Организация маркетинга на предприятии зообизнеса

Организация маркетинга на предприятии зообизнеса

Организация маркетинга на предприятии зообизнеса

Принципы построения маркетинговой структуры предприятия:

— Единство целей (объем продаж, прибыль, доля предприятия на рынке и т.п.).
— Простота и четкость построения маркетинговой организационной структуры (способствует скорейшему приспособлению к ней персонала предприятия).
— Эффективная система связи между подразделениями, которая обеспечивала бы четкую передачу информации (обратная связь обязателен!).
— Принцип единого подчинения (для совокупности выполняемых функций, имеющих одну цель, должен быть руководитель).
— Маркетинговая структура должна быть такой, что содержит немного звеньев (способствует быстрой передачи информации снизу вверх и распоряжений дирекции сверху вниз).
— Гибкость и приспособляемость.

Маркетинг может быть интегрирован в организационную структуру управления предприятия частично или полностью.

Этапы развития маркетинга

Внедрение маркетинга и его организационных структур в организационные структуры предприятия происходит эволюционно.

В развитии отделов маркетинга можно выделить шесть этапов:

— этап 1 — отдел сбыта;
— этап 2 — отдел сбыта, который выполняет функции маркетинга;
— этап 3 — отдел маркетинга;
— этапы 4 и 5 — современный отдел маркетинга/эффективная маркетинговая компания;
— этап 6 — компания, которая базируется на процессах и результатах.

0050726

Отдел сбыта

Сбытовая политика ограничивается системой распределения.

Исследование рынка, планирование сбыта, реклама имеют относительное значение.

Отдел сбыта, который выполняет функции маркетинга.

Руководителю по продажам подчиняются связанные со сбытом функции других отделов (планирование сбыта, обучение продавцов, обслуживание клиентов и т.д.).

Такая организационная структура предприятия ориентирована на продажу товара с использованием сбытовых инструментов.

Отдел маркетинга:

— Маркетинг рассматривается как одна из функций управления деятельностью предприятия.
— Товарная политика входит в сферу деятельности маркетинга.

Сокращаются функции отдела сбыта.

Современный отдел маркетинга / Эффективная маркетинговая компания

В случае, если между торговлей и маркетингом возникают конфликты, руководитель предприятия может поручить своему заместителю по маркетингу отвечать и за торговый персонал.

Творческий подход к работе с покупателями и создания прибыли.

Компания, которая базируется на процессах и результатах:

— Организационная структура, направленная на ключевые процессы на предприятии.
— На предприятии создаются смешанные команды с руководителем процесса, в которых работают маркетологи и торговцы.
— Маркетологи и торговцы подотчетные двум руководителям: команде (непрерывная стрелка) и отделу маркетинга (пунктирная стрелка).

Отдел маркетинга отвечает за обучение своих работников, назначение их в новые команды, оценивает их работу.



Маркетинг и другие подразделения

Взаимосвязь со структурными подразделениями Вашего предприятия будет зависеть от того, как руководство и все работники понимают маркетинговые функции.

Все функции предприятия должны быть согласованы для того, чтобы достичь целей предприятия. Каждая функция должна оказывать влияние на удовлетворение клиента.

На практике возможные противоречия между отделом маркетинга и другими отделами предприятия: конструкторским, производственным, финансовым, отделом закупок или бухгалтерией.

Маркетинговые организационные структуры. Достижение целей предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и эффективности функционирования этой структуры.

Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы. Существует большое количество вариантов организационных структур маркетинга.

Читайте статью  Продвижение нового товара на зоорынок

Всех их можно свести к следующим ориентаций:

— по функциям;
— по товарам;
— за рынками;
— по регионам.

Существуют также функционально-продуктовые, функционально-рыночные, продуктово-рыночные, функционально-продуктово-рыночные.

Факторы влияния на организацию маркетинга. Оптимальная структура и форма организации маркетинга зависят от различных факторов и условий ситуации, в которой находится предприятие.

0050728

Основными факторами являются:

— Цели предприятия и условия среды;
— Цели предприятия;
— Условия среды;
— Внутренние условия.

Формы организации маркетинга

Функциональную организационную структуру формируют исходя из функций маркетинга, которые он выполняет на предприятии.

Маркетинг выступает как линия наряду с другими функциями предприятия:

— Базируется на разделении труда по установленным и возникающими, функциями, специализации работников
— Целесообразна для предприятий с небольшим количеством товаров и рынков.

Есть базовой для других форм организации.

Продуктовая организационная структура целесообразна для предприятий, выпускающих много разнообразной продукции, требующей специфических условий производства и сбыта:

— Отвечает за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга продукт-менеджер. Функции маркетинга выполняют подчиненные ему работники.
— Целесообразна, когда объем продаж каждого вида товара (товарной группы) окупает затраты на маркетинг по этому товару (группы товаров).

В развитых странах применяют в больших децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкретного товара.

