Особенности развития рынка франчайзинга

Особенности развития рынка франчайзинга

Особенности развития рынка франчайзинга

В современных условиях усиления конкуренции на внутренних рынках и ограниченности финансовых возможностей для предприятий франчайзинг выступает эффективным механизмом сочетания преимуществ малого и крупного бизнеса.

Сам термин «франчайзинг» происходит от французского существительного «​​franchise», что буквально означает — льгота, вольность, честь. В эпоху средневековья этот термин означал предоставление прав гражданства иностранцу определенной страной или городом, впоследствии — условия страхового договора, при котором страхователь освобождался от возмещения убытков, когда они не превышали определенного предела.

Наиболее известными франчайзерами в мире являются MCDonald’s, Coca-Cola, Ford, Hilton, Burger King, Mexx, Hilton, Pepsi Co, Coffee House, Subway и другие. На отечественном рынке представлены как иностранные, так и отечественные франчайзеры, судьба остальных 50%. Наиболее популярными являются франшизы с инвестициями примерно в 20 тыс. долларов США, окупаемостью до 18 месяцев и с небольшими площадями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Работа с новым зоотоваром

Наиболее развитые виды франчайзинга:

— товарный (Mexx, Pierre Cardin);
— общественное питание (Subway, Burger King, «Шоколадница»);
— услуги населению (сети химчисток, салонов красоты, туристические агентства);
— производственный (Coca-Cola).

Франчайзинг начал развиваться с середины 1990-х годов, однако особая активность наблюдалась начиная с 2004 года. К 2008 году количество франчайзеров увеличивалось в среднем на 20% за год. С 2009 по 2010 год происходит резкое падение показателей и дальнейшее постепенное повышение.


По региональному распределению наиболее привлекательными для франчайзеров является столица, города с население около миллиона. Критериями такого разделения стали: аккумуляция средств, доходы и осведомленность населения, уровень ведения бизнеса, опыт сотрудничества с иностранными компаниями, наличие больших торговых и бизнес центров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Стимулирование сбыта зоотоваров с помощью купонов - Coupons

К угрозам развития франчайзинга можно отнести:

— кризис в Европе;
— законодательные проблемы (отсутствие нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих франчайзинговые отношения, сложный процесс регистрации договора коммерческой концессии);
— высокие ставки кредитования;
— арендные ставки;
— недостаточно развитое бизнес-образование.

Возможности и перспективы франчайзинга:

— низкая конкуренция;
— наличие «незанятых областей».

Таким образом, несмотря на ряд негативных факторов, франчайзинг продолжает развиваться достаточно динамично. Отечественный рынок становится привлекательным как для иностранных франчайзеров, так и для отечественных. Для того чтобы система франчайзинга работала эффективно, необходимо преодолеть такие сдерживающие механизмы: несовершенство законодательной базы, отсутствие у предпринимателей опыта работы по франчайзингу, недобросовестное отношение к выполнению договорных обязательств и чужой интеллектуальной собственности, низкий уровень развития банковского кредитования.

Похожее ...

Добавить комментарий