Реализация второго уровня концепции мерчандайзинга: организация внутреннего пространства зоомагазина

Реализация второго уровня концепции мерчандайзинга

Реализация второго уровня концепции мерчандайзинга

Среди основных факторов, влияющих на организацию внутреннего пространства торгового объекта, выделяют следующие:

— Формат объекта, его место размещения и площадь;
— Ассортимент зоотоваров;
— Архитектурные особенности (размещение входной зоны, планирования торговых и технологических помещений, связь между торговыми помещениями и др.);
— Имеющиеся (или планируемые) инженерные и коммуникационные системы, обеспечивающие деятельность торгового объекта и выполнения соответствующих торгово-технологических операций;
— Особенности работы поставщиков по доставке товаров (способы и периодичность доставки продукции);
— Психологические особенности покупателей, влияющие на планирование торгового пространства.

Например, дискаунтеры и магазины cash & carry ориентированы на значительные потоки покупателей и большие объемы продукции, которые представлены непосредственно в торговом зале, поэтому необходимо предусмотреть свободные проходы между стеллажами, большее пространство перед кассовыми узлами и в зоне входа/выхода. Классическим супермаркетам присущ индивидуальный дизайн, удобная выкладка зоотоваров, специально разработанные схемы освещения, подобранное оборудование, обеспечение максимальных удобств для покупателей. В процессе проектирования гипермаркета необходимо учитывать взаимосвязь с зонами, где размещают сопутствующие услуги — специализированные зоомагазины, ветеринарные аптеки и тому подобное.

1148

Разработанный проект планировки торгового зала должен отвечать следующим требованиям:

— Эффективного использования торгового пространства;
— Организации логической структуры торговли;
— Обеспечение передвижения покупателей по всей площади торгового зала;
— Создание привлекательного интерьера;
— Сбалансированности товарооборота за счет эффективного размещения зоотоваров импульсивного спроса;
— Сохранности зоотоваров и снижения нагрузки на работников торгового зала.

Организация внутреннего пространства торгового объекта является одной из составляющих концепции мерчандайзинга, которая и включает в себя следующие составляющие:

1. Зонирование торгового пространства зоомагазина (разделение территории объекта на торговую и технологические зоны, кассовую зону, зону входа и выхода и др.).
2. Планирование технологических помещений (территория приема и разгрузки зоотовара, складирования, производственные зоны, отводимых для приготовления полуфабрикатов и готовых дел), также определение направлений движения зоотовара (из технологических зон в торговый зал).
3. Планирование торгового зала, размещение товарных групп в торговом зале, определение направлений движения покупателей в торговом зале, подбор и размещение торгового оборудования.
4. Создание атмосферы зоомагазина.

1147

Зонирование торгового пространства зоомагазина

Процесс планирования торговых зон представляет собой обоснование их территориального размещения в торговом зале зоомагазина и построения связей между ними.

В торговом зале зоомагазина можно выделить следующие зоны:

— Входная зона (зона входа/выхода);
— Прикассовая и кассовая зоны;
— Зона основного потока покупателей (торговая).

Читайте статью  Маркетинговые исследования потребительских предпочтений бижутерии для животных

Каждая зона имеет определенное функциональное назначение. Общим принципом при планировании определенных зон зоомагазина является простота (без архитектурных и товарных лабиринтов) и движение покупателей в пределах этих зон.

Входная зона (зона входа/выхода)
Входная зона (от 2 до 7 м сразу за входной дверью) отвечает за создание положительного настроения покупателей и их ориентацию на осуществление покупок. Место размещения входа и размещение торгового оборудования не должно нарушать естественный ход движения покупателей — против часовой стрелки. Чем больше площадь торгового зала, тем больше должна быть входная зона. Например, в гипермаркетах площадью 10 тыс. кв.м. эта зона составляет 7-8 м; в магазине площадью 100 кв.м. — примерно 1-1,5 м.

