Проблемы анализа экономической эффективности электронной коммерции в зооиндустрии

Проблемы анализа экономической эффективности электронной коммерции в зооиндустрии

Проблемы анализа экономической эффективности электронной коммерции в зооиндустрии

Предложена классификация уровней и критериев, а также методику анализа экономической и технологической эффективности предприятий электронной коммерции потребительского сектора. Для проведения комплексной диагностики деятельности предприятия электронной коммерции в формулу расчета интегрированного показателя экономической эффективности введен критерий рейтинга; разработана матрица рейтингов показателей экономической эффективности электронной коммерции.

Электронная коммерция по сравнению с традиционными видами деловой активности имеет весомые преимущества

В частности использование новых электронных форм коммуникации существенно снижает затраты на организацию и поддержку всей инфраструктуры бизнеса, а возможности электронной коммерции позволяют в любой момент перепроектировать стратегию его ведения. Однако, несмотря на явные преимущества использования электронных средств взаимодействия в бизнесе, для организации эффективного управления предприятия электронного сегмента экономики требуют аналитических исследований, четко формализованных по количественным оценкам.

Эффективность экономической деятельности предприятия характеризуют определенные факторы, а именно:

— четкое формулирование целей и стратегий;
— достаточная доля собственного капитала;
— стабильная, но гибкая организация;
— рациональное производство;
— инновации;
— товары и/или услуги;
— четкое управление и контроль затрат;
— высокая мотивация персонала;
— положительный имидж организации (бренд) благодаря качеству и надежности реализуемых товаров и услуг.

ruzoo.ru_00355

То есть, чтобы электронная коммерческая деятельность была успешной, необходимо знать, как измерить степень этого успеха. Кроме того, создание и внедрение современных систем электронной коммерции требует привлечения значительных финансовых ресурсов. Исследование, проведенное компанией Datamonitor Group, свидетельствует, что на организацию присутствия предприятия как субъекта электронной коммерческой деятельности в сети в странах Западной Европы необходимо около 30 тыс., а в США — около 50 тыс. долларов США. По прогнозу компании Boston Consulting Group, несмотря на постоянное снижение цен на аппаратное обеспечение электронной коммерции, в ближайшие годы будет наблюдаться тенденция к росту средней стоимости сайтов электронных магазинов и их контента, которая в 2012 г. составит около 100 тыс. долларов США. Оценка эффективности инвестиций в системы электронной коммерции также приобретает актуальность.

Специфика конкурентной среды функционирования предприятий электронной коммерции требует комплексного подхода к анализу экономической эффективности

Целью является разработка новых теоретических положений, методологических подходов, методов и учетно — информационного обеспечения управления эффективностью предприятий электронной коммерции с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Из-за неоднозначности трактовки категории «эффективность деятельности», усложняется ее использования для определения экономической эффективности создания, функционирования и оценки стоимости бизнес — систем электронной коммерции в потребительском секторе. Отдельные разработки характеризуются попытками приспособить существующие методики оценки эффективности внедрения бизнес — проектов к специфической сфере коммерции, осуществляется с помощью сети Интернет.

Такие методики базируются на определении отношения экономического эффекта от внедрения к сумме затрат, связанных с внедрением, эксплуатацией и поддержкой функционирования инфраструктуры электронной коммерции. В условиях информатизации экономики возникает проблема количественного оценивания качественной стороны функционирования систем электронной коммерции. Ни одно из определений понятия «эффективность» не соответствует специфике предприятий электронной коммерции, ее роли в управлении и месту в экономической науке. Все это затрудняет выполнение задач по управлению электронным сегментом экономики.

ruzoo.ru_00353

Эффективность электронной коммерции, по мнению, Д. Эймори, характеризует степень соответствия технологий, приемов и правил, используемых потребностям субъектов хозяйствования при достижении ими целей коммерческой деятельности, подобным определением пользуется и В. Плескач. К. Лаудон определяет эффективность электронной коммерции как средство анализа целесообразности затрат на внедрение электронных технологий продвижения продукции, товаров и услуг. Авторы рассматривают эффективность электронной коммерции в основном с позиций оценки эффективности внедрения в коммерческую деятельность современных информационно — коммуникационных технологий.