Рыночная организационная структура. Рыночную организационную структуру применяют для предприятий с однородной продукцией:

— Отвечают за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговых мероприятий на каждом рынке менеджеры с рынка, которые сотрудничают со специалистами функциональных подразделений, где вырабатывается стратегия маркетинга для каждого рынка.

— Используют в случаях, когда в разных рынков существуют различные покупательские привычки или разные товарные предпочтения.

Организационная структура маркетинга с ориентацией на покупателя (группу покупателей) базируется на проведении маркетинговой деятельности и маркетинговых мероприятий, которые различаются по целевым группам покупателей.

Стратегию маркетинга разрабатывают для каждой группы покупателей.

Для работы с каждой группой покупателей назначают руководителя

Такую структуру можно применять в случае неоднородного спроса (постоянный контакт с покупателями, обслуживание целевых групп покупателей, знание повадок и привязанностей покупателей и т.п.).

Региональную организационную структуру маркетинга применяют для предприятий, выпускающих продукцию, которая продается во многих регионах с различными требованиями.

Специалисты по маркетингу объединяются по отдельным регионам — частями общего рынка.

Отвечает за организацию маркетинга менеджер по конкретного рынка. Координирует все маркетинговые мероприятия по всем продуктам и осуществляет контроль за всеми покупателями его региона.

Применяют предприятия мультинациональной назначения; предприятия, которые имеют проблемы с реализацией продукта; предприятия с неоднородной продукцией.

0050723

В практической деятельности по организации маркетинга на предприятиях наряду с перечисленными базовыми формами организации служб маркетинга часто используют их различные сочетания:

— функционально-продуктовую;
— функционально-рыночную;
— продуктово-рыночную т.п..

Такие формы организации маркетинга базируются на двух критериях структурирования, что может быть представлено в виде матрицы.

Читайте статью  Стимулирование сбыта как элемент маркетинговых коммуникаций

Матричная организационная структура маркетинга сочетает максимум преимуществ и минимум недостатков других структур.

Пример: сочетание функционального и продуктового подходов к построению организационных структур.

Работник в каждой ячейке матрицы подчиняется двум руководителям (менеджеру из функций и менеджера по продукту). Кроме того, структура имеет главного руководителя и руководителей в каждой ячейке матрицы.

Очень сложные коммуникации — высокие требования к персоналу.

Структурно-функциональная организация и критерии оценки деятельности отделов маркетинга. Организация отдела маркетинга на предприятии во многом зависеть от того, как руководство и персонал понимают это явление!

Конечная цель работы маркетингового подразделения — подчиненность всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка.

Маркетинговые отделы занимаются:

— анализом рыночных ситуаций;
— изучением тенденций развития рынка;
— прогнозированием объемов продаж;
— изучением покупателей;
— изучением каналов товародвижения, сбыта, методов продажи;
— подготовкой рекомендаций для подразделения по продвижению, совместно с руководством сбытового подразделения координацией их действий и действий сбытовой сети;
— определением времени, когда необходимо выводить на рынок новые товары и снимать с производства старую (малоприбыльную) продукцию;
— координацией действий технических подразделений, занимающихся созданием новых товаров, пользующихся спросом у потребителя;
— контролем деятельности предприятия, которое влияет на потребительское поведение приобретения товаров предприятия;
— разработкой бюджета маркетинга;
— планированием мероприятий по внедрению имиджа предприятия.

Организация маркетинговых отделов зависит от размера предприятия, характера товаров или услуг, стратегических и оперативных планов организации, специфики рынков и т.п..

Идеальной организационной структуры для отдела маркетинга еще не найдено (Ф. Котлер)

Сложность заключается в том, чтобы из множества вариантов выбрать такую ​​структуру отдела маркетинга, которая лучше позволит вашему предприятию эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия всех работников и в конечном итоге удовлетворять потребности потребителей, достигать своих целей с высокой эффективностью.

Выбор оптимальной структуры отдела маркетинга на предприятии, помимо других факторов, целесообразно проводить в зависимости от его размера. Возможные варианты построения маркетинговых подразделений для средних и малых предприятий приведены схематично.

Если предприятие малое, все функции маркетинга на нем может выполнять один человек.

Культура организации требует разработки соответствующей документации, регламентирующей деятельность отдельных ее подразделений и закрепляет их место в организационной структуре управления.

Разработка «Положения о службе (отделе) маркетинга предусматривает:

— четкое определение функциональных задач маркетингового подразделения;
— четкое описание системы взаимосвязей с другими подразделениями предприятия;
— четкое распределение основных работ внутри подразделения;
— четкое обозначение источников финансирования деятельности подразделения;
— четкое изложение прав и ответственности подразделения.

Поскольку назначение маркетинговых подразделений заключается в поисковые прибыльных товаров и рынков, то результативность их деятельности можно оценивать показателями прибыли, достигнутым «объемом продаж», «долей рынка» и показателями «число оборотов товарных запасов» или «оборот товарных запасов», которые свидетельствуют о популярности продукции у потребителей.

Похожее ...

Добавить комментарий