Проектное финансирование как фактор содействия развития предприятий через реализацию инвестиционных проектов

Проектное финансирование как фактор содействия развития предприятий

Проектное финансирование как фактор содействия развития предприятий

В статье отражены роль проектного финансирования как инструмента привлечения дополнительных средств, направленных на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Изучены и предложены пути решения некоторых проблем, характерных отечественной бизнес-среде.

Процесс выхода из финансово-экономического кризиса сопровождается рядом неблагоприятных факторов: заполитизированностью экономических решений, расцветом коррупции, снижением доверия экономических агентов к банковскому сектору, устаревшей структурой производства, слабым уровнем внедрения инноваций, отсутствием технического и технологического обновления, что делает неконкурентоспособной продукцию, товары и является препятствием для ее экспорта. Предприятия, выстояли в кризис и продолжают функционировать, вынуждены проходить испытания на устойчивость в условиях повышения налоговой нагрузки, принятия необоснованных законодательных изменений. При таких условиях актуальным остается вопрос поиска действенных инструментов стимулирования развития предприятий и реализации инвестиционных проектов привлекательных с точки зрения экономической эффективности и социальной значимости.

Поэтому целью данной статьи является исследование возможностей проектного финансирования в содействии развитию предприятий (​​через привлечение дополнительных инвестиций под реализацию конкретных проектов). Работа выполнена с использованием следующих методов научного исследования: анализ, синтез, систематизация данных, обобщения.

Проектное финансирование обычно является более дорогим и длительным во времени по сравнению с финансированием проекта в пределах баланса компании заемщика

Именно поэтому обоснованное применение проектного финансирования должно базироваться на наличии определенных преимуществ данного способа финансирования.

0050736

Проектное финансирование, отличается от обычного банковского кредитования широким инструментарием методов кредитования и способов обеспечения. А также обладает специфическими методами минимизации макроэкономических рисков — способно стать элементом оживления инвестиционных процессов. Эффективное функционирование частного сектора обеспечивает экономический рост, является дополнительным источником инвестиций. Именно поэтому в период выхода страны из финансово-экономического кризиса целесообразной считаем политику стимулирования предприятий частного сектора. Схемы проектного финансирования позволяют привлекать частный сектор к финансированию инвестиционных проектов общегосударственного значения.

И.П. Гайдук в статье посвященной динамике регуляторных реформ стран СНГ и их роли и значению в осуществлении прямого иностранного инвестирования, отражает влияние таких реформ на инвестиционную деятельность, улучшение условий для ведения бизнеса. Автор приводит данные по которым: «В 2009 г. в условиях мирового кризиса, регуляторные реформы были проведены в наибольшем количестве стран — 131 из 183 … Главной задачей этих реформ было упрощение процедур учреждения предприятий и ведения бизнеса, защита прав собственности, усовершенствования процедуры коммерческих отношений и прохождения процедуры банкротства». Впрочем понимание необходимости реформ в посткризисный период еще не гарантирует избрания удачного их направлении и поэтому может привести как к оживлению развития предприятий и улучшения инвестиционного климата, так и иметь обратный эффект. Реализация инвестиционных проектов методом проектного финансирования. Особенно с привлечением иностранного инвестора, требует прозрачного законодательного обеспечения. В частности, по защите прав иностранного инвестора.

Экономики стран в состоянии трансформации являются достаточно привлекательными для инвесторов по критерию доходности

Что компенсирует повышенный уровень риска, на который соглашаются доноры инвестиционных средств по сравнению с инвестированием в экономику развитых стран. Таким образом, предприятия не имея достаточно собственных средств, но обладая потенциально эффективным инвестиционным проектом, могут инициировать его реализацию с привлечением широкого круга участников. При условии финансирования с ограниченным регрессом, предприятие-заемщик (инициатор) получает дополнительную, впрочем справедливую, выгоду — право ограниченной ответственности перед кредитором (всего ответственность перед кредитором не распространяется на другую деятельность заемщика и касается только проекта, реализуемого и созданных в процессе реализации активов).

