Особенности процессов приватизации государственных компаний и ликвидация монополий во Франции

Особенности процессов приватизации государственных компаний и ликвидация монополий во Франции

Особенности процессов приватизации государственных компаний и ликвидация монополий во Франции

Проанализированы причины и факторы приватизации и ликвидации монополий во Франции. Исследованы особенности этапов проведения приватизации в разных правительств, определены факторы и факторы эффективной демонополизации компаний, на примерах конкретных предприятий и отраслей определены особенности эффективного проведения реструктуризации.

Преодолевая последствия мирового экономического кризиса, страны по-разному проводят политику национализации и реструктуризации предприятий. В последние годы много внимания уделялось решению проблем приватизации крупных государственных компаний. Достаточно интересным примером для анализа процессов национализации и приватизации выступает послевоенная Франция, где разными правительствами политика проводилась с определенными характерными особенностями. В процессе рыночных трансформаций и проведения либерализации политики, необходимо вводить эффективную приватизационную политику, опираясь на мировой опыт и адаптируя его под украинские реалии и социально-экономические потребности.

Начиная с Единого Европейского акта экономическая политика Франции и ее культурное развитие трансформировались по пяти векторами. Первым и самым весомым направлением стала приватизация государственных корпораций. Она была обусловлена ​​следующими факторами: прагматическими (с целью снижения бюджетного дефицита); идеологическими (возврат Ж. Ширака к власти в 1986 году); внешними сдерживающими факторами (когда Комиссия заявляла о принятии плана финансовой помощи в процессе будущей приватизации). Второй вектор состоял в ликвидации государственных монополий, в частности в областях телекоммуникаций, авиаперевозок и энергетики. Третье направление развития предусматривал рост конкурентоспособности государственных компаний, которые стремятся работать как частные. Четвертый вектор состоял в эволюции и прогрессе Единого рынка, основой которого были принципы реального отражения торговли и конкуренции, которые были искаженно государственным субсидированием. Последняя тенденция заключалась в изменении отношений между государством и бизнесом.

0050791

Приватизация государственных корпораций

Национализация во Франции проходила в три этапа. 1936 в собственность государства по идеологическим причинам и с целью преодоления Францией последствий Великой Депрессии перешли некоторые угольные, сталелитейные компании и железная дорога. В течение 1944-45 годов де Голль унаследовал этот пример с целью наказания экономических колорабоционистив, ослабление крайних левых сил и инициирование социальных изменений и экономической модернизации. В период с 1981 до 1982 грандиозные планы Ф. Миттерана по переходу компаний в собственность государства были оправданы четырьмя целями: преодолением кризиса деиндустриализации; необходимостью снижения уровня безработицы; желанием выполнить предвыборные обещания и необходимостью успокоить коммунистических соратников путем постепенного «отрыва от капитализма».

К 1982 году на долю государственного промышленного сектора приходился 21% ВВП, 23% промышленной рабочей силы, 28% продукции с добавленной стоимостью, 30% экспорта и 49% всех государственных инвестиций в промышленность. Государственный сектор был представлен 67% рабочей силы в энергетической отрасли, 66% — в области аэронавтики, 50% — в области электроники, 25% — в химической промышленности. Тридцать девять банков, на которые приходилось более 90% активов всей банковской системы Франции, оказались под контролем государства. Благодаря этим факторам государство превратилась в весомого игрока на рынке.

Под руководством Миттерана национализация привела к противоречивым последствиям:

— увеличению дефицита государственного бюджета,
— процессов искусственного «раздувания» рабочей силы,
— оттока французского капитала и иностранных инвестиций за границу.

0050854

Однако, государственная рекапитализация для многих компаний в трудном финансовом положении, начиная с 1970-х, годов стала спасением от банкротства, а реструктуризация помогла сделать их прибыльными и привлекательными для приватизации.

Читайте статью  Блогосфера в современном информационном пространстве

1986, под влиянием рейганизма и тетчеризма премьер-министр Ж. Ширак, с целью преодоления последствий политики социалистов, впервые за всю историю Франции развернул широкомасштабную программу приватизации. Однако такая анти-деголевская политика, как может показаться на первый взгляд, на самом деле не была преданной либерализма. Прежде всего, разрешалась довольно ограниченное участие иностранного капитала в французских компаниях, которая достигала максимум 20%. Кроме того, государство оставляло за собой право принятия стратегических решений во многих компаниях путем владения так называемой «золотой акцией» — nooyau dur (ядро), которая составляла от 20 до 30% капитала компании и предоставляла государству особые права по сравнению с другими акционерами с целью государственного контроля за приватизированной компанией.

Это привело к сети перекрестного участия, которая гарантировала невозможность игнорирования желаний правительства

Кроме того, распродажа государственных активов, который приводил к «ухудшению работы всей системы», за который выступали правые силы, стал главным поводом в борьбе между левыми и правыми политическими силами. В своей предвыборной кампании 1988 Ф. Миттеран отстаивал политику ни приватизации, ни национализации или, другими словами, «нет дальнейшей приватизации, ни национализации». Этот статус кво получил название «нинизм», отражая слабые стороны данной политики. Социалистическим правительством начале 1990-х годов постепенно были распроданы доли государственных компаний, таких как, например, Total (нефтяная компания, в которой доля государственного капитала составляла всего 5%) с целью преодоления финансовых трудностей. Национализированным предприятиям со стороны правительства разрешалось выпускать не голосующие акции и участвовать в «нелегальном» продажи дочерних компаний.

