Реализация второго уровня концепции мерчандайзинга: организация внутреннего пространства зоомагазина

Реализация второго уровня концепции мерчандайзинга

Реализация второго уровня концепции мерчандайзинга

Среди основных факторов, влияющих на организацию внутреннего пространства торгового объекта, выделяют следующие:

— Формат объекта, его место размещения и площадь;
— Ассортимент зоотоваров;
— Архитектурные особенности (размещение входной зоны, планирования торговых и технологических помещений, связь между торговыми помещениями и др.);
— Имеющиеся (или планируемые) инженерные и коммуникационные системы, обеспечивающие деятельность торгового объекта и выполнения соответствующих торгово-технологических операций;
— Особенности работы поставщиков по доставке товаров (способы и периодичность доставки продукции);
— Психологические особенности покупателей, влияющие на планирование торгового пространства.

Например, дискаунтеры и магазины cash & carry ориентированы на значительные потоки покупателей и большие объемы продукции, которые представлены непосредственно в торговом зале, поэтому необходимо предусмотреть свободные проходы между стеллажами, большее пространство перед кассовыми узлами и в зоне входа/выхода. Классическим супермаркетам присущ индивидуальный дизайн, удобная выкладка зоотоваров, специально разработанные схемы освещения, подобранное оборудование, обеспечение максимальных удобств для покупателей. В процессе проектирования гипермаркета необходимо учитывать взаимосвязь с зонами, где размещают сопутствующие услуги — специализированные зоомагазины, ветеринарные аптеки и тому подобное.

1148

Разработанный проект планировки торгового зала должен отвечать следующим требованиям:

— Эффективного использования торгового пространства;
— Организации логической структуры торговли;
— Обеспечение передвижения покупателей по всей площади торгового зала;
— Создание привлекательного интерьера;
— Сбалансированности товарооборота за счет эффективного размещения зоотоваров импульсивного спроса;
— Сохранности зоотоваров и снижения нагрузки на работников торгового зала.

Организация внутреннего пространства торгового объекта является одной из составляющих концепции мерчандайзинга, которая и включает в себя следующие составляющие:

1. Зонирование торгового пространства зоомагазина (разделение территории объекта на торговую и технологические зоны, кассовую зону, зону входа и выхода и др.).
2. Планирование технологических помещений (территория приема и разгрузки зоотовара, складирования, производственные зоны, отводимых для приготовления полуфабрикатов и готовых дел), также определение направлений движения зоотовара (из технологических зон в торговый зал).
3. Планирование торгового зала, размещение товарных групп в торговом зале, определение направлений движения покупателей в торговом зале, подбор и размещение торгового оборудования.
4. Создание атмосферы зоомагазина.

1147

Зонирование торгового пространства зоомагазина

Процесс планирования торговых зон представляет собой обоснование их территориального размещения в торговом зале зоомагазина и построения связей между ними.

В торговом зале зоомагазина можно выделить следующие зоны:

— Входная зона (зона входа/выхода);
— Прикассовая и кассовая зоны;
— Зона основного потока покупателей (торговая).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Ценовое и не ценовое стимулирование сбыта как метод активизации продажи зоотоваров

Каждая зона имеет определенное функциональное назначение. Общим принципом при планировании определенных зон зоомагазина является простота (без архитектурных и товарных лабиринтов) и движение покупателей в пределах этих зон.

Входная зона (зона входа/выхода)
Входная зона (от 2 до 7 м сразу за входной дверью) отвечает за создание положительного настроения покупателей и их ориентацию на осуществление покупок. Место размещения входа и размещение торгового оборудования не должно нарушать естественный ход движения покупателей — против часовой стрелки. Чем больше площадь торгового зала, тем больше должна быть входная зона. Например, в гипермаркетах площадью 10 тыс. кв.м. эта зона составляет 7-8 м; в магазине площадью 100 кв.м. — примерно 1-1,5 м.

