Особенности стратегического управления персоналом в условиях кризиса

Manager_19Реализация стратегического управления персоналом в условиях кризиса имеет свою специфику, а именно оно должно быть максимально мобильным, гибким, эффективным и результативным. С этой целью стратегическое управление персоналом должно включать разработку соответствующих антикризисных концепций, стратегий антикризисной кадровой политики, принципов и методов управления персоналом в условиях преодоления кризиса гарантировать осуществление соответствующих структурных изменений в деятельности.

По мнению Р. Кетрина, «процесс стратегического управления персоналом в условиях кризиса является необходимым элементом общей стратегии, он необходим для того, чтобы упорядочить процедуру выполнения функциональных полномочий каждым работником, объединить в единое целое вопросы стратегического управления и оперативной работы на уровне конкретного исполнителя … система стратегического управления персоналом направлена ​​на установление связи между стратегиями, индивидуальными целями и критериями эффективности труда на всех уровнях иерархии организационной структуры».

Важно определить основные принципы стратегического управления персоналом в рамках осуществления соответствующих структурных изменений. Это, прежде всего:

— Соответствие между профессионально — квалификационным уровнем персонала и организационными требованиями, которые регламентируются социально — политическими и экономическими условиями осуществления структурных изменений;

— Внедрение новейших методик деятельности персонала;

— Формирование принципиально нового подхода к организации стратегической деятельности персонала;

— Создание новых организационных структур.

Исходя из этого можно четко идентифицировать основные факторы антикризисной деятельности персонала, влияющих на обеспечение структурных изменений в деятельности. Здесь принципиально важно исходить из таких факторов как: структурные (численность структурного подразделения); промежуточные (стиль деятельности руководителя структурного подразделения в условиях кризиса, критерии принятия и реализации управленческих решений); мотивационные (мотивация деятельности персонала в условиях кризиса и соответствующей структурной изменения обусловленной ею); переменные (характер задачи, возникающие перед персоналом в процессе реализации его функциональных полномочий в условиях кризиса); личностные (качественные профессиональные характеристики персонала).

Интересную, в методологическом отношении, предложено по этому поводу концепцию американским ученым П. Врайтом, который доказывает, что в условиях кризиса руководитель прежде должен осуществлять управление соответствием характеристик требованиям к деятельности персонала. Эффективным механизмом обеспечения такого соответствия является воздействие на факторы развертывания кризисных явлений. По мнению ученого, руководитель должен обеспечить процесс формирования управленческих решений, направленных в первую очередь на оптимизацию деятельности через повышение качественно — профессиональных характеристик персонала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Диверсификация деятельности торговых организаций

Целесообразно также особое внимание уделить разработке концептуального плана стратегического управления персоналом, одним из критериев реализации которого должно выступать обеспечение структурных изменений.

Основными механизмами реализации такого плана должны выступать:

— Выявление результативности деятельности персонала при условии введения соответствующего плана, а именно того насколько только подобранный персонал отвечает внутренним организационным потребностям;

— Оценка результатов анализа и согласованности деятельности персонала внутренним потребностям функционирования;

— Выявление реальной потребности в персонале и соотнесения ее с имеющейся фактической;

— Подготовка информации о потребности в персонале и источники ее реализации;

— Характеристика о критериях требований к персоналу и подготовка критериев требований к соответствующим вакансий;

— Оценка результативности деятельности персонала, задействованного в отдельных структурных подразделениях и выявления его стратегического влияния на структурные изменения в деятельности  в целом;

— Выявление степени соответствия деятельности персонала требованиям общенационального рынка труда.

Именно такая тактическая модель реализации стратегического управления персоналом, в первую очередь, направлена ​​на решение проблемы найма и отбора персонала, способного в условиях кризиса обеспечить соответствующие структурные изменения в функционировании управления в целом.

В данном отношении особое внимание должно принадлежать соответствующим механизмам: выявление потребности в персонале, создание информационной базы для планирования персонала; разработки штатных расписаний, трудовых планов; анализа запросов о замещении или дополнительный набор персонала; анализа внутреннего кадрового потенциала; анализа причин текучести кадров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Внедрение категорийного менеджмента как основы повышения продаж в зоосети

Одним из важных технологических приемов осуществления стратегического управления персоналом в условиях кризиса является создание четких институциональных структур управления персоналом. С этой целью в условиях кризиса особую целесообразности приобретают так называемые кадровые структуры (службы). К стратегическим задачам кадровых служб (управлений персоналом, отделов кадров) является разработка и реализация кадровой политики, переподготовка и повышение квалификации персонала в таком ракурсе чтобы он был в состоянии гарантировать соответствующие структурные изменения в функционировании системы.

Исходя из этого можно четко определить функциональные задачи кадровых служб, которые должны реализовываться в условиях кризиса:

— Прогнозирование стратегической потребности в персонале и источники ее реализации, конкретизация потребности в подготовке персонала;

— Создание дееспособного коллектива персонала;

— Планирования и регулирования профессионального, квалификационного уровня развития персонала, процедур его освобождения и перераспределения его функциональных возможностей;

— Организационно — методическое и технологическое обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в соответствии с потребностями кризисной ситуации и современной стратегии антикризисного менеджмента;

— Системное обучение руководителей структурных подразделений стратегическим методам и формам работы с персоналом в условиях кризиса;

— Изучение профессиональных, деловых и нравственных качеств персонала на основе внедрения аттестации, лингвосоциологичних и психологических методик;

— Разработка рекомендаций по рациональному использованию персонала в соответствии с их способностями и склонностями;

— Выявление профессиональной ориентации персонала и соответствующая адаптация персонала младшей возрастной категории;

— Выявление и преодоление причин текучести персонала в условиях кризиса с целью обеспечения динамизации структурных изменений, принятия мер по стабилизации и совершенствованию их социальной и демографической структуры, создание института наставничества;

— Внедрение эффективных форм материального и морального стимулирования персонала к выполнению функциональных полномочий в условиях соответствующей кризисной ситуации.

Похожее ...

Добавить комментарий