Ресурсы предприятий розничной торговли и основные признаки их систематизации

Ресурсы предприятий розничной торговли и основные признаки их систематизации

Ресурсы предприятий розничной торговли и основные признаки их систематизации

Особенности функционирования предприятий различных отраслей экономики определяют количественный и качественный состав ресурсов, направления и эффективность использования, значимость их отдельных видов. Выполняя функции продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления, предприятия розничной торговли используют различные ресурсы, формирование и использование которых отличается от предприятий других видов экономической деятельности.

К основным отличительным чертам можно отнести:

— во-первых, в составе ресурсов значительное место занимают товарные ресурсы, которые являются основным предметом труда, и от количества и состава которых зависит степень удовлетворения потребностей потребителей;
— во-вторых, важную роль в осуществлении торгово-производственных процессов выполняют трудовые ресурсы, деятельность которых непосредственно влияет на возможности реализации товаров и услуг;
— в-третьих, розничная торговля требует относительно меньших капитальных затрат на формирование основных средств;
— четвертых, высокая скорость оборота капитала делает эту сферу деятельности инвестиционно привлекательной;
— пятых, результаты деятельности предприятий розничной торговли в значительной степени определяются таким видом ресурсов как пространственные ресурсы.

Процесс управления сложной системой ресурсов предприятий розничной торговли требует научных подходов к их систематизации. Универсальную классификацию ресурсов предоставляет экономическая теория, которая распределяет их на природные, трудовые, материальные, созданные человеком средства и предметы труда, и финансовые. В современных условиях все большую значимость приобретают информационные ресурсы. Такой подход, безусловно, позволяет раскрыть сущность, особенности отдельных видов ресурсов в зависимости от их роли в производственном процессе. Но повышение обоснованности управления ресурсным обеспечением предприятий торговли вызывает необходимость более детальной систематизации ресурсов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Изготовление наружных рекламных вывесок на заказ для зоомагазина

1000000178

На наш взгляд, целесообразно в составе ресурсов выделять группы в зависимости от видов деятельности предприятия

Это ресурсы, которые обслуживают операционную, финансовую и инвестиционную деятельности. При наличии чрезвычайных ситуаций возникает потребность в формировании дополнительных страховых ресурсов. В условиях высокого уровня коррупции необходимо выделять ресурсы, отвлекаются предприятиями от основной деятельности на соответствующие сделки.

Многообразие источников формирования ресурсов, используемых предприятиями розничной торговли, потребует их распределения следующим образом:

— ресурсы, которыми предприятия обладают на праве собственности;
— ресурсы, используемые предприятиями на договорной основе (кредит, аренда, лизинг, трудовые контракты и т.д.);
— ресурсы, предоставляемые предприятиям безвозмездно (на условиях комиссии, благотворительности и т.д.).

Обеспечение определенных конкурентных преимуществ требует в составе ресурсов выделять общие, специфические и уникальные. Если специфические ресурсы оговариваются отраслевыми особенностями предприятий, то уникальные является условием высокой конкурентоспособности.

Для наших исследований важным признаком распределения участие ресурсов в развитии предприятий. В связи с этим, необходимо выделять ресурсы, обеспечивающие текущую деятельность (функционирование) предприятий. Вторая группа ресурсов способствует расширенному воспроизводству (количественному росту) без существенных качественных изменений в торгово производственных процессах. Третья группа ресурсов связана с развитием на инновационной основе. Вторая и третья группа объединяется понятием «инвестиционные ресурсы».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Управление процессом «mystery shopping» в сети супермаркетов

1000000177

Постоянное движение ресурсов в экономической системе предприятия позволяет выделить различные формы их состояния:

— в форме запасов,
— в форме потоков,
— в форме потенциальных возможностей.

Основная масса ресурсов привлекается предприятиями извне, но определенная их часть формируется в середине предприятий за счет особенностей состава, качественных характеристик, синергитичного эффекта, создание уникальных ресурсов, и тому подобное. Это дает возможность отделять внешние и внутренние ресурсы. В связи с этим следует отметить следующую особенность. Результаты деятельности предприятий розничной торговли в значительной степени определяются, таким внешним специфическим ресурсом, как рыночный, представленный определенным сегментом покупателей. Верный выбор сегмента, достаточно и эффективные вложения ресурсов в маркетинговую деятельность обеспечивают быстрое движение товарной массы и роста товарооборота.

Необходимость определения эффективности торгово-производственной и управленческой деятельности способствует распределению ресурсов на две соответствующие группы. Те, что используются в производстве (в широком смысле) и те, что используются в управлении.

Многообразие целей развития предприятий и возможностей их достижения вызывают необходимость выделять стратегические ресурсы, тактические и оперативные ресурсы.

Похожее ...

Добавить комментарий