С возвращением к власти правых сил в 1993 году была усовершенствована система перекрестного участия, когда страховой гигант UAP занял ключевую позицию в этой сложной сети объединенной собственности. Однако, с приватизацией UAP 1993 года, эта эра закончилась, что ознаменовало собой завершение перекрестных схем и начало эпохи агрессивных слияний и поглощений французских компаний в поздних 1990-х годах по англо-саксонской модели (TotalFina-Elf, AXA, Vivendi, Roussel-Hoechst ).

0050841

Социалистическое правительство Л. Жоспена признал, что отказ от государственной собственности будет решаться в каждом конкретном случае на индивидуальной основе. Но уже через несколько месяцев он был вынужден придерживаться более прагматичного подхода в условиях продолжающегося устранения барьеров в рамках Европейского союза. Например, решение о приватизации 25% France Telecom в октябре 1997 года было частично обусловлено необходимостью подготовить открытие телекоммуникационного рынка ЕС в январе 1999 года. Похожая ситуация сложилась с Credit Lyonnais. Комиссар по конкуренции К. ван Мирт позволил предоставления государственной помощи банку в его полной приватизации в октябре 1999 года. Одновременно с приватизацией государственных компаний происходил процесс ликвидации монополий, таких как Telecom.

Ликвидация монополий

Маастрихтским договором предусмотрено уменьшение роли государства в энергетической, телекоммуникационной и транспортной отраслях. Компания Electricite de France (EDF) долгое время владела монополией на производство и распределение электроэнергии. Но в январе 1996 года, министры энергетики ЕС согласились на либерализацию рынка электроэнергии, с тем, чтобы крупные промышленные потребители могли покупать электроэнергию у других поставщиков, а не только EDF. Кроме того, европейским законодательством решено было разделить производство и распределение электроэнергии. Борьба Франции против таких прорыночных мероприятий была проиграна в Европейском суде. Опираясь на Римский договор, европейские судьи хоть и не запретили, однако ограничили концепцию монополии. Признавая тот факт, что EDF предоставляла государственные услуги, компании в судебном порядке было запрещено монопольный импорт энергоресурсов.

Читайте статью  Рекламные сообщения и их тематическая направленность

0051078

1998 проект закона о дерегуляции был представлен на рассмотрение парламента, который принял его после жарких дебатов. Прогрессивное открытия рынка происходило постепенно — от открытых 25% в 1998 до 33% в 2007. Интересен тот факт, что EDF готовилась к такому перерегулирования европейских рынков в течение 10 лет путем усиления своего присутствия на зарубежных рынках (в 1998 году она поставляла около 20% электрической энергии в Европе) и гармонизации своих услуг и тарифов с наиболее конкурентоспособными европейскими поставщиками. [2] Либерализация быстро двигалась по французским, а не по англо-американским стандартам. Как свидетельствуют факты, Германия и Швеция полностью открыли свои рынки электроэнергии для конкуренции, а Великобритания сделала даже шире шаг — позволила всем пятнадцати энергетическим компаниям работать за пределами своих региональных ограничений и поставлять электроэнергию домашним хозяйствам.

Обобщая особенности процессов приватизации во Франции, следует отметить следующее

Во-первых, учитывая общественные отношения, успешные приватизационные программы были положительно восприняты французским обществом. Когда граждане стали вкладывать деньги в акции наиболее прибыльных компаний. Например, приватизация МММ в октябре 1997 года привлекла 3,8 млн мелких акционеров. С началом внедрения Шираком в 1986-1988 годах неолиберальных мер, французские граждане начали поддерживать развитие французской фондовой биржи путем покупки акции новых независимых компаний. В то время, когда национализация 1981-82 годов вызвала немало политических дебатов, последовательные программы приватизации, начиная с 1986 года, были более согласованными. Технические нюансы приватизации (цена акций и т.д.) гораздо чаще не различий во взглядах различных политических партий и профсоюзов, чем принцип приватизации вообще.

0051146

С течением времени дихотомия между государственным капитализмом (собственность корпораций, большое количество государственных служащих) и стратегией. Более ориентированной на рынок, стала очевидной. До сих французские граждане сталкиваются с определенным противоречивым отношением к государству в роли защитника (обеспечение общего благосостояния нации, поддержания занятости населения, эффективные законы об охране труда) и одновременно к процессам приватизации (путем вложения средств в частный капитал).

Во-вторых, принимая во внимание тот факт, что многие государственные компании (EDF, SNFC, FT и др.). Были коммерчески успешными за рубежом, французскому правительству было труднее обосновывать политику ограничения доступа и закрытости французского рынка. В-третьих, после запрета Брюсселем предоставления государственной поддержки отраслям, французские государственные корпорации вынуждены были основывать альянсы с европейскими и не европейскими частными компаниями. Таким образом, процессы глобализации и приватизации государственных компаний происходили параллельно.

Проведенный анализ позволил определить особенности, а также проблемы, с которыми сталкивался французское правительство при проведении приватизационных мероприятий. Применение определенных механизмов, например, механизма перекрестного участия, дало бы возможность государственным предприятиям более эффективно и рационально изменить форму собственности. Следующим этапом будет определение путей внедрения вышеупомянутого опыта.

Похожее ...

Добавить комментарий