Профессиональная подготовка кадров в контексте социальной ответственности

Профессиональная подготовка кадров в контексте социальной ответственности

Профессиональная подготовка кадров в контексте социальной ответственности

В современных условиях развития инновационной работы и внедрение высокотехнологичного производства на первый план выходит социальная ответственность в обеспечении необходимого уровня профессиональной подготовки кадров. Есть встает вопрос об обеспечении постоянного обновления и пополнения компетенций работника, имеющего в течение всей трудовой жизни учиться для того, чтобы иметь конкурентные преимущества на рынке труда и приспосабливаться к изменениям в инновационном производственной среде. Поэтому целью данной работы является — исследование современного состояния профессиональной подготовки кадров и разработка направлений реализации социальной ответственности в данной сфере, на основе выявленных современных проблем.

Для более детального анализа необходимо исследовать сущность понятий «социальная ответственность» и «профессиональная подготовка кадров»

К сожалению отсутствует единый подход к толкованию сущности социальной ответственности и ее составляющих. Поэтому, не имея четкого представления о социальной ответственности, подвергаются различной интерпретации как составляющие социальной ответственности, так и сама сущность такой деятельности. Поэтому, по мнению автора, наиболее исчерпывающим является следующее: социальная ответственность — это ответственность субъектов общественных отношений за соблюдение норм и правил определенных или неопределенных законодательством (неписаных социальных норм и правил), которые влияют на уровень и качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.

0051077

То есть, например, бизнес должен нести ответственность за уровень и качество жизни всех тех, кто задействован в его реализации, а также при условии их работы и существования. Анализ научных работ и публикаций позволяет сделать вывод о том, что в научной среде до сих пор отсутствует общепринятый подход к определению сущности качества рабочей силы и профессиональной подготовки и их основных составляющих. Наиболее приемлемым определением на данный момент являются: профессиональная подготовка — система обучения, которая обеспечивает приобретение и овладение профессиональными компетенциями, которые необходимы для трудоустройства, с целью получения определенной квалификации по конкретным направлением профессиональной специализации.

На эффективность подготовки человеческих ресурсов влияет целый ряд факторов, прежде всего глобализационного характера

Крайне негативное (разве что за исключением классических университетов, отдельного сегмента ПТУ, колледжей и техникумов, ряда учебных заведений отраслевой направленности) воздействие на спрос и предложение отечественного и региональных рынков труда, осуществляет система высшего и профессионального образования.

Современными инструментами и механизмы влияния работодателей на повышение конкурентоспособности кадров являются:

— Отраслевой совет;
— Государственный заказ;
— Национальная (отраслевая) рамка кваллификаций и разработаны в соответствии ней профессиональные стандарты;
— Согласование отраслевых стандартов профессионально-технического и высшего образования
— Квалификационные центры.

Читайте статью  Массовый подбор персонала

0051079

Кроме того, работники все чаще отмечают неудовлетворенность системой профессиональной подготовки и повышения квалификации по причине формального подхода к обучению и отсутствием индивидуальной его направленности. Следует отметить еще, что работники не видят тесной связи между результатами процесса обучения с оценкой и аттестацией, а также профессионально-квалификационным и должностным их продвижением. Усиление мотивации работников к профессиональному обучению может быть обеспечено увеличением роли инновационной составляющей экономического развития, внедрением новейших информационных технологий в производственный процесс, обусловливающий повышение уровня требований к образовательным и профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы.

Стимулирование работников к повышению уровня квалификации, профессионального роста со стороны государства возможно при условии воспроизведения стимулирующей роли заработной платы, усиление ее корреляционной связи с существующим уровнем образования. Также важным является содействие усовершенствованию процедуры предоставления льготных беспроцентных кредитов для получения образования (с целью обеспечения социальных лифтов для семей с невысокими уровнями доходов), а также получение грантов, которые не требуют возврата — для социально уязвимых слоев населения. Стимулирование профессионального обучения персонала со стороны государства возможно на основе усовершенствование существующего порядка формирования государственного заказа по подготовке кадров, который отмечается недостаточно эффективным использованием бюджетных средств.