Комплексно оценить эффективность применения средств электронной коммерции в организации торговой деятельности позволит использование обобщенной системы функциональных и экономических показателей. Разработана методика оценки эффективности электронной коммерции основывается на классификации видов, уровней и критериев эффективности электронной коммерции (рисунок), благодаря своей комплексности она может быть положена в основу как индивидуальных оптимизационных моделей предприятий, так и моделей управления рынками электронной коммерции на макроэкономические уровне.

Читайте статью  Куда обратиться за стрижкой собаки? Груминг центр

Классификация эффективности электронной коммерции

Внедрение средств электронной коммерции может быть эффективным на различных уровнях экономики — от мирового до уровня отдельных хозяйствующих субъектов. Эффективность следует рассматривать с позиции полезности для предприятия как первичного хозяйствующего субъекта и с позиции государства (или эффективности всей экономической системы — народнохозяйственного комплекса). То есть расходы, связанные с внедрением технологий электронной экономической деятельности возникают в основном на уровне предприятий, а эффект может быть как для самого предприятия, так и для развития экономики региона, отрасли и государства. При этом на каждом из приведенных уровней эффективность электронной коммерции следует рассматривать как комплексную категорию, составляющими которой является экономическая, технологическая, социальная и экологическая эффективность, а комплексный показатель экономической эффективности электронной коммерции должен состоять из элементов инвестиционной, маркетинговой и функциональной эффективности.

ruzoo.ru_00339

Под инвестиционной эффективностью понимается степень привлекательности предприятия электронной коммерции как объекта инвестиций — показатель отношения среднегодовой суммы прибыли к сумме капитальных вложений и срок окупаемости вложенных средств. Под маркетинговым — эффективность внедрения в бизнес- процессы Интернет — технологий по их коммуникативным эффектом, то есть влияние использования инструментов Интернет — маркетинга на процессы продвижения товаров и услуг. Группа показателей маркетинговой эффективности электронной коммерции характеризует текущие результаты торговой деятельности в электронной среде. Для оценки конечных результатов электронной коммерции предназначены показатели функциональной эффективности. Большинство предложенных показателей являются специфическими, а некоторые используются для анализа деятельности традиционных предприятий (например, коэффициенты финансового анализа). Однако даже по таким показателям невозможно использовать традиционные критерии интерпретации.

Для комплексной оценки эффективности деятельности предприятий электронной коммерции сектора В2С целесообразно использовать интегрированный показатель экономической эффективности

В который должны войти наиболее важные индикаторы, учитывающие специфику электронной экономической деятельности . Однако в предложенной системе показатели имеют разный уровень существенности для комплексного заключения и разный уровень связи. Именно поэтому для проведения комплексной диагностики деятельности предприятий электронной коммерции в формулу расчета интегрированного показателя было добавлено рейтинги, для определения которых разработана матрица специфических значений показателей экономической эффективности электронной коммерции.

ruzoo.ru_00329

* В2С (от англ . Business- to — customer — Бизнес для потребителя) — сектор рынка , ориентированный на работу с конечными потребителями товаров или услуг через электронные магазины и другие организации, которые реализуют продукцией через Интернет непосредственно потребителям; расчеты в секторе В2С осуществляются в электронной форме).

Несмотря на важность результатов анализа экономической эффективности, их недостаточно для управления предприятием электронной коммерции. Субъекты хозяйствования, которые принимают решение использовать средства электронной коммерции, должны понимать, что традиционные параметры не удовлетворяют требований информационной экономики.

Поэтому, кроме системы показателей экономической эффективности, была разработана методика оценки технологической эффективности систем электронной коммерции

Электронная коммерция может быть концептуализирована как элемент процесса экономического производства, в котором покупатели получают экономические преимущества от использования сайта электронной коммерции в осуществлении экономических трансакций, а под эффективностью использования систем электронной коммерции следует понимать степень соответствия используемых в ней технологий, приемов и правил коммерческим потребностям ее субъектов. Такое определение достаточно корректно характеризует процесс оценки технологической эффективности систем электронной коммерции.

Электронная коммерция принадлежит к самым современным технологиям самообслуживания покупателей. Кроме того, Интернет является эффективным средством измерения результатов, что объясняется его интерактивным происхождением, и это очень полезно, когда необходимо проанализировать реакцию потребителей на коммерческие инициативы предприятия.

ruzoo.ru_00292

Предложенная методика анализа технологической эффективности систем электронной коммерции содержит анализ требований потребителей к таким качественных параметров системы электронной коммерции, как дизайн и информативность web — страниц;
— удобство поиска;
— удобство оформления заказов и платежей;
— ценовая и дисконтная политика;
— работа службы доставки и другие факторы, которые формируют положительное отношение и доверие потребителей к предприятию электронной коммерции.