Именно из зоны входа потребитель должен увидеть наиболее типичные зоотовары для этого зоомагазина (зона входа должна показать, что представляет собой зоомагазин по ценовой и целевой аудиторией).

image013

Распределение внимания покупателя в зоне входа

По принятым правилам проектирования внутреннего пространства зоомагазина, зона входа/выхода должна размещаться с противоположной от технологической зоны стороны во избежание пересечения потоков покупателей с движением зоотоваров. Обычно зоомагазин имеет один вход в торговый зал. Один вход является оптимальным для зоомагазинов, имеющих прямоугольную и квадратную форму торгового зала. Ширина входа колеблется от 1,25 м (для небольших зоомагазинов) до 3-10 м (для крупных зоомагазинов). Некоторые зоомагазины могут иметь два или три входа в случае, если движение потоков покупателей это вызывает (например, торговый зал большой по размеру и имеет соотношение сторон 3: 1, или имеющийся одинаково интенсивное движение покупателей с разных улиц).

Если в зоомагазине несколько входов, то необходимо определить, какой из них является основным, а затем организовать планирование торгового зала, ориентируясь именно на этот вход. Основной вход выделяют визуально (вывеска, соответствующее освещение, более широкие проходы, наличие камер хранения, большее количество тележек и корзин, наличие банкоматов и др.).

Рекомендуется направить отдельно встречные потоки покупателей, входящих и выходящих из торгового зала, обеспечить их беспрепятственное движение.

В зоне входа/выхода обычно размещают столы для упаковки, камеры хранения, тележки и корзины для продуктов.

Существуют различные подходы к определению количества камер хранения, тележек и корзин для отбора товаров в зоомагазинах самообслуживания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Как правильно оформить и украсить витрину зоомагазина? Основные правила оформления зооточки

1146

Обзор вышеуказанные параметры можно определить следующим образом:

— Количество камер хранения определяют так: 7 камер хранения на 100 м2 площади торгового зала;
— Количество тележек и корзин для отбора товара: 10 единиц (тележек и корзин) на 100 м2 торговой площади зала.

Необходимо учитывать, что тележка — один из немногих видов оборудования, который покупатели наиболее часто запоминают. Тележка — это оборудование, которым покупатель «управляет» самостоятельно. Поэтому следует тщательно подбирать разновидности тележек, которые бы удовлетворяли требования всех групп потребителей, посещающих магазин. Основными критериями, влияющими на выбор тележек, являются: глубина/емкость, размеры, стиль и конфигурация платформы, наличие дополнительных возможностей и аксессуаров и размер колес.

Следует избегать типичных недостатков в организации зоны входа, а именно:

— Скользких ступенек или пола при входе;
— Двери, сложно открываются;
— Пересечение входных и выходных потоков покупателей;
— Хаотического размещения тележек и корзин для отбора товара;
— Сломанных камер хранения;
— Неприветливых сотрудников службы охраны;
— Нарушение выкладки в торговом зале сразу за входной зоной и др.

1145

Не рекомендуется размещать во входной зоне:

1. Товары, которые вызывают у покупателей неприятные («неаппетитные») ассоциации: корма для животных (лучше одежду для животных или амуницию), бытовая химия, имеет резкий запах, средства женской гигиены и др.).

2. Товары, по морально-этическим соображениям могут не восприниматься определенными группами потребителей.

3. Товары, по своей ценовой категории значительно дороже, чем основная масса товаров в торговом зале: у покупателей может сложиться ложное впечатление о ценовом уровене зоомагазина.

4. Любые товары и информация, которая может вызвать сомнения относительно качества товаров в зоомагазине:

— уцененные товары сомнительного качества, товары с дефектами (продажа таких товаров целесообразно осуществлять подальше от входа в зоомагазин);
— информация о потребности в продавцах, грузчиках (такая информация может негативно повлиять на имидж магазина, если размещена в течение длительного времени, и может свидетельствовать о текучести кадров, тяжелые условия труда и т.д.) и др.

5. Негативная информация и информация, запрещающий определенные действия: например, надписи «Не разрешается …», «Не принимаются …», «с колясками не входить». В случае необходимости ограничить действия людей целесообразно использовать знаки-пиктограммы.

Похожее ...

Добавить комментарий