Организация учетно-аналитического обеспечения системы категорийного управления прибылью торговой компании в зообизнесе

Обеспечение системы категорийного управления прибылью торговой компании в зообизнесе

Обеспечение системы категорийного управления прибылью торговой компании в зообизнесе

Рассмотрена необходимость организации учетно-аналитического обеспечения системы категорийного управления прибылью торговых предприятий. Построена структура учета по центрам ответственности в целостной матричной системе управления торговыми предприятиями по категориям. Предложены этапы внедрения учетно-аналитического обеспечения системы категорийного управления прибылью торговых предприятий.

Для нормального функционирования любого звена рыночной экономики нужно, чтобы участники, принимая решения, имели достоверную и объективную информацию об имуществе, финансовом положении, результатах работы (прибыли или убытки), а также о процессах их формирования как на собственном предприятии, так и у партнеров, на основании предварительных данных. Такую информацию предоставляет только бухгалтерская система учета.

В таких условиях крайне необходимо переосмысление традиционных подходов и методов получения учетной информации для управления торговыми предприятиями с учетом собственного национального опыта, тенденций развития мировой экономики и международного опыта в этой области знаний.

Торговому предприятию для того, чтобы гибко и оперативно реагировать на изменения во внешней среде, необходимо все функции по управлению ассортиментом — от поставки в реализации — сосредоточить в едином центре ответственности, который отчитывается за весь цикл движения зоотоваров. При такой организации торгово-технологического процесса необходимо добиться снижения норм управляемости, поэтому ключевой идеей нового подхода к организации управления ассортиментом становится деление целого на составные части — то есть всего ассортимента на составляющие его категории (классификационные группы).

597

Такой подход в мировой практике получил название категорийного менеджмента

А внедрение такой целостной системы на современном торговом предприятии требует кардинальных изменений в организационно-методической структуре бухгалтерского учета для удовлетворения потребностей внутренних пользователей — управленцев.

Цель работы — обосновать необходимость и построение структурной организации учетно-аналитического обеспечения системы категорийного управления прибылью торговых предприятий.

Изменения задач и функции системы бухгалтерского учета, определены новыми требованиями к формированию информации, обусловленные внедрением рыночных элементов хозяйствования с новыми организационными формами управления. В отличие от традиционной организации управления категорийный менеджмент предполагает специализацию управленческих работников не по функциям, а по категориям управления. Теперь вместо одной должности генерального директора по продажам на предприятии необходимо ввести несколько должностных единиц категорийных менеджеров; сколько существует категорий управления.

Поскольку один сотрудник полностью отвечает за объемы реализации и рентабельность категорий зоотоваров, менеджер работает намного эффективнее, чем при традиционной схемы управления. Но только в том случае, когда на предприятии будет построен учет по центрам ответственности категорийных менеджеров и каждого из них можно будет вовремя, точно и достоверно проконтролировать. Такой системе необходима учетно-аналитическая информация способна качественно удовлетворить потребности внутренних пользователей, особенно категорийных менеджеров.

596

Подход к категориям ассортимента не только как к товарным группам, но по к самостоятельным хозяйственных единиц внутри торгового предприятия, со своей структурой и бизнес процессами, обусловило быстрый рост популярности новой концепции. В современном понимании категорийный менеджмент является управление самостоятельным бизнесом внутри предприятия, построенное на оптимизации всех операций, относящихся к определенной товарной группе.

Поэтому в современном представлении категорийный менеджер — скорее предприниматель, чем функциональный управленец

Так, В. Снегирева определяет категорийный менеджмент как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по управлению торговым ассортиментом, направленный на развитие ассортимента в соответствии с объемом и структуры спроса, по наиболее эффективного использования финансовых, материальных, информационных и трудовых ресурсов. Речь идет о такой системе управления (принципы, функции, методы, организационная структура), которая позволяет координировать интересы потребителей, производителей и торговых посредников в единой стратегии развития ассортимента.

  Управление конкурентоспособностью продукции в зообизнесе

Стоит отметить, что категорийный менеджмент как система подойдет прежде крупным предприятиям с устойчивым, широким ассортиментом товарных позиций, а также сетевым торговым предприятиям, которые имеют два или более одноформатных зоомагазина (с одинаковым позиционированием и похожим ассортиментом).

595

Переход торгового предприятия на категорийного управления — глобальное стратегическое решение

В начале внедрения категорийного менеджмента в первую очередь необходимо уделить внимание организационной структуре в целом и учетной блока в частности.

Поскольку необходимо отойти от линейной структуры в сторону матричной, так как именно матричная структура предполагает эффективное взаимодействие отделов, а переход требует не только овладение методологией и времени для того, чтобы эта система была внедрена и начали появляться результаты, но и перестройки системы бухгалтерского учета на предприятии в соответствии с изменениями в структуре.

В организационной структуре предприятия возникает необходимость выделения в рамках службы бухгалтерского управленческого учета — бухгалтеров товарных категорий. Они формируют и предоставляют учетную информацию о расходах, доходах, финансовых результатах и прибыль как каждой товарной категории, так и в сечении отдельных зоотоваров.

