Особенности процесса антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации зоокомпании

Особенности процесса антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации зоокомпании

Особенности процесса антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации зоокомпании

В статье обоснована необходимость разработки мер по антикризисному управлению персоналом на предприятиях. Определена сущность маркетинговой концепции в сфере антикризисного управления персоналом, сформулированы ее особенности. Предложена схема процесса антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации предприятий.

В условиях рыночной экономики основным ресурсом любого предприятия является персонал, от которого зависит конечный результат деятельности, так и на формирование ключевых факторов успеха на рынке. В свою очередь, условия современного мирового кризиса связаны с поиском резервов экономии ресурсов, требует внедрения новых форм и методов управления персоналом и предприятием в целом. С целью сохранения своих позиций (или даже обеспечение развития) в ситуации предприятиям нужно мобилизовать все имеющиеся ресурсы, в первую очередь, — человеческие. К тому же, эффективность управления персоналом напрямую влияет на стабильность деятельности предприятий. В связи с этим, в период кризиса повышается значимость работы с персоналом и растет внимание к разработке и внедрению мероприятий по антикризисному управлению персоналом на предприятиях. При этом управление персоналом должно осуществляться на основе маркетинга.

ruzoo.ru0197

Вопросы, связанные с освещением специфики антикризисного управления, а также с применением маркетинга в управлении персоналом, рассматривали в своих трудах зарубежные и отечественные ученые:

— П. Дойль  «Маркетинг — менеджмент и стратегии»): охарактеризованы процесс преодоления предприятием кризиса;

— Р. Дафт («Менеджмент») : раскрыто организационные изменения и развитие;

— М. Армстронг («Практика управления человеческими ресурсами», «Стратегическое управление человеческими ресурсами») : освещены особенности развития, изменения и трансформации организации, специфику маркетинга в кадровых подразделениях, а также стратегии организационного развития;

— А. Большаков, В. Михайлов («Современный менеджмент: теория и практика»): раскрыто антикризисные стратегии фирм;

— М. Сорокина («Менеджмент торгового предприятия»): рассмотрен маркетинг персонала торговой организации;

— Н. Горелов («Экономика труда»): охарактеризованы особенности управления трудом в условиях кризиса;

— В. Федцов, А. Федцов (Менеджмент: комплексный подход»): освещены особенности антикризисного менеджмента;

— А. Турчинов («Управление персоналом»): рассмотрена сущность и прикладное значение кадрового маркетинга;

— Ю. Одегов («Управление персоналом в структурно — логических схемах»): определены противоречия системы управления персоналом;

— И. Дуракова («Управление персоналом»): раскрыто технологию маркетинга персонала.

Вместе с тем, определенные вопросы, касающиеся антикризисного кадрового управления остаются недостаточно рассмотренными

В частности, большинство работ ученых посвящены изучению общего процесса антикризисного менеджмента, а задачи по управлению персоналом освещаются в контексте жизненного цикла предприятия. При этом четко не определена сущность, особенности и содержание антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации предприятий. Актуальность проблемы, ее теоретическое и практическое значение обусловили выбор темы исследования, его цель и содержание.

Читайте статью  Социально-экономическое значение рекламы

Целью исследования является определение особенностей антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации предприятий.

Как показали проведенные исследования, ситуация на современном рынке труда характеризуется такими тенденциями, как: значительные масштабы безработицы (в частности, скрытого); рост дифференциации трудовых ресурсов; обострение конкуренции за привлечение лучших человеческих ресурсов; усиление различий в воспроизводстве рабочей силы, которая занята в различных секторах экономики (по уровню безработицы, оплатой труда, социальной защищенностью и т. п.); разбалансированность денежных потоков, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы (невыплаты заработной платы, денежных пособий, дефицит средств на непроизводственную сферу и социальную инфраструктуру и т.п.). Таким образом, ситуация на рынке труда изменилась в пользу работодателя.

При этом в условиях современного кризиса деятельность предприятий ограничена требованиями строжайшей экономии бюджета, в том числе — расходов на оплату труда. При таких обстоятельствах в большинстве отечественных предприятий существуют значительные проблемы в сфере управления персоналом. Нами проведено исследование практики управления персоналом в 35 торговых предприятиях, позволили выявить проблемы, которые присущи управлению персоналом предприятий в условиях кризиса, в частности: недооценка необходимости разработки системы управления персоналом, отсутствие набора новых работников, формализация бизнес — процессов, низкий уровень мероприятий по развитию персонала (вследствие экономии средств на обучение), нерегулярность выплаты заработной платы, недостаточное внимание к формулировка корпоративных принципов работы с людьми, снижение бонусных выплат, отсутствие мер по профессиональному и карьерного продвижения персонала, низкий уровень работы с кадровой документацией, недостаточное внимание к деловому оценивания кадров, отсутствие социальных программ, сокращение персонала и др..