Читайте статью  Принципы электронной коммерции

На практике целесообразно использовать систему показателей оценки технологической эффективности электронной коммерции с позиций удовлетворения коммерческих потребностей ее субъектов, которые следует рассматривать в рамках математической вероятностной модели, построенной на базе экспертных оценок.

Показатели оценки технологической эффективности систем электронной коммерции:

Gnt — степень удобства интерфейса;

Ctr — внешний вид и информативность страниц;

Cac — персонализация доступа;

Clo — скорость загрузки страниц;

Ctru — уровень доверия в магазин;

Csp — скорость обработки заказов;

Cpay — удобство платежных средств;

Cdoc — уровень внимания к посетителям;

Сsup — сервисная поддержка;

Cpri — ценовая политика;

Cdis — дисконтная политика;

Cdel — работа службы доставки;

Cas — ассортимент.

ruzoo.ru_00289

Параллельно с экономической и технологической эффективностью электронная коммерция имеет социальный и экологический эффект, который особенно ощутим на региональном и государственном уровне. Вопрос определения социального эффекта и влияния на состояние экологии все больше интересуют ученых, практиков, общественность и органы власти. Однако инструментарий определения социальной и экономической эффективности до сих пор не сформирован и требует дальнейших исследований. Проблемы определения социальной эффективности широко рассматриваются в теории менеджмента. Основным критерием социальной эффективности принято считать удовлетворения потребности социального характера, в частности потребности рабочих в росте материального благополучия и удовлетворении духовных запросов.

Измерять социальную и экологическую эффективность электронной коммерции в количественных показателях достаточно сложно, поскольку не существует общепризнанных критериев оценки степени удовлетворения, а по экологии, то оценить более или менее достоверно можно только причиненный ущерб. Однако именно электронная коммерция способна повлиять на развитие экологической ситуации. Приведем лишь несколько примеров. Объемы продаж электронных книг в США выросли в 2009 г. в сравнении с 2008 г. в четыре раза. Такая ситуация сложилась не только вследствие низкой стоимости электронных изданий, но и благодаря многочисленным полезным приложениям предлагаются одновременно с цифровой книгой (например, встроенный сервис поиска незнакомых слов в толковом словаре или в свободной Интернет — энциклопедии).

Острее проблема стоит подписных изданий и рекламы

Расходы на приобретение бумаги и доставку периодических изданий составляют более 50% стоимости их выпуска, следовательно распространение нового поколения электронных устройств для чтения (например, Kindle) позволит значительно сократить такие расходы. Это будет способствовать повышению показателей экономической эффективности предприятий электронной коммерции, кроме того станет на пользу и окружающей среде — сократятся масштабы вырубки лесов для производства бумаги, что позволит снизить степень загрязнения водоемов и воздуха, уменьшить объемы транспортных перевозок и использования углеводородного топлива.

Вопрос влияния электронной коммерции на экологическую ситуацию требуют исследований со стороны научного сообщества с целью определения оптимального соотношения экологической и экономической составляющих в перспективе развития регионов и страны. Тенденций структурной перестройки отраслевого профиля народного хозяйства и перераспределения ресурсов в пользу экологоемких отраслей. Такие исследования должны стать научным основанием разработки государственной программы развития электронной коммерции как сферы деятельности. Которая способствует повышению социальной, экологической и экономической эффективности народного хозяйства и отдельных субъектов хозяйствования.

Таким образом, внедрение Интернет — технологий в коммерческую деятельность может быть эффективным на различных уровнях экономики — от мирового до уровня отдельных хозяйствующих субъектов. На каждом уровне эффективность электронной коммерции следует рассматривать как комплексную категорию, состоящую из критериев экономической, технологической, социальной и экологической эффективности. Экономическая эффективность должна оцениваться комплексно с использованием интегрированного показателя. Который учитывает особенности ведения экономической деятельности в сети Интернет и содержит индикаторы эффективности функциональной, маркетингов и инвестиционной. На интерпретацию этих показателей влияет специфика ведения коммерческой деятельности в электронном формате.

Поэтому для проведения диагностики деятельности формуле расчета интегрированного показателя экономической эффективности добавлено рейтинги в виде разработанной матрицы специфических значений показателей экономической эффективности предприятий электронной коммерции.

Похожее ...

Добавить комментарий