Финансовая бухгалтерская служба формирует учетную информацию о прибыли вообще всей торговой сети предприятия и в частности по отдельным зоомагазинами (структурными подразделениями)

Поскольку категорийный менеджмент предполагает матричную структуру организации и постоянное согласование действий между руководством отделов это означает, что по всем вопросам закупки и продаж товаров соответствующей категории, которые требуют участия других отделов, категорийный менеджер должен ставить в известность руководителей этих отделов, а также вносить коррективы в свои действия в зависимости от целей других отделов.

С отделом бухгалтерской службы взаимодействия категорийного менеджеры касаются всех вопросов оплаты поставщикам, оформление документооборота и соглашений, установления себестоимости товаров, получения информации о прямых и косвенные расходы. Также взаимодействуют по вопросам учета и контроля остатков товаров, результатов инвентаризации.

Традиционный бухгалтерский учет не в состоянии обеспечить сложную систему категорийного менеджмента торгового предприятия необходимой учетной информации. Поэтому возникает объективная необходимость во внедрении на предприятии категорийного учета по центрам ответственности.

В каждом центре на руководителя возлагается ответственность лишь за ту часть расходов, доходов и прибылей. Подлежащих контролю с его стороны и на которого возложена ответственность за этот центр

В системе учета центры ответственности выделяют как объекты учета с целью значительно большей детализации расходов и доходов. Усиления контроля за уровнем и повышения точности в расчетах финансовых результатов.

Отдел финансовой и управленческой бухгалтерии, отдел логистики, маркетинга и другие отделы необходимо выделять в центры ответственности затрат. Так как в них формируются косвенные расходы для функционирования торгового предприятия в целом. Характерным признаком этих подразделений является отсутствие формализованной взаимодействия между затраченными ресурсами и полученным результатом.

Центром ответственности доходов будет отдел розничной продажи во главе с директором розничной сети, а в его руководстве находиться директора магазинов № 1, 2, .., и как ответственные лица за результаты деятельности этой подсистемы. Входными ресурсами центра доходов будут товары в торговой сети. А выходным — сумма выручки от реализации товаров, полученная предприятием за соответствующий период времени. Важно отметить, что центры ответственности доходов несут свои личные расходы на обслуживание магазина. Но не отвечают за расходы себестоимости реализованных товаров. Показателем эффективности центров затрат может быть соотношение фактических и бюджетных объемов продаж.

  Мотивации работников: теория и практика

593

Руководителями центров ответственности прибыли в условиях матричной структуры категорийного управления торговым предприятием уместно выделить категорийных менеджеров

Таким образом возникает объективная необходимость во внедрении на предприятии категорийного учета прибыли. Потому что именно показатель прибыли является основным в оценке деятельности центров ответственности по категориям товаров. Эффективность центров прибыли измеряется соответственно суммой полученной прибыли при заданном уровне затрат.

Высшее руководство торгового предприятия приобретает статуса центров ответственности инвестиций, то есть результаты деятельности предприятия рассматриваются параллельно (в связи) с суммой капитала, вложенного собственником в его активы. Результаты деятельности центров инвестиции, как и центра прибыли, измеряется величиной прибыли, но в этом случае сумма прибыли сравнивается с суммой инвестиций в это подразделение.

Важное обстоятельство предложенной модели учета и анализа по категорированных центрам ответственности состоит в том, чтобы помочь торговому бизнесу повысить эффективность его работы путем оптимизации его функции и принятия правильных управленческих решений с помощью учетно-аналитической информации.

В ходе исследования установлено, что организационная и управленческая структура торговой сети. А также другие проанализированы факторы позволяют внедрить эффективную систему категорийного учета прибыли по центрам ответственности.

592

В связи с этим разработаны следующие этапы внедрения учетно-аналитического обеспечения системы категорийного управления прибылью торговых предприятий:

1. Разработка стратегии управления ассортиментом торгового предприятия;
2. Проведение необходимых корректировок формата и позиционирования торгового предприятия, оптимизация ассортиментной политики;
3. Перестройка организационной структуры, распределение обязанностей между отделами и должностями;
4. Выделение центров ответственности и разработка структуры предоставления учетной информации бухгалтерской отделом для нужд системы категорийного управления;
5. Разработка методики бухгалтерского учета, которая обеспечит выполнение задач категорийного менеджмента торгового предприятия;
6. Внедрение автоматизированной системы учета торгового предприятия;
7. Определение методов анализа работы с ассортиментом;
8. Определение порядка отчетности и состав форм отчетности о результатах деятельности центров ответственности;
9. Разработка четкой системы критериев оценки эффективности работы сотрудников и порядок предоставления учетных данных для этого.

Основной задачей бухгалтерского учета в современных условиях является предоставление полной и достоверной по различных групп пользователей информации о деятельности предприятия. Таким образом, введение системы категорийного управления через предложенную схему учетной информации в матричной организационной структуре категорийного менеджмента торгового предприятия решит эту задачу. Учитывая это, необходимо строить учет по центрам ответственности в организационной взаимодействия целостной матричной структуры управления торговым предприятием по категориям. Учитывая предложенные этапы внедрения учетно-аналитического обеспечения системы категорийного управления прибылью. Именно поэтому эти меры обеспечат торговым предприятиям реальное снижение затрат и рост прибыли за счет правильного подхода к предоставлению учетной информации для управления ассортиментом.

Похожее ...

Добавить комментарий