Программа, методические указания и вопросы для самоконтроля по специальности «Маркетинг» (часть 1)

методические указания и вопросы для самоконтроля по специальности «Маркетинг»

методические указания и вопросы для самоконтроля по специальности «Маркетинг»

Программа, методические указания и вопросы для самоконтроля по специальности «Маркетинг» (часть 1)

Тема 1. Сущность маркетинга и его современная концепция


Вопрос учебной программы.

Возникновение и история развития маркетинга, его роль в современной экономике. Сущность маркетинга как философии взаимодействия и координации предпринимательской деятельности, концепции управления, средства обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе, метода поиска решений. Определение маркетинга классические и современные. Ключевые понятия маркетинга: желание, потребность, спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Эволюция концепции маркетинга, основные тенденции ее развития.

Методические указания:

Целью изучения темы является усвоение сущности маркетинга, его места в общей системе форм и методов внутренней хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия или фирмы и в экономике в целом. Изучение темы следует начать с изучения основных категорий маркетинга: запрос, обмен, потребность, рынок, сделка, товар и др.. Необходимо проанализировать концепцию маркетинга на сегодняшний день и его эволюцию, определить цели системы управления маркетингом, его социальные основы, механизмы влияния маркетинговой деятельности на производственно — финансовую деятельность предприятия.

ruzoo.ru_00372

В результате изучения темы студенты должны:

— знать: сущность, цели, основные принципы и составляющие маркетинга, его современную концепцию;
— уметь: описать механизм влияния маркетинга на рыночные возможности предприятия и предоставить характеристику роли маркетинга в экономике.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой маркетинг ?
2. В чем заключается отличие маркетингового и сбытового подхода к реализации товара?
3. В чем сущность современной концепции маркетинга?
4. Назовите основные понятия маркетинга.
5. Назовите социальные основы маркетинга.

Тема 2. Классификация маркетинга

Вопрос учебной программы.

Виды, типы, формы и уровни маркетинга. Признаки классификации. Общие черты и особенности потребительского, промышленного маркетинга и маркетинга услуг. Сущность понятий «внутренний», «международный», «глобальный», «стратегический», индивидуализированный», «классический», «прямой», «новый», институциональный», «эгомаркетинг», «самомаркетинг» и все такое. Типы маркетинга в зависимости от характера спроса и их характеристика. Уровни маркетинга.

Методические указания:

В процессе изучения темы необходимо выяснить, что в зависимости от определенных критериев выделяют несколько видов маркетинга. При этом следует понимать, что классификация маркетинга на типы не является догмой. В современной литературе можно встретить различные подходы и признаки для классификации маркетинга. Среди наиболее широко применяемых критериев (признаков классификации) следует отметить ориентацию, область применения и степень дифференциации маркетинговой деятельности, виды спроса, типа товара, виды рынков сбыта, период маркетингового планирования и другие.

ruzoo.ru_00371

По критерию ориентации, например, выделяют маркетинг, ориентированный на потребителя; маркетинг, ориентированный на товар; интегрированный (смешанный) маркетинг. В зависимости от типа товара различают маркетинг товаров промышленно — технического назначения, маркетинг потребительских товаров, маркетинг услуг.

Основой выделения внутреннего, экспортного, международного и других видов маркетинга является тип рынка сбыта. Классификация спроса на существующий (реальный), потенциальный и желаемый позволяет выделить конверсионный, стимулирующий, развивающий, поддерживающий, противодействующий маркетинг, синхромаркетинг, ремаркетинг, демаркетинг.

По другим критериям выделяют:

— дифференцированный и недифференцированный маркетинг;
— тактический (операционный, оперативный) и стратегический маркетинг;
— микро-, макро- и мегамаркетинг;
— маркетинг прямых инвестиций;
— маркетинг в некоммерческой сфере.

Необходимо понимать сущность, особенности и область применения того или иного вида маркетинга

Ознакомление с эволюцией маркетинга, современных тенденций развития экономики должно привести к пониманию студентом понятие социально — этический маркетинг.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите критерии, по которым классифицируют маркетинг.
2. Какие виды маркетинга по ориентации маркетинговой деятельности Вам известны?
3. В чем отличие внутреннего и внешнего маркетинга?
4. Охарактеризуйте сферы применения различных видов маркетинга в зависимости от спроса.
5. Как Вы понимаете сущность социально — этического маркетинга?

