Приемы внутреннего контроля для швейного предприятия зообизнеса

Приемы внутреннего контроля для швейного предприятия зообизнеса

Приемы внутреннего контроля для швейного предприятия зообизнеса

Внутрихозяйственный контроль с позиции практики является одним из важнейших рычагов, с помощью которого осуществляется воздействие на хозяйственную деятельность предприятия. Это система непрерывного наблюдения за эффективностью использования имущества предприятия, законностью и целесообразностью хозяйственных операций и процессов, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. В то же время, внутрихозяйственный контроль является составной частью рыночного механизма, одним из приемов проверки того, как выполняются принятые решения, важнейшей функцией управления экономикой. Он выполняет свои функции с помощью метода, который является системой методических приемов. Исследование сути метода, методики и методических приемов контроля актуальны, потому что именно от знания этих понятий и правильности их выбора зависит эффективность и рациональность контроля на предприятии, возможность выявления, предотвращения неточностям и ошибкам в хозяйственной деятельности, управлении и исправления их.

Перестройка управления предприятиями сферы услуг в условиях рыночных отношений предполагает изменения в системе контроля

С помощью которого выявляют фактическое состояние на предприятии, определяют причины разного рода отклонений от норм производства, выявляют неиспользованные или потерянные резервы и ресурсы. В современных условиях, чтобы определить способы рациональной организации внутреннего контроля необходимо пересмотреть подходы к определению его методов и усовершенствовать их максимально приближая теории контроля к практике.

В экономической литературе советского периода был принят единый подход к разделению методов внутреннего контроля в зависимости от источника информации методы документального и фактического контроля с детализацией их по составу на методические приемы. Впоследствии методические мероприятия, которые используются при контроле, разделили в зависимости от времени осуществления контрольных действий. По этому критерию выделены методические приемы предварительного, текущего и последующего контроля. По нашему мнению, такое определение метода внутреннего контроля является слишком упрощенным. Оно целесообразно в практическом плане с целью проверки хозяйственных операций и процессов. Мы считаем, что метод контроля не должен определяться в зависимости от каких — либо признаков классификации внутреннего контроля.

По мнению Белухи М. Т. метод внутренне хозяйственного контроля характеризуется общенаучными и конкретными научными эмпирическими методическими приемами, которые делятся на органолептические, расчетно-аналитические, документальные, обобщающие и реализацию результатов контроля. На наш взгляд, в некоторых методических приемах, обосновывает М. Т. Белуха применено не только присущие хозяйственном контроля приемы, но и те, что используются в других науках, в частности в управленческом учете, экономическом анализе, финансах и тому подобное. Вместе с тем Избицкое Л. М., характеризуя методы внутреннего контроля специфическими приемами и способами, выделяет: проверку выполнения принятых решений, обследование, технический контроль, экономический анализ, инвентаризация, ревизия.

Нападовская Л.В. считает, что метод контроля следует характеризовать взгляд приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов

Она выделяет следующие приемы: определение реального состояния объекта, сопоставление, оценка, среда контроля, учетную систему. Такой взгляд является глубокой теоретической основой для разработки модели организации контроля на предприятии с учетом взаимосвязи между структурными подразделениями.

Нетрадиционный подход к определению метода внутреннего контроля предлагает Л.В. Сотникова, которая считает, что «несмотря на большое количество видов деятельности предприятия, существует только пять типов метода контроля: распределение обязанностей, система независимых проверок, физические способы контроля и охраны, документальный контроль, система подтверждения полномочий». Автор детализирует каждый из предложенных типов метода контроля не методическими приемами, а контрольными процедурами. По нашему мнению, предложенные метода контроля не полностью соответствуют первоначальной сущности понятия метода как способа исследования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Конкурентные преимущества как основной инструмент влияния на конкурентоспособность торгового предприятия

Хозяйственный контроль как вид управленческой деятельности обладает широким арсеналом методических приемов, а его системность, на наш взгляд, возможна лишь при условии комбинированного использования различных способов контроля: документальных, фактических, расчетно — аналитических, обобщение информации. Один из ключевых путей реализации контрольных функций на предприятии — это установление основных принципов организации контроля, то есть основных требований к организации контроля для достижения эффективного результата.

b71803_c6b

Поэтому, на наш взгляд, именно эти элементы являются основой понятия «метод хозяйственного контроля», в частности, внутрихозяйственного. Итак, можно утверждать, что метод внутрихозяйственного контроля — это упорядоченная, целенаправленная совокупность взаимосвязанных принципов, правил, способов, приемов и средств контроля за системного изучения исследуемого объекта в процессе реализации контрольных функций.

Внутрихозяйственный контроль — это сложная деятельность, требующая соответствующей организации

Она должна быть связана и обусловлена ​​методологическими особенностями предмета контроля. Развитие организационных форм внутрихозяйственного контроля связан с построением общей логики и формированием специфических принципов, на которых должны основываться все практические решения.

Обобщая взгляды разных авторов, можно утверждать, что принципы контроля сводятся к двум основным группам — общие и специфические. К общим принципам контроля относятся законность, диалектическое развитие, массовость, гласность, независимость, эффективность, целесообразность, комплексность с системой управления и т.д..

