Систематизация методов ценообразования в зооиндустрии

Систематизация методов ценообразования в зооиндустрии

Систематизация методов ценообразования в зооиндустрии

В статье исследованы теоретико — методические аспекты формирования маркетингового ценообразования. Систематизированы методы маркетингового ценообразования. Даны предложения по совершенствованию процесса ценообразования для отечественных промышленных предприятий.

В условиях современного нестабильного развития рыночных отношений в экономике проблема повышения эффективности хозяйствования отечественных промышленных предприятий приобретает новых особенностей и остается актуальной. Одним из путей ее решения является определение цены на продукцию, которая, с одной стороны, обеспечивает предприятию компенсацию расходов на получение целевой прибыли, с другой стороны, соответствует рыночным позициям продукции (среди конкурентов), а в целом удовлетворяет запросы потребителей. Цена как элемент комплекса маркетинга обеспечивает прибыль и является одним из гибких элементов этого комплекса, ведь ее можно быстро менять, а следовательно, и необходимо постоянно анализировать.

Выбор методик ценообразования в системе маркетинга является сложной задачей

Она требует подробного научного обоснования, поэтому целью исследования является систематизация методов маркетингового ценообразования и формирования соответствующих предложений по совершенствованию деятельности отечественных промышленных предприятий.

Задача статьи:

— исследовать теоретико — методические аспекты формирования маркетингового ценообразования;
— систематизировать существующие методы ценообразования;
— определить их преимущества и недостатки;
— сформировать предложения по совершенствованию процесса ценообразования для отечественных промышленных предприятий.

С целью формализации процессов анализа, планирования и контроля ценообразования различают следующие виды цен:

1. По характеру оборота (оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, сметная стоимость, цены и тарифы на услуги населению).
2. В зависимости от государственного регулирования и степени конкуренции (свободные (рыночные) цены, фиксированные цены и тарифы, регулируемые, паритетные, индикативные цены).
3. По способу определения (твердые цены, подвижная цена, скользящая цена).
4. С учетом фактора времени (постоянная цена, сезонная цена, ступенчатая цена).
5. По способу получения информации об уровне цен (справочные цены, прейскурантные цены, расчетные).
6. Зависимости от видов рынка (аукционные, биржевые котировки, цены торгов).
7. По условиям поставки и продажи (внутрифирменные трансфертные цены, цена нетто, цена брутто, мировые цены).

Ученые выделяют и другие классификационные признаки (например, по специфике: базисная цена, скорректированная цена)

Как экономический инструмент рыночной экономики цена существенно влияет на эффективность предпринимательской деятельности предприятий, создавая условия для обеспечения их финансовой устойчивости и экономической независимости. Именно цена аккумулирует в себе уровень успеха предприятия, что находит свое выражение в объемах продаж и размере прибыли от реализации продукции. В целом она способствует активизации деятельности предприятий на отечественном рынке.
Методы ценообразования, которые исследуют маркетологи, классифицируют на совокупности: прямые и косвенные. Прямое маркетинговое ценообразование предусматривает получение количественной характеристики цены. Эти методы базируются на исследовании свойств продукта и связанных с ним категорий (спрос, себестоимость, конкуренция).

Непрямое маркетинговое ценообразование — это политика предприятия относительно скидок, торгового кредитования, а также кондиций. Оно имеет целью поощрить потребителей к длительному контактирования с предприятием о приобретении его продукции, увеличение объемов сбыта, улучшение имиджа предприятия. При этом косвенное маркетинговое ценообразование направлено не только на лиц, предприятия или организации, приобретающие данную продукцию для собственного потребления или использования, но и на различные торгово — посреднические организации, приобретающие товары для последующей перепродажи и получения собственных доходов.

ruzoo.ru_00240

Современная практика ценообразования имеет большой арсенал методов определения уровня цен на конкретные виды продукции

В процессе установления конкретного уровня цен, рассчитанного по соответствующими методами, нужно определить возможный диапазон их формирования, оптимизировать их значения по шкале «ценность — затраты», оценить уровень коммерческого риска, проверить соответствие определенному типу ценовой политики предприятия.

Ученые глубоко исследуют эти вопросы. В частности , в своих работах учёные предлагают концептуальные, методологические и методические положения маркетинговой ценовой политики. Они рассматривают теоретико — прикладные положения формирования механизмов ценообразования и факторов, влияющих на принятие ценовых решений, формируют методологию оценки влияния основных факторов на процесс ценообразования.