Читайте статью  Особенности мобильного бизнеса

ruzoo.ru_00370

Тема 3. Характеристики маркетинга

Вопрос учебной программы

Принципы и основные функции маркетинга, их сущность. Цели маркетинга. Основные элементы и сущность понятия «комплекс маркетинга». Концепция маркетинга — микс «4Р» и его современные трансформации («6Р», «7Р», «9Р» и т.д.). Субъекты и объекты маркетинга. Маркетинговая среда: контролируемые и неконтролируемые факторы и их влияние на маркетинговую деятельность фирмы.

Методические указания:

Студент должен следить за основными задачами, принципами и функциями маркетинга и определиться с целевыми тактическими и стратегическими положениями маркетинговой политики. Необходимо понять, что деятельность любого предприятия должна опираться на маркетинговые принципы.

При изучении темы следует обратить внимание на такие понятия как концепция «4Р» и «маркетинг — микс», определив их сущность и составные части. Следует обратить внимание, что на сегодняшний день концепция «4Р» получила дальнейшего развития и трансформации с привлечением дополнительных направлений анализа, кроме классических «продукт — цена — продвижение — место». Следует различать понятия субъекта и объекта маркетинга. Основными субъектами маркетинга считают тех, кто принимает участие в процессе маркетинговой деятельности (конечный потребитель, организации — потребители, специалисты по маркетингу, производитель или обслуживающая организация, оптовая торговля, розничная торговля), основными объектами маркетинга являются товары, услуги, организации, люди, отдельные территории, идеи и т.п..

ruzoo.ru_00369

Студент должен усвоить понятие маркетинговой среды и его структуру, а именно классификацию на внутренней и внешней среде. Внутренняя среда контролируется фирмой и содержит следующие составляющие: миссию, цели фирмы и способы их достижения, организационную структуру и информационную систему, кадровую и маркетинговую политику. Внешняя среда маркетинга — совокупность субъектов, условий и сил, действующих за пределами фирмы и способны повлиять на ее маркетинговую деятельность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите и охарактеризуйте основные принципы маркетинга.
2. Какие функции выполняет маркетинг на современном предприятии?
3. Перечислите основные субъекты и объекты маркетинга.
4. Предоставьте характеристику факторам внутренней и внешней маркетинговой среды.
5. Приведите примеры контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинговой среды.

Тема 4. Маркетинговые исследования


Вопрос учебной программы

Понятие маркетингового исследования и его основные направления. Комплексные маркетинговые исследования макро -, микросреды и внутренней среды фирмы: сущность, главные факторы, возможности и угрозы для существования субъектов экономической деятельности.

Этапы процесса маркетингового исследования. Составляющие плана исследования. Определение объекта исследования, метода, места и срока его проведения. Методы, используемые для сбора маркетинговой информации. Преимущества и недостатки первичной и вторичной информации.

ruzoo.ru_00368

Направления и основные количественные и качественные методы прогнозирования развития рынка, их сущность. Цель и процедура сегментирования рынка. Факторы сегментирования потребительского и промышленного рынка. Альтернативные стратегии для выбора целевых рыночных сегментов. Критерии, используемые для оценки привлекательности целевого сегмента рынка.

Методические указания

Целью изучения данной темы является усвоение концепции системы маркетинговой информации, базирующейся на системе внутренней отчетности, системе сбора внешней маркетинговой информации, системе маркетинговых исследований, системе анализа маркетинговой информации. Студенту следует определить суть и наполнение каждой системы, организацию и методы маркетинговых исследований, технологию их проведения. Необходимо изучить методы сбора и обработки информации, основанных на статистических методах.

