Применение подходов менеджмента как источника создания конкурентных стимулов публичного управления

Применение подходов менеджмента как источника создания конкурентных стимулов публичного управления

Применение подходов менеджмента как источника создания конкурентных стимулов публичного управления

Научные предсказания исследователей конца прошлого столетия, относительно неизбежного прихода менеджмента к публичного управления, превратились сегодня реалии, стали признанной составляющей его современной парадигмы. В условиях развития демократии все больше укрепляется гражданское общество, которое заставляет власть прислушиваться к себе и пытается вмешиваться в процесс формирования принципиальных решений.

На местном уровне наиболее ощутимо прослеживаются тенденции перехода от иерархизированного способа управления идеологии «governance» (управления), то есть горизонтальной сетевой организации деятельности, когда стратегические игроки общества (власть, общественность, бизнес) действуют на основе общего интереса, партнерства, выгодности в условиях коллективного принятия решений. Указанные достаточно радикальные изменения в среде публичного управления вызывают необходимость менять арсенал управленческих средств.

Новые модели публичного управления (рыночно — ориентированная публичная администрация, предпринимательское управление) направлены на преобразование среды публичного администрирования на конкурентную, которое обеспечивает давление на производителя услуг постоянного совершенствования качественного уровня публичных услуг. При этом следует понимать, что проблемой создания конкурентной среды в публичном управлении является реальное отсутствие в нем административных продуктов, то есть фактическая монополизация, которая проявятся в отсутствии прямой угрозы выживания публичных организаций. Поэтому речь идет о стремлении к созданию условий, максимально приближенных к конкурентной ситуации. Тем самым создается реальный стимул, заставляющий продемонстрировать способность работника и учреждения к продуктивной работе и инновационности.

В идеальной модели гражданского общества граждане голосуют за лучшую власть учитывая результат ее деятельности

С другой точки зрения реалии уже такие, что фактом является конкуренция за государственные ресурсы (государственные финансы, государственные инвестиции, государственные программы, государственные гранты и т.д.), за частные ресурсы, за привлечении инвестора на территорию, даже за квалифицированную рабочую силу.

Можно определить следующие направления создания конкурентной среды в публичном управлении:

— Целесообразная приватизация;
— Тендерные закупки ресурсов, товаров и услуг;
— Контрактный менеджмент;
— Государственно/частным/общественное партнерство;
— Индикативное планирование;
— Бенчмаркинг;
— Формирование рейтингов территорий;
— Региональные программы грантов на проекты местного развития;
— Объявления конкурсов на лучшую общину, район по разным номинациям (системы управления качеством, устойчивое развитие, социальная инфраструктура, рыночная инфраструктура и условия ведения бизнеса и т.д. ) с широким обнародованием победителей и достижений.

Практика объявления тендеров на осуществление различных услуг в сфере публичного администрирования хорошо зарекомендовала себя учитывая возможность предоставления услуг частным сектором экономики на более выгодных ценовых условиях и качественным уровнем. Тендеры дают возможность найти компетентных производителей услуг или в пределах соответствующего органа управления, или за его пределами. В таких ситуациях надо найти ответ на вопрос: «сделать самому или купить».

Как следствие возникает контрактинг — особая форма выработки публичной услуги на основании партнерства между государственными, частными и общественными (Public — Private Partnership)

Орган публичного администрирования может оставаться основным «провайдером» услуги, но при этом выполнение отдельных ее составных частей осуществляется частными предприятиями (дополнительные или сопутствующие задачи). Или частный сектор привлекается для полного предоставления услуги. При этом заключаются договоры об услугах с четкими целевыми параметрами между органом управления и внешней структурой. Однако предоставление этих услуг и контроль качества прежнему находятся в компетенции органа публичного администрирования. Таким образом разгрузке с точки зрения выполнения услуг противостоит дополнительную нагрузку в сфере управления этим процессом.

Контрактный менеджмент является способом перехода от иерархического управления к заключению целевых соглашений о предоставлении услуг (что, кому, сколько, с каким качеством, по какой цене должен быть предоставлен). Контракты охватывают весь цикл управления (от постановки целей и задач до контроля за их достижением). Политическое руководство (представительный орган) формирует стратегические целевые установки и несет ответственность перед гражданами за их выполнение. Оперативный уровень представлен профессиональными структурами и специалистами (администраторы), отвечающих за эффективное выполнение работ.

Читайте статью  Экономическое содержание понятия «товарно-производственные запасы»

Важно отметить, что контрактный менеджмент создает условия введения проектного подхода: целевые договоренности определяют продукт, его объем и качество, бюджет

Вопрос «как делать» отдается на усмотрение профессионалам (проектной команде), предотвращается вмешательство политиков в оперативную деятельность; оценки деятельности осуществляется по конечному результату. Критически важно, что все это создает основания для уменьшения степени формализации организационного поведения, стремление к объединению специалистов в функциональные единицы при одновременном их участия в небольших проектных командах. Еще во второй половине прошлого столетия Э. Тоффлер прогнозировал, что в постиндустриальном обществе бюрократия будет постепенно вытесняться Адхократия, которая будет координировать работу многочисленных временных рабочих групп. Он рассматривал это как будущую норму существования организации, утверждал, что именно Адхократия придет на смену организациям с жестким разделением труда. И это путь к стимулированию творчества и достижения конкретного результата.

ruzoo.ru0170

А именно это охватывается понятием «служебное предпринимательство», которое благодаря административным реформам в передовых странах получило развитие в публичном управлении. Принципиальным преимуществом проектного подхода является решение вопроса «как делать» руководителем и командой проекта. При этом определение количества исполнителей, системы и размера оплаты, схемы поощрений, графика работы и т.д. осуществляется с учетом проектных ограничений, а не ограничений, выдвигают типовые структуры управления. Именно здесь заложены стимулы результативной и эффективной деятельности, чего так не хватает служащим публичного управления. Ситуация кризиса, в которой нехватка ресурсов достигает критической границы и необходимостью становится отказ от всего «лишнего» и осуществления только самого нужного, может сыграть роль «пускового механизма» перехода на рациональные структуры управления адхократичного типа, основанные на контрактации и работе в проектных командах.