0050824

В своем исследовании, посвященном проектному финансированию, российский ученый А.А. Суетин, отмечает: «Даже обремененная долгами компания, начавшая перспективный проект, может рассчитывать на проектное финансирование». В условиях рынка ссудных капиталов, под большим вопросом вероятность получения такой компанией займов от банка, если она будет выступать заемщиком. Значительные риски инвестиционной среды заставляют инвесторов (кредиторов) проводить осторожную политику, производить новые схемы работы с заемщиком. Именно поэтому проектное финансирование приобретает черты, которые отдаляют его от классического понимания данного понятия и выносят на позицию, что является промежуточным между традиционным долгосрочным кредитованием и проектным финансированием.

Читайте статью  Должностная инструкция торгового представителя Коммерческого департамента

Среди особенностей проектного финансирования — дополнительные требования к обеспечению по займу для реализации инвестиционного проекта, должны учитывать компании, претендующие на получение финансирования. Пытаясь снизить уровень рисков от участия в проекте собственными средствами банка. Как основные участники проектного финансирования, могут изъявить желание вступить в проект на более поздних этапах реализации. Тем самым перекладывая риски ранних этапов на компании — инициатора (заемщика). Потокоориентованость проектного финансирования предполагает возврат долга донорам займа за счет средств генерируемых проектом. С этой точки зрения начальный этап — инвестиционная фаза не является привлекательной.

Центральным элементом проектного финансирования выступает бизнес-идея

Отечественные предприятия, как участники проектного финансирования, должны осознавать, что речь идет не просто о реализации масштабных проектов или привлечения значительного по размерам капитала. А о сложном, многогранный процесс целевого финансирования бизнес-единицы (проекта) с объемными расчетами, прогнозированием и детализацией будущего процесса. Таким образом, средства, полученные в рамках проектного финансирования не могут быть использованы никаким отличным от вложения в целевой проект путем.

0050827

Следует заметить, что активизация развития проектного финансирования возможна при: «… политической стабильности и определенности в политике государственного регулирования экономики, управления государственной собственностью и формирование законодательной базы». Одной из ключевых проблем, стоящих на пути оживления бизнес-процессов (активное развитие, эффективная работа предприятий), является несовершенство налогового законодательства, значительное налоговое бремя. Таким образом, налоговые рычаги, которые способны стимулировать экономическое оживление и развитие предприятий служат непосильным бременем для многих из них, особенно подавляя малый бизнес. В условиях постоянных законодательных изменений, отсутствия политической и экономической стабильности привлекательность страны. Как реципиента инвестиций, значительно снижается. Как отмечают авторы одного из исследований посвященного оптимизации системы налогообложения: «Если государство повышает ставки налогообложения или не создает надлежащей инфраструктуры, то бизнес перестает платить средства в государственный бюджет и прячется в«тень».

Объективно актуальной в ключе интенсификации развития предприятий остается проблема теневой экономики, которая является следствием малоэффективной налоговой политики государства

Речь идет о средствах субъектов хозяйствовании, находящихся вне банков и являются потенциальными источником инвестиций. т.е. создается круг взаимозависимости в котором существует потребность значительных поступлений в государственный бюджет чего стремятся достичь за счет налоговых рычагов. Не в состоянии нести налогового бремени предприниматели скрывают часть своих доходов от официальной отчетности. Проявляется в росте доли наличных вне банков и сокращении объемов средств на счетах предприятий, испытывая острую потребность в дополнительном финансировании субъекты хозяйствования обращаются к банкам. Которые по выше описанным причинам не имеют достаточного ресурсного обеспечения. Последнее, в свою очередь, осложняется ограничением доступа банков к международным рынкам капиталов и значительным оттоком депозитной составляющей пассивов от населения.