Группу специфических принципов, достаточно обоснованнал, по нашему мнению выделил проф. Валуевым Б. И., который причислил к ним:

— принцип системного упорядочения организации контроля;
— принцип приближения контроля к объекту;
— принцип иерархичности контроля, принцип делегирования полномочий и ответственности;
— принцип взаимодействия с другими функциями;
— принцип целесообразности взаимодействия элементов функции контроля;
— принцип последовательности контроля во времени.

В ходе исследования мы проанализировали формулировки принципов хозяйственного контроля и особенности практической деятельности и опыт хозяйствования предприятий сферы услуг.

С учетом этого предлагаем выделить следующие принципы внутрихозяйственного контроля для исследуемых предприятий:

1) принцип системного подхода, суть которого заключается в том, что система по предоставлению услуг должна быть организована, чтобы все центры затрат и центры ответственности были охвачены контролем;

2) принцип последовательности контроля во времени, по которому результаты предварительного контроля должны использоваться в течение всего цикла;

3) принцип самостоятельности контроля, который предусматривает, что полнота ответственности за результаты контроля конкретных работников и способ его осуществления не должны базироваться на определенной зависимости и подчиненности работников;

4) принцип интенсивности проведения контроля, который означает, что контроль должен вестись в усиленном режиме независимо от состояния подконтрольного объекта и предварительных результатов контроля;

5) принцип максимального приближения контроля к объекту за счет делегирования ответственности специалистам предприятия;

6) принцип централизованного методического руководства процесса осуществления контроля;

7) принцип подчиненности контроля, по которому организационная схема контроля должна быть многоступенчатой ​​и должен предусматривать выполнение контрольных функций на всех уровнях;

8) принцип, согласно которому не допускается сосредоточение функций контроля в сфере влияния одного человека;

9) принцип взаимодействия с другими функциями управления;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование системы мотивации персонала в зооиндустрии

10) принцип целесообразности взаимодействия элементов функции контроля, их согласования в пространстве и времени. Это означает, что все элементы контроля должны быть взаимосогласованные для того, чтобы он выполнял поставленные задачи.

2g171

Взаимодействие этих принципов в организации контроля значительно улучшит управленческую деятельность предприятий сферы услуг систему управления в целом

Наши исследования показывают, что на предприятиях потребительской кооперации, предоставляющих платные услуги. состояние организации внутреннего контроля только частично соответствует вышеназванным принципам. Это требует применения рациональных подходов к организации внутрихозяйственного учета на предприятиях сферы услуг, учитывая их организационную структуру, масштабы деятельности производственных подразделений, коммуникативные связи между подразделениями и т.д.

Внутрихозяйственный контроль на предприятии и в его структурных подразделениях нужно организовывать в индивидуальном порядке с учетом общего подхода, который позволяет предоставить внутрихозяйственному контроля системный характер:

— Определение объектов и источников информации оперативного контроля;
— Установление оптимальных показателей, которые должны быть охвачены контролем;
— Разработка методики внутрихозяйственного контроля с применением самых эффективных приемов и методов;
— Разработка номенклатуры МВЗ и центров ответственности для организации выявления отклонений, а также классификаторов причин и виновников отклонений;
— Определение источников информации и составление ее потока;
— Назначение конкретных исполнителей контрольных действий;
— Разработка первичной документации и сводных реестров учета и установление способов контроля данных, отображаемых в них.

Для того, чтобы обеспечить качество внутреннего контроля

решающее значение имеет формализация процедур контроля за отдельными объектами и исполнителями контрольных функций. С этой целью мы разработали и предлагаем использовать на предприятиях сферы услуг Карты формализации процедур контроля, образец которой приведен в таблице.

В предложенных картах по конкретному объекту контроля систематизированы источники информации и определены методические приемы внутрихозяйственного контроля, имеет использовать конкретный субъект,. То есть исполнитель контрольных действий. Очевидно, что выбор конкретных источников информации, как и методов контроля обусловлен выбором объекта контроля. Например, для внутреннего контроля материальных затрат в такой карте с конкретным объектом контроля систематизированы источники информации и методические приемы внутреннего контроля, применяемые конкретный субъект.

018

Однако, при контроле и того же объекта (затраты на материалы), перечень используемых источников информации и методических приемов, существенно отличаться, что объясняется наличием различных обязанностей, прав и сфер ответственности субъектов контроля. Предложенные карты достаточно существенными элементами надлежащей организации внутреннего контроля и алгоритмизации процедур контроля в компьютерной среде.

Для определения внутреннего контроля как отдельной функции управления в современных условиях хозяйствования установить его метод и усовершенствовать его элементы максимально приблизив теории контроля к практике. Мы уточнили определение метода внутрихозяйственного контроля, что позволит Интегрированная подходить к изучению исследуемого объекта в процессе реализации контрольных функций.

Наряду с этим организуя внутри государственный контроль надо учесть системный подход, предусматривающий:

— определение объектов и источников информации, установления оптимальных показателей;
— разработка методики внутрихозяйственного контроля с применением эффективных приемов и методов контроля;
— определение источников информации и составление ее потока;
— определение конкретных исполнителей контрольных действий.

Для этого предложено использовать карты формализации процедур контроля, которые призваны решать ряд задач и повышать эффективность контроля на предприятиях сферы услуг.

Похожее ...