Действенным инструментом партнерства между государственными, частными и общественными структурами индикативное планирование

По своему содержанию и назначению оно не является обязательным и в практике часто этот признак понимается как ключевую. Однако главная суть индикативного планирования заключается в следующем. Местные власти благодаря процессу стратегического планирования определяют согласованные с обществом приоритеты развития территории и обнародует их для бизнеса и общественности. При этом отмечается, что те бизнес и общественные структуры, которые прибегают к реализации определенных приоритетов развития территории, получать разнообразные преференции (льготы в налогообложении, аренде помещений муниципальной собственности, местной рекламе, территориальное заказ на актуальную продукцию и услуги и т.д.).

ruzoo.ru0169

То есть через объявленые стратегические индикаторы бизнес заранее ориентируется на взаимовыгодное сотрудничество с властью: с одной стороны, реализуются местные приоритеты, с другой — бизнес получает стимулы развития. При этом бизнес осуществляет указанную деятельность за счет собственных ресурсов, то есть его финансовые, материальные и человеческие ресурсы не принудительно, а косвенно направляются в нужных обществу направлениях, чем расширяется ресурсная база реализации стратегии. При использовании индикативного планирования доступными для власти становятся не только бюджетные ресурсы, но и частные.

Бенчмаркинг уже много лет применяется в бизнес — практике, а в последнее время началось внедрение его технологий в публичного управления

Бенчмаркинг — метод компаративного (сравнительного) анализа, целесообразно применять в конкурентной среде, и который заключается в выборе эффективно работающего в сопоставимых условиях аналога — конкурента с целью получения базы относительного измерения результатов собственной деятельности. Основой сравнения при этом является достижение, расходы, стандарты, правила, практика деятельности и т.п..

Читайте статью  Понятие предприятия и его экономической безопасности

С помощью бенчмаркинга территории:

— сравниваются значимые аспекты жизни в территориальном образовании с передовым отечественным и зарубежным уровнем;
— заимствуется успешный опыт и лучшие достижения;
— определяются сравнительные конкурентные преимущества территории и системы управления;
— выявляются слабые места, резервы развития территории и системы управления.

ruzoo.ru0166

Существуют определенные особенности применения бенчмаркинга в сфере публичного администрирования, в частности в системе предоставления публичных услуг

С одной стороны, здесь нет жесткого конкурентного давления, а потому информация о методах работы, результаты и затраты более доступной, что можно считать преимуществом. С другой стороны, из-за практического отсутствия учета по затратам и результатам в органах публичного управления значительно труднее получить данные для реального сравнения. Кроме того возникают проблемы при определении услуг и расходов, которые должны стать объектом сравнения: не каждый орган управления предлагает одни и те же услуги под одним и тем же названием.

Хотя создание конкурентной среды всегда связано с определенными факторами риска, международный опыт свидетельствует, что разумное расширение конкуренции как инструмента управления процессами является одним из важнейших средств достижения ориентации на потребности гражданина и экономии. Значимым аспектом создания конкурентной среды с целью влияния на деятельность власти является формирование рейтингов территорий. Обнародование результатов рейтингования перед общественностью дает возможность гражданам реально сравнить достижения власти над соседними территориями и делать соответствующие выводы относительно результативности и эффективности действий власти, что в условиях демократического управления отображается соответствующим голосованием на очередных выборах.

ruzoo.ru0165

Современная парадигма New Public Management также подчеркивает не только на повышение качества публичных услуг, но и на уменьшении расходов на реализацию власти. Важным фактором этого является административно -территориальное устройство страны, концепция реформы которого давно дискутируется. Но административно — территориальная организация власти — это только важная предпосылка развития, а для «запуска» его стимулов надо «опускать» идеологию управления как сетевой конкурентной организации деятельности до уровня территориальной общины, «включать» факторы самоорганизации и мотивированного соучастия населения. По этому поводу перспективным подходом, признанным и действующим в передовом мире, является корпоративный подход — рассмотрение общества как своеобразной корпорации.

При таких условиях член территориальной общины не просто считается номинальным держателем муниципальной собственности

А приобретает права реального владения и управления определенной долей корпоративной собственности, становится акционером. Становится целесообразным и выгодным участвовать в управлении делами общества, чем достигается эффективное взаимодействие местной власти, территориальной общины, бизнеса.

Корпоративная идеология содержательно соответствует и способствует созданию кластерных форм организации совместной деятельности, инициирование которых во многих случаях остается прерогативой власти. Для этого работники властных структур должны иметь четкие представления о преимуществах таких мобильных структур. Целесообразно заметить, что создание кластера — это органичный симбиоз менеджмента и проектного подхода.

Сегодня развитие общин, поддержание высокой конкурентоспособности без инновационных управленческих подходов невозможны. Поэтому пристальное внимание ученых и практиков должно уделяться разработке и внедрению конкурентно — ориентированных инструментов менеджмента. Которые создают реальные эффективные стимулы развития публичного управления на местном уровне в направлениях достижения высоких уровня и качества жизни.

Похожее ...

Добавить комментарий