Ресурсы предприятий розничной торговли и основные признаки их систематизации

Ресурсы предприятий розничной торговли и основные признаки их систематизации

Ресурсы предприятий розничной торговли и основные признаки их систематизации

Особенности функционирования предприятий различных отраслей экономики определяют количественный и качественный состав ресурсов, направления и эффективность использования, значимость их отдельных видов. Выполняя функции продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления, предприятия розничной торговли используют различные ресурсы, формирование и использование которых отличается от предприятий других видов экономической деятельности.

К основным отличительным чертам можно отнести:

— во-первых, в составе ресурсов значительное место занимают товарные ресурсы, которые являются основным предметом труда, и от количества и состава которых зависит степень удовлетворения потребностей потребителей;
— во-вторых, важную роль в осуществлении торгово-производственных процессов выполняют трудовые ресурсы, деятельность которых непосредственно влияет на возможности реализации товаров и услуг;
— в-третьих, розничная торговля требует относительно меньших капитальных затрат на формирование основных средств;
— четвертых, высокая скорость оборота капитала делает эту сферу деятельности инвестиционно привлекательной;
— пятых, результаты деятельности предприятий розничной торговли в значительной степени определяются таким видом ресурсов как пространственные ресурсы.

Процесс управления сложной системой ресурсов предприятий розничной торговли требует научных подходов к их систематизации. Универсальную классификацию ресурсов предоставляет экономическая теория, которая распределяет их на природные, трудовые, материальные, созданные человеком средства и предметы труда, и финансовые. В современных условиях все большую значимость приобретают информационные ресурсы. Такой подход, безусловно, позволяет раскрыть сущность, особенности отдельных видов ресурсов в зависимости от их роли в производственном процессе. Но повышение обоснованности управления ресурсным обеспечением предприятий торговли вызывает необходимость более детальной систематизации ресурсов.

Читайте статью  Финансовая безопасность торговой зоосети

1000000178

На наш взгляд, целесообразно в составе ресурсов выделять группы в зависимости от видов деятельности предприятия

Это ресурсы, которые обслуживают операционную, финансовую и инвестиционную деятельности. При наличии чрезвычайных ситуаций возникает потребность в формировании дополнительных страховых ресурсов. В условиях высокого уровня коррупции необходимо выделять ресурсы, отвлекаются предприятиями от основной деятельности на соответствующие сделки.

Многообразие источников формирования ресурсов, используемых предприятиями розничной торговли, потребует их распределения следующим образом:

— ресурсы, которыми предприятия обладают на праве собственности;
— ресурсы, используемые предприятиями на договорной основе (кредит, аренда, лизинг, трудовые контракты и т.д.);
— ресурсы, предоставляемые предприятиям безвозмездно (на условиях комиссии, благотворительности и т.д.).

Обеспечение определенных конкурентных преимуществ требует в составе ресурсов выделять общие, специфические и уникальные. Если специфические ресурсы оговариваются отраслевыми особенностями предприятий, то уникальные является условием высокой конкурентоспособности.

Для наших исследований важным признаком распределения участие ресурсов в развитии предприятий. В связи с этим, необходимо выделять ресурсы, обеспечивающие текущую деятельность (функционирование) предприятий. Вторая группа ресурсов способствует расширенному воспроизводству (количественному росту) без существенных качественных изменений в торгово производственных процессах. Третья группа ресурсов связана с развитием на инновационной основе. Вторая и третья группа объединяется понятием «инвестиционные ресурсы».

Читайте статью  Исследование потребителей зоотоваров

1000000177

Постоянное движение ресурсов в экономической системе предприятия позволяет выделить различные формы их состояния:

— в форме запасов,
— в форме потоков,
— в форме потенциальных возможностей.

Основная масса ресурсов привлекается предприятиями извне, но определенная их часть формируется в середине предприятий за счет особенностей состава, качественных характеристик, синергитичного эффекта, создание уникальных ресурсов, и тому подобное. Это дает возможность отделять внешние и внутренние ресурсы. В связи с этим следует отметить следующую особенность. Результаты деятельности предприятий розничной торговли в значительной степени определяются, таким внешним специфическим ресурсом, как рыночный, представленный определенным сегментом покупателей. Верный выбор сегмента, достаточно и эффективные вложения ресурсов в маркетинговую деятельность обеспечивают быстрое движение товарной массы и роста товарооборота.

Необходимость определения эффективности торгово-производственной и управленческой деятельности способствует распределению ресурсов на две соответствующие группы. Те, что используются в производстве (в широком смысле) и те, что используются в управлении.

Многообразие целей развития предприятий и возможностей их достижения вызывают необходимость выделять стратегические ресурсы, тактические и оперативные ресурсы.

Похожее ...

Добавить комментарий