ruzoo.ru0195

Таким образом, для решения указанных проблем необходимо внедрение ряда мероприятий по антикризисному управлению персоналом и его осуществления с применением маркетинговой концепции

Сущность маркетинговой концепции в сфере антикризисного управления персоналом состоит в определении требований к работникам, их ожиданий, мотивов и потребностей в профессиональной деятельности с целью эффективного использования персонала, достижения целей предприятия и обеспечение удовлетворения потребностей работников более эффективными, чем у конкурентов, средствами. В свою очередь, антикризисное управление персоналом в условиях маркетинговой ориентации зоопредприятия предусматривает разработку и внедрение новых кадровых технологий по формированию кадрового состава, использования кадрового потенциала, оценки, развития и мотивации персонала, а также применение соответствующей маркетинговой информационной системы с целью предотвращения кризисных явлений, их последствий и восстановления управляемости и стабильности предприятия.

По нашему мнению, целесообразно определить следующие особенности антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации предприятий, к которым относятся:

— Работа в нестабильных, быстроменяющихся условиях, характеризующихся появлением новых, нестандартных и неповторяющихся кадровых проблем;

— Акцент на мероприятиях по внутреннему маркетингу персонала;

— Направленность на ликвидацию причин кризисных явлений, их последствий, а также их прогнозирования и предупреждения;

Читайте статью  Маркетинг зооуслуг

— Большой удельный вес творческих операций в кадровой работе;

— Предвидение и предупреждение проблем в сфере управления персоналом;

— Формирование гибкой организационной структуры управления на основе распределения человеческих ресурсов в соответствии с из антикризисных приоритетов;

— Связанность информационного обмена между структурными подразделениями и работниками в зависимости от кризисной ситуации;

— Отсутствие четкого распределения функций на длительный период;

— Поощрение персонала за инициативность и креативность;

— Акцент на стимулировании активности персонала и его ориентации на восприятие изменений.

ruzoo.ru0194

Нами разработаны и рекомендованы к применению схему циклического процесса антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации предприятий. Основное внимание необходимо обратить на системный подход, четкий контроль эффективности и оптимизации (минимум затрат при максимуме результативности) всех расходов, а также обеспечения согласованности антикризисной кадровой стратегии с общей экономической ситуацией в стране, генеральной стратегией и маркетинговым потенциалом предприятия.

Следующим образом:

— Сущность маркетинговой концепции в сфере антикризисного управления персоналом состоит в определении требований к работникам, их ожиданий, мотивов и потребностей в профессиональной деятельности с целью эффективного использования персонала, достижения целей предприятия и обеспечение удовлетворения потребностей работников более эффективными, чем у конкурентов, средствами;

— Антикризисное управление персоналом в условиях маркетинговой ориентации предприятия предусматривает разработку и внедрение новых кадровых технологий по формированию кадрового состава, использования кадрового потенциала, оценки, развития и мотивации персонала, а также применения соответствующей маркетинговой информационной системы с целью предотвращения кризисных явлений, их последствий и восстановления управляемости и стабильности предприятия;

— Процесс антикризисного управления персоналом в условиях маркетинговой ориентации предприятий предусматривает: анализ проблемной ситуации и состояния предприятия, диагностику кадрового потенциала, разработку и внедрение мероприятий по маркетингу персонала, разработку антикризисной кадровой стратегии и системы ее маркетинговой поддержки, проектирование антикризисной кадровой политики, разработку и организацию выполнения антикризисных кадровых решений, определение мер по преодолению и предотвращению конфликтов, разработку мероприятий по управлению кадровыми рисками, контроль за выполнением антикризисных кадровых решений.

В перспективе исследования должно проводиться в направлении разработки антикризисной кадровой стратегии в условиях маркетинговой ориентации предприятия.

ruzoo.ru0189

Осуществление процесса антикризисного управления персоналом обеспечит рост кадрового потенциала предприятий и достижения конкурентных преимуществ:

— Анализ проблемной ситуации и состояния предприятия

— Диагностика кадрового потенциала предприятия

— Разработка и внедрение мероприятий по маркетингу персонала

— Разработка антикризисной кадровой стратегии и системы ее маркетинговой поддержки

— Проектирование антикризисной кадровой политики предприятия

— Разработка и организация выполнения антикризисных кадровых решений

— Определение мер по преодолению и предотвращению конфликтов

— Разработка мероприятий по управлению кадровыми рисками

— Контроль за выполнением антикризисных кадровых решений

Похожее ...

Добавить комментарий