи материала.

Читайте статью  Перспективы развития «зелёной экономики»

Использование «тенденциозных» новостей как инструмента создания информационно-аналитических интернет-изданий обусловлено, в первую очередь, базовыми характеристиками интернета — гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность.

О первой характеристику интернета Л.Городенко отмечает: «интернет-издания отличаются от обычных, в первую очередь, формой подачи информации; они сочетают свойства всех СМИ, да еще и имеют свою уникальную черту — это гиперссылки».

Появление гипертекста была обусловлена ​​необходимостью структурировать материал сайта

Тем самым заменить информационную сетку материалов, которую образует структура печатного издания «Компьютерный экран гораздо более ограниченный в размере, — отмечает Р. Крейг, — и не может предложить того объема информации, который можно найти на газетной странице». Разнообразные ссылки и ссылки, по нашему мнению, не только компенсируют недостаток информации, о котором говорит Крейг, а более эффективными с точки зрения манипуляционных качеств. Выделив нужное слово или предложение, журналист направляет пользователя в нужном направлении. Кроме того, максимальная приближенность времени, который проходит от клика по рекламному баннеру или другом гиперссылке к переходу на другую страницу, в естественного темпа и ритма мышления человека, делает систему гиперссылок как инструмент манипуляции беспроигрышной.

0051119

Среди отрицательных свойств гипертекста А. Мелещенко отмечает «дезориентацию пользователя (потерю контекста первоначальной информации во время многочисленных переходов по связям) и когнитивное нагрузку, связанную с необходимостью совершать множество действий (избирать связи, кнопки осуществлять переходы, возвращаться назад) для получения информации». Однако, на наш взгляд, использование различных гарнитуры, цветов и других декоративно-отделочных элементов, призванных дезориентировать пользователя, не является процессом бессистемным и неконтролируемым. Наоборот — графические элементы помогают сфокусировать внимание пользователя на необходимой информации. Например, использование ссылки яркого цвета или необычного начертания среди менее выразительных гиперссылок почти всегда пробуждает интерес у пользователей к скрытой в гипертексте информации.

Как уже отмечалось, в гипертекста относят не только гиперссылки в виде слов или предложений. Им могут быть и другие графические элементы. «И это, прежде всего, рекламные баннеры, поскольку с помощью кликов на них пользователи охотно переходят на другие веб-страницы».

Рекламные баннеры, составляя сочетание аудио-и видеоелеменив, базируются на мультимедийности

Последняя порождает ряд инструментов манипуляции, присущих современным интернет-изданием и направленных на формирование общественного мнения.

О роли манипуляционных инструментов, обусловленных мультимедийностью, то основная их функция заключается в усилении влияния других инструментов и прямом эмоциональном давления на пользователя. Например, гиперссылки, содержащего элементы мультимедиа, привлечет внимание скорее, чем простую ссылку в виде подчеркнутого слова. В достоверности содержит статья на сайте пользователя может убедить прикреплена к тексту подборка видео, наглядно демонстрировать действия лица, о котором идет речь в материале. Именно в возможности размещения «целой подборки информационных выпусков» Митчел Стивенс видит мощный инструментарий манипуляции сознанием пользователя.

0051074

Другим способом усиления эффекта манипуляционных инструментов в интернете сегодня является использование на сайтах интерактива. Почти невозможно представить новостной сайт без малейших признаков интерактивности.

Интернет-версия информационного издания сегодня интерактивная, чем существенно отличается от печатного аналога: пользователь может мгновенно высказаться по поводу только опубликованной информации и даже обсудить ее с другими пользователями. Как известно, в споре рождается истина. Поэтому новости, что наиболее все комментируется и обсуждается, расценивается пользователями как правдивые. Однако, для интернет-журналистов интерактивность является одним из признаков интернета, способствует использование коммуникационных инструментов с целью манипуции сознанием пользователя. Последнее подтверждает то, что уже при подготовке материала журналисты учитывают то, «что пользователи оставлять комментарии». Поэтому текст материала журналисты строят, «подчеркивая те моменты, которые могут стать предметом обсуждения».

Читайте статью  Коммуникации субъектов инновационной сферы

Описанные выше особенности интернета предопределяют использование таких средств создания новостных тенденций:

1) возможность постоянного обновления сайта;
2) использование ссылок;
3) особая стилистики/

Как отмечает Р. Крейг, «одним из существенных преимуществ интернет-новостей есть возможность их постоянно обновлять». Пользователь может наблюдать за развитием новостей, быть их непосредственным свидетелем.

Новостным обновлением являются любые изменения, которые расцениваются как новости. «Это дает возможность, — пишет Р. Крейг — дополнять новости станции теми элементами, которые невозможно добавить в эфире (например, документы)». Растет фактологичнисть и аргументированность материала, а поэтому повышается уровень достоверности в глазах пользователей. Наполняя материал «правильными» доказательствами и фактами, журналисты определяют направление, в котором происходит развитие конкретного явления.

0050888

Для создания тенденциозности активно используют ссылки на другие страницы сообщений. «Эти ссылки размещении внутри самого материала, когда можно непосредственно перейти на указанный сайт, или отдельно — в конце сообщения или на полях. Они (авторы) используют ссылки и сноски, чтобы направить читателя в поисках необходимой информации».

Но возникает вопрос: кто и как определяет важность и необходимость дополнительной информации?

Наверное, сами журналисты. Так как скорость движения информации в интернете выше, чем в других медиа; то количество людей и времени на оценку «необходимости» информации меньше. В интернет-изданиях больше рассчитывают на профессионализм одного, чем на объективное видение десяти. Как следствие поиском и прикреплением «необходимой» пользователю информации занимается один и тот же человек. Последнее приводит к росту доли субъективизма в материале как элемента тенденции.

Характерной особенностью интернета, которая влияет на чувственное восприятие материала является стиль подачи информации. В отличие от телевизионных новостей, интернет-версии могут быть обогащены дополнительной информацией. Таким образом эффект от сообщения может быть усилен путем использования аудио — и видеоматериалов, дополнительной первичной информации, возможно, интерактивных таблиц или карт, поисковых баз данных, дискуссионных форумов и публичных опросов и т.п..

0050886

Нами было предусмотрено, что «тенденциозные» интернет-новости является инструментом манипуляции обществом

Действительно, проработаны нами источники дают основания утверждать, что «тенденциозные» новости как инструмент манипуляции обществом реализуется из-за особенностей интернета: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность.

1. Основной характеристикой интернета, которая способствует манипуляции обществом через инструмент «тенденциозные» новости есть мультимедийность.
2. Гиперссылка одновременно структурируют и подменяют информацию, склоняя пользователя к формированию мнения в определенном направлении
3. Отличительной чертой интернет-изданий от печатных является интерактивность, которая предоставляет информационно-аналитическим изданием новые коммуникативные функции.

Похожее ...

Добавить комментарий