0050641

По нашему мнению, экономика находится в состоянии, когда нужно поощрять как иностранных, так и отечественных инвесторов. Средства стимулирования могут быть различным, но равноценными с акцентуацией не в источниках инвестиционных средств, а на общеэкономической приоритетности проекта. В. Петров и Д. Гейнс, как методы налогового стимулирования при инвестировании в акции предлагают: «Снижение ставок или полный отказ от налогообложения доходов полученных в результате выплаты дивидендов и роста курсовой стоимости акций …. В некоторых странах подобные льготы внедряются с оговоркой, что снижение ставок или отмены налогов происходит в случае, когда дивиденды реинвестируются в развитие бизнеса предприятия ».

Читайте статью  Понятие реструктуризации предприятий

Мы считаем, этот метод достаточно приемлемым, но именно при условии последнего предостережения. То есть вполне обоснованным является снижение налоговых ставок на доходы полученные в результате выплаты дивидендов при условии их реинвестирования (в деятельности предприятия или конкретного инвестиционного проекта).

Заметим, что государственное регулирование в сфере стимулирования отечественных инвестиций, в целом, не должно основываться исключительно на непосредственном финансировании инвестиционных проектов. Вмешательство в инвестиционные процессы должно носить опосредованный рыночный характер. Не будем действенной жесткая фискальная политика государства. При которой высокие ставки налогообложения теоретически должны повысить инвестиционные возможности государства. Однако на практике такая политика приведет лишь к сокрытию доходов предприятий и населения и перекроет пути к нормальному распределению этих средств.

Результатом проведенного исследования является ряд выводов и рекомендаций:

1. Проектном финансированию присущи схемы сочетание инвестиций от резидентов и не резидентов, с использованием различных преимуществ от миграции капиталов. Однако, развитие проектного финансирования должен наряду с иностранным источником финансирования, максимально возможно использовать внутренние инвестиционные ресурсы. Присутствие банков с иностранным капиталом на территории страны способствует привлечению иностранных инвестиций и расширению ресурсной базы. Кроме того, такие банки могут обладать опытом реализации инвестиционных проектов по схемам проектного финансирования.

0050809

Активизации нуждаются все возможные источники инвестиционных ресурсов, государственного и частного сектора, отечественного и иностранного происхождения. Сочетая различные по происхождению источники финансирования проектное финансирование дает возможность одновременного использования преимуществ в зависимости от законодательства страны реализации инвестпроекта. Например, уменьшение размера налогооблагаемой базы на величину амортизационных отчислений и процентов по кредитам. Создающий эффект налоговой экономии такой актуальный для страны.

Проектное финансирование как инструмент сочетание интересов частного и государственного секторов, может стать средством решения многих проблем через реализацию проектов приоритетного государственного значения

Впрочем, взаимодействие государства и частного сектора должна приобрести совершенно новых черт и основываться не на том, что связанные с крупным бизнесом лица являются представителями властных структур и участвуют в создании «удобных» для себя законов. А на том, что сознательные будущего нашей государства представители власти будут руководствоваться интересами всех слоев населения. Понимая необходимость создания и поддержки среднего класса. Путем содействия развитию малых и средних предприятий, являющихся основой богатого общества.

2. Механизм стимулирования внутреннего источника инвестиций должен базироваться на детенизации экономики и восстановлении доверия населения к финансово-кредитных учреждений, индикатором чего может быть уменьшение объемов наличности вне банков. За счет наращивания средств на счетах субъектов хозяйствования, депозитов от населения и т.п.. Согласование налогово-бюджетной политики с инвестиционными потребностями экономики позволит управлять инвестиционными потоками и направлять их в сегменты наибольшей потребности. Стимулирование иностранного инвестора не должно ставить в худшие или не конкурентные условия отечественных инвесторов. Равные условия для отечественного и зарубежного инвестора у многих специалистов вызывает сомнения. Использование отечественных инвестиционных ресурсов должно быть эффективным с применением новейших технологий и инноваций разного типа.

Похожее ...

Добавить комментарий