Следует ознакомиться с процессом комплексного исследования рынка, разновидностями его сегментирование, изучить основные принципы сегментирования товаров промышленного назначения, выбора стратегии охвата рынка и позиционирование товаров

Студент должен сформировать представление о исследования товара, который является первым и главным элементом комплекса маркетинга, иметь представление об основных классификации товара, в том числе классификации товаров промышленного назначения, о роли упаковки и маркировки товаров. Также необходимо изучить процесс исследования потребителей, основные факторы, обусловливающие поведение покупателей, теорию мотивации Маслоу, ознакомиться с процессом принятия решения о покупке, в том числе и товаров — новинок. Следует уделить внимание такому этапа маркетингового исследования как оценка предприятия по координации и контроля его функциональных подразделений, влияния концепции маркетинга на организационную структуру предприятия, анализа внутреннего потенциала с точки зрения ресурсного обеспечения производственных возможностей.

Читайте статью  Маркетинговая политика коммуникаций

ruzoo.ru_00367

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные составляющие системы маркетинговой информации.
2. Назовите этапы маркетингового исследования, раскройте их сущность.
3. Сравните различные способы сбора информации, определите преимущества, недостатки и область применения каждого из них.
4. Назовите основные факторы, влияющие на поведение потребителей.
5. С какой целью в модель процесса покупки включен этап реакции на покупку?
6. В чем заключается исследования производственного потенциала предприятия?

Тема 5. Маркетинговая товарная политика

Вопрос учебной программы

Сущность и цели товарной политики. Товар и его уровне. Классификация товаров.

Составляющие качества товара. Оценка качества и конкурентоспособности товара. Алгоритм оценки конкурентоспособности товара.

Сущность концепции жизненного цикла товара и маркетинговых стратегий на различных его этапах.

Процесс разработки новых товаров и его этапы. Основные риски, связанные с разработкой товаров.

Принимаемые в системе управления товаром по товарной марки, товарного ассортимента и номенклатуры товаров. Основные аспекты управления в сфере услуг. Товарные стратегии, применяемые фирмы в своей деятельности, и их влияние на формирование оптимальной структуры ассортимента и товарной номенклатуры.

ruzoo.ru_00379

Методические указания:

Цель изучения темы — усвоение сущности и содержания маркетинговой товарной политики.

Изучение темы следует начать с ознакомления с понятиями «товар», «товарный ассортимент», «товарный знак» и др.. Необходимо понять, что при разработке товара следует учитывать три уровня: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением, и определиться с содержанием каждого уровня, его ролью в достижении конкурентоспособности. Необходимо изучить основные классификации товаров, особенно деление на товары широкого потребления и товары промышленного назначения.

Студент должен изучить понятие и сущность конкурентоспособности и качества товара, методов и способов их оценки

Важная роль при изучении темы принадлежит определению содержания и разновидностей товарной стратегии, которая включает принятие решений относительно марки товаров, присвоения марочных наименований, упаковки, решений о сервисном обслуживании и др..

Необходимо усвоить, что товарная политика фирмы должна быть направлена ​​в будущее и должен учитывать необходимость постоянной доработки товарного портфеля, модификации существующих и разработки новых товаров. Процесс планирования новой продукции включает семь этапов — от генерации идеи до ее коммерческой реализации. Следует тщательно изучить содержание каждого этапа, его значение для эффективной реализации всего процесса.

ruzoo.ru_00378

Важно понимание жизненного цикла продукта — его концепции и этапов от внедрения к спаду. Существование жизненного цикла означает для предприятия наличие двух проблем: своевременное обновление товарного портфеля, во-первых, и организация эффективной работы с имеющимися товарами, во-вторых при решении этих проблем важное значение приобретают организационные формы управления продукцией, зависят от степени разнородности предложений фирмы, количества новых продуктов, степени инновационности, ресурсов фирмы и квалификации руководства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Предоставьте определение товара и его классификации по различным признакам.
2. Объясните, для чего фирме необходимы товарные знаки.
3. Охарактеризуйте назначение упаковки и маркировки товаров.
4. Назовите основные этапы формирования товарного ассортимента фирмы.
5. Какие характеристики товара влияют на его конкурентоспособность?
6. Назовите основные способы оценки конкурентоспособности товара.
7. Как вы понимаете концепцию жизненного цикла товара?
8. Назвить основные этапы планирования новой продукции.

Похожее ...

Добавить комментарий