Повышение эффективности логистических систем

Повышение эффективности логистических систем

Повышение эффективности логистических систем

Рост общей неопределенности привело к усилению финансово-экономической нестабильности, которая проявляется, в частности, в девальвации национальной валюты и существенных колебаниях ее курса. При таких условиях сохранение конкурентоспособности экономики страны и вывода ее на траекторию развития требует консолидированных усилий по приоритетным направлениям. Среди приоритетных направлений, на наш взгляд, важное место занимает развитие логистических систем.

Поскольку само появление логистики как особого вида хозяйственной деятельности и отдельной научной течения была обусловлена необходимостью поиска резервов повышения конкурентоспособности компаний. При этом эффективное использование логистической концепции в практике деятельности хозяйствующих субъектов приводит к появлению как ценовых факторов конкурентных преимуществ, связанных с возможностью предложить конечному потребителю продукцию с более низким ценам, так и к не ценовых факторов, таких как рост оперативности и надежности поставок. Также стоит подчеркнуть, что дополнительный импульс для становления и развития логистики исторически предоставила энергетический кризис 70-х годов прошлого столетия, когда компании столкнулись с ситуацией резкого увеличения стоимости перевозок через трехкратное подорожание нефти.

С целью исследования качественных изменений микрологистических систем, рассмотрим их классификацию. В общем, в работах исследователей выделяется 4 типа логистических систем. При этом наблюдается ситуация, когда названия типов систем в работах разных исследователей совпадают, но интерпретации их значения несколько отличаются.

Рассмотрим подробнее 4 типа логистических систем

Логистическая система первого уровня (first party logistics — 1PL)

В работе А.И. Антоненко, А.А. Станкевича она определяется следующим образом: «… это внутренняя логистика, где все услуги по транспортировке, складского хранения, таможенных операций и сопутствующего сервиса сосредоточены внутри компании заказчика». Вместе тем, в работе К.Л. Хвостикова, А.В. Омельченко дается другое определение такого типа логистической системы: «…1PL, компания — провайдер логистики, лимитирующим услуги только узкой частью операций, например только перевозки от пункта «А» в пункт «Б», только складирование, только погрузки в вагон и т.д.». Как видно, две приведенные интерпретации логистической системы первого уровня достаточно сильно различаются. В первом случае речь идет о предприятиях, которые самостоятельно создают в рамках своей компании подразделение, которое обеспечивает обслуживание всех ее логистических процессов. В таком случае речь может идти о мощные компании, которых конечно же меньшинство среди всех компаний». Во втором случае это должно быть уже компания, узкоспециализированная предоставляет отдельный вид логистических услуг, например, автотранспортное предприятие, оператор состава и тому подобное.

Читайте статью  Специфические особенности комплекса маркетинга зоопредприятия в сфере розничной электронной торговле

Логистическая система второго уровня (second party logistics — 2PL)

Этот тип тоже определяется различными исследователями по-разному, хотя отличие уже не столь радикальна. Так, А.И. Антоненко, А.А. Станкевич отмечают, что такая логистическая система возникает, если «одна или несколько компаний-провайдеров выполняют для заказчика базовые логистические услуги — транспортировку и складское хранение». При этом другие исследователи утверждают, что это такой провайдер логистики, который «… предоставляет широкий круг услуг, способный организовать полный комплекс операций по доставке товаров, но все-таки ограничивает деятельность регионом, страной, видами транспорта». То есть, одни авторы специфической чертой считают ограниченность набора логистических функций (только транспортировки и хранения). А другие — ограниченность региона деятельности или типа используемого транспорта.

Логистическая система третьего уровня (third party logistics — 3PL)

Ее определяют следующим образом: «Логистические услуги этого уровня сосредоточены на комплексном управлении процессами транспортировки и хранения грузов. Это означает, что компания-провайдер не только транспортирует груз, но и выполняет все услуги экспедиции (в том числе и таможенного оформления)». Определение логистической системы третьего уровня, предлагается другими исследователями, несмотря редакционные различия, по содержанию соответствует выше приведенном.

Логистическая система четвертого уровня (third party logistics — 4PL)

Она имеет следующее определение: «4РL-провайдер является интегратором всей логистической системы предприятия. Он управляет своими ресурсами, возможностями и технологиями и ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение о логистической системы компании». Иными словами можно утверждать, что такого рода логистическая компания «совмещает функции консалтинговой компании и 4РL-провайдера».

Читайте статью  Сущность деятельности мерчандайзера зоотоваров

technoalpin_sitz

Таким образом, обобщая приведенные выше определения, можно сделать вывод, что на данный момент даже в среде ученых существует определенная неоднозначность относительно интерпретации сущности логистических систем 1 и 2 типа (1PL и 2PL). При таких условиях, конечно, логистическим компаниям тоже сложно однозначно идентифицировать свой тип. Однако несмотря на наличие отдельных разногласий, можно уверенно утверждать, что на территории страны действует достаточное количество логистических компаний 1 и 2 типа. Относительно компаний третьего типа, то наиболее известными их примерами в Европе являются: «Excel, Maersk Logistics, Schenker, Kuehne & Nagel». Некоторые из них осуществляют экспансию и на территорию нашей страны.

Что же касается 4PL компаний, то примеры отечественных компаний такого типа на данный момент не известны

Причина этого заключается в необходимости значительного количества 3PL компаний как предпосылки появления и развития 4PL компаний. Итак, основными перспективами развития отечественных логистических систем. Ориентированных на обслуживание корпоративного сектора, появление большего количества 3PL компаний и зарождения 4PL компаний.

Таким образом, основным сектором рынка логистических услуг в стране является предоставление транспортных услуг, что свидетельствует об отставании развития отечественных логистических систем от передовых стран. Где существенной удельного веса приобретает сектор интеграции и управления цепями поставок. Дальнейшие перспективы развития логистических систем в стране следует связывать с ростом количества компаний способных предоставлять полный пакет логистических услуг высокого уровня качества (3PL и 4PL). При этом, поскольку логистическая подсистема является центральной составляющей инфраструктуры экономики страны. То повышение эффективности логистики способно обеспечить мультипликативный положительный эффект для роста конкурентоспособности национальной экономики.

Похожее ...

Добавить комментарий