Именно из зоны входа потребитель должен увидеть наиболее типичные зоотовары для этого зоомагазина (зона входа должна показать, что представляет собой зоомагазин по ценовой и целевой аудиторией).

image013

Распределение внимания покупателя в зоне входа

По принятым правилам проектирования внутреннего пространства зоомагазина, зона входа/выхода должна размещаться с противоположной от технологической зоны стороны во избежание пересечения потоков покупателей с движением зоотоваров. Обычно зоомагазин имеет один вход в торговый зал. Один вход является оптимальным для зоомагазинов, имеющих прямоугольную и квадратную форму торгового зала. Ширина входа колеблется от 1,25 м (для небольших зоомагазинов) до 3-10 м (для крупных зоомагазинов). Некоторые зоомагазины могут иметь два или три входа в случае, если движение потоков покупателей это вызывает (например, торговый зал большой по размеру и имеет соотношение сторон 3: 1, или имеющийся одинаково интенсивное движение покупателей с разных улиц).

Если в зоомагазине несколько входов, то необходимо определить, какой из них является основным, а затем организовать планирование торгового зала, ориентируясь именно на этот вход. Основной вход выделяют визуально (вывеска, соответствующее освещение, более широкие проходы, наличие камер хранения, большее количество тележек и корзин, наличие банкоматов и др.).

Рекомендуется направить отдельно встречные потоки покупателей, входящих и выходящих из торгового зала, обеспечить их беспрепятственное движение.

В зоне входа/выхода обычно размещают столы для упаковки, камеры хранения, тележки и корзины для продуктов.

Существуют различные подходы к определению количества камер хранения, тележек и корзин для отбора товаров в зоомагазинах самообслуживания.

Читайте статью  Особенности использования мерчандайзинга в системе продвижения FASHION ритейла, бутика для животных

1146

Обзор вышеуказанные параметры можно определить следующим образом:

— Количество камер хранения определяют так: 7 камер хранения на 100 м2 площади торгового зала;
— Количество тележек и корзин для отбора товара: 10 единиц (тележек и корзин) на 100 м2 торговой площади зала.

Необходимо учитывать, что тележка — один из немногих видов оборудования, который покупатели наиболее часто запоминают. Тележка — это оборудование, которым покупатель «управляет» самостоятельно. Поэтому следует тщательно подбирать разновидности тележек, которые бы удовлетворяли требования всех групп потребителей, посещающих магазин. Основными критериями, влияющими на выбор тележек, являются: глубина/емкость, размеры, стиль и конфигурация платформы, наличие дополнительных возможностей и аксессуаров и размер колес.

Следует избегать типичных недостатков в организации зоны входа, а именно:

— Скользких ступенек или пола при входе;
— Двери, сложно открываются;
— Пересечение входных и выходных потоков покупателей;
— Хаотического размещения тележек и корзин для отбора товара;
— Сломанных камер хранения;
— Неприветливых сотрудников службы охраны;
— Нарушение выкладки в торговом зале сразу за входной зоной и др.

1145

Не рекомендуется размещать во входной зоне:

1. Товары, которые вызывают у покупателей неприятные («неаппетитные») ассоциации: корма для животных (лучше одежду для животных или амуницию), бытовая химия, имеет резкий запах, средства женской гигиены и др.).

2. Товары, по морально-этическим соображениям могут не восприниматься определенными группами потребителей.

3. Товары, по своей ценовой категории значительно дороже, чем основная масса товаров в торговом зале: у покупателей может сложиться ложное впечатление о ценовом уровене зоомагазина.

4. Любые товары и информация, которая может вызвать сомнения относительно качества товаров в зоомагазине:

— уцененные товары сомнительного качества, товары с дефектами (продажа таких товаров целесообразно осуществлять подальше от входа в зоомагазин);
— информация о потребности в продавцах, грузчиках (такая информация может негативно повлиять на имидж магазина, если размещена в течение длительного времени, и может свидетельствовать о текучести кадров, тяжелые условия труда и т.д.) и др.

5. Негативная информация и информация, запрещающий определенные действия: например, надписи «Не разрешается …», «Не принимаются …», «с колясками не входить». В случае необходимости ограничить действия людей целесообразно использовать знаки-пиктограммы.

Похожее ...

Добавить комментарий