0051080

Приоритетом при размещении государственного заказа должна быть не фактическое содержание учреждений образования государственного и отраслевого подчинения. А согласованность структуры и объемов подготовки кадров со стратегией социально-экономического развития государства, региональными и отраслевыми программами развития.

На сегодня объем инвестиций в человеческий потенциал недостаточен

Он не обеспечивает в полной мере формирования качественных показателей квалифицированных работников, в которых нуждается рынок труда. В первую очередь это касается расходов предприятий, доля которых в общих инвестициях должна существенно возрасти.

Работодатель, мыслит по-современному, который заботится о своем будущем, понимает, что без совместных усилий учебного заведения и предприятия. Для которого готовятся кадры, качественно подготовить нужного ему квалифицированного рабочего. Который мог бы использовать в своей работе новейшие технологии производства, почти невозможно. Однако надеяться, что благодаря решению только этому вопросу будет улучшено ситуацию, не следует. Необходимо системно повышать уровень социальной ответственности бизнеса и государства.

Работодатель выдвигает к своему работнику новые требования:

— активное участие в развитии производства,
— обеспечение высокого качества технологически осложненной продукции,
— наличие критического и творческого мышления,
— самосовершенствование и умение применять полученные теоретические знания на практике.

0051081

Среди проблем повышения и обеспечения конкурентоспособного продукта труда на современном этапе следует выделить следующие:

— отсутствие социальных стимулов со стороны государства,
— падение доли капитальных вложений в основные фонды предприятий,
— падение производительности труда на предприятиях,
— снижение уровня интеллектуализации труда,
— низкий уровень технического оснащения рабочих мест,
— снижение содержательности труда,
— неблагоприятное инвестиционного климата и отсутствие льгот для работодателя в создание новых инновационных рабочих мест.

Читайте статью  Конкурентная разведка для вашего бизнеса

Решение всех этих проблем требует скоординированных действий от социальных партнеров и грамотной социальной политики государства. В первую очередь необходимо расширить масштабы социального партнерства через благоприятный инвестиционный климат и повышение конкурентоспособности рабочих мест.

Социальная ответственность государства и работодателей на пути создания конкурентоспособного продукта труда имеет реализовываться путем совершенствования нормативно — правовой базы, направленной на инновационное развитие предприятий. Разработка программ повышения наукоемких продуктов труда и внедрение срочных программ обеспечения качества и высоко технологичности производства.

Выводы. Вопросы реализации социальной ответственности в области профессиональной подготовки кадров на современном этапе должно рассматриваться через призму социального партнерства государства, работодателей, учебных заведений и работников.

Социальная ответственность государства в этой области заключается в:

• разработке карты компетенций работника, ориентированных на высокопроизводительное производство;
• обеспечение равных условий для получения качественного профессионального образования всех граждан;
• инвестирование средств на разработку программ и их внедрение в высокотехнологичное производство наукоемкой продукции;
• предоставление льгот работодателям за повышение уровня профессиональной подготовки кадров.

Социальная ответственность учебного заведения заключается в поддержке имиджа, сохранении бренда и подтверждении статуса конкурентоспособного субъекта, удовлетворяющего интересы всех сторон социального диалога. Это все достигается путем повышения уровня качества образования путем внедрения новой материально-технической базы и научной составляющей учебного процесса.

Социальная ответственность работодателя в области профессиональной подготовки кадров заключается в:

• разработке стратегии бизнеса и, на основе нее, планирования потребностей в подготовке персонала;
• создание равных возможностей для всех работников в повышение их уровня профессионального образования и стимулирования их к этому;
• обеспечение профессионального роста всех работников в зависимости от уровня компетентности;
• повышение уровня инновационной труда в зависимости от повышения конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Социальная ответственность работника как носителя знаний, умений и навыков должна базироваться и реализовываться через мотивацию к получению профессии и применения для этого все свои силы, а также работать продуктивно и на благо общества.

Похожее ...

Добавить комментарий