Систематизация методов маркетингового ценообразования маркетинговые подходы, методы, алгоритмы и инструменты, используемые предприятиями для удовлетворения потребностей потребителей и достижения собственных целей. Я.В. Литвиненко раскрывает особенности маркетинговой ценовой политики предприятия, методические подходы, этапы и конкретные методы ее разработки. Цена рассматривается как экономическая категория, в условиях рыночной экономики выполняет важные функции и рассчитывается на определенных принципах. Ю.Г. Тормос освещает основные методы рыночного ценообразования и вопросы разработки ценовой стратегии предприятия и государственной ценовой политики.

Читайте статью  Реклама и маркетинг отношений: общественные связи, спонсорство и корпоративная реклама

Суть затратных методов заключается в расчете цены на основе затрат предприятия

Рассчитываются себестоимость продукции, переменные и постоянные расходы, учитывается ожидаемая прибыль, налоги и обязательные отчисления, определяется конечная отпускная цена. Такова общая методика расчета цены положена в основу различных затратных методов.

Группа рыночных методов также занимает значительное место среди методов ценообразования, исследуемых этими учеными. Главной особенностью группы рыночных методов является противоположность расчета цены по сравнению с расходными методами. Ориентирами являются спрос, уровень конкуренции, восприятие ценности товара. В зависимости от направления ориентации различают две группы методов: ориентированные на потребителей и ориентированы на конкурентов.
Группу параметрических методов, по мнению ученых, целесообразно использовать при ценообразовании новых товаров в зависимости от изменения уровня технико — экономических параметров.

ruzoo.ru_00241

Отдельно необходимо выделить комбинированный метод как возможность установления цены по затратному методу с учетом рыночных факторов

Дополнительно выделяют еще методы в рамках товарной номенклатуры по географическому принципу и на основе узаконенных условий.

По этому поводу ученые подчеркивают, что методы в рамках товарной номенклатуры обеспечивают расчет оптимальной цены для предприятий с выпуском определенной номенклатурной группы, которая позволит получить желаемую прибыль по всей номенклатурной группой в целом, а не по каждому отдельному товаром; методы установления цен по географическому принципу учитывают расходы при транспортировке продукции от мест производства к местам потребления или использования; а узаконены условия — ценовые ограничения, согласно которым государством регулируются цены на товары или услуги первой необходимости и на товары предприятий — монополистов, защищают потребителей и поддерживают нормальные условия конкуренции.

По результатам исследования основных методов маркетингового ценообразования, рассматриваемых в работах отечественных и зарубежных ученых, необходимо отметить, что основные расходные, рыночные и параметрические методы представлены в подавляющем большинстве научных работ.

Ценообразование с ориентацией на затраты учитывает следующие факторы:

— Затраты основного производства;
— Сопутствующие расходы;
— Маркетинговые расходы;
— Фиксированные наценки.

Ориентация на затраты основного производства используется в следующих случаях:

— Если предприятие имеет широкий ассортимент товаров, особенно «мелкой продукции», что делает точное определение цены каждого продукта нецелесообразным;
— Если трудно определить цену, например, наукоемкой продукции, то ориентиром является процент от стоимости проекта (проект дома может стоить 5-10 % от его стоимости).
Ориентация на сопутствующие расходы применяется, если товар не может быть использован самостоятельно.

Фиксированные наценки применяются в розничной торговле: на продукцию с высокими объемами реализации — небольшие и наоборот (например, 10% на молочные продукты (цены поставщика) и 20% на продукты, которые хранятся дольше).

Затратные методы — это методы ценообразования, ориентированные на издержки, когда цена рассчитывается учитывая сумму постоянных и переменных издержек на единицу продукции и запланированной прибыли с учетом нижнего порога цены. При косвенном сбыте цена продажи конечному потребителю увеличивается на размер наценки, который зависит от особенностей товара (сезонность, мода, новизна), а также эластичности спроса по ценам.

Методы определения цен на основе издержек более приемлемые для обоснования базисной цены, которая рассчитывается с целью определения возможности выхода на рынок с данным товаром, чем для определения окончательной продажной цены.

Однако, затратные методы ценообразования могут использоваться, когда:

— Устанавливается исходная цена на принципиально новые товары, которые нельзя сравнить с теми, что уже производятся;
— Определяются цены на продукцию, которая изготавливается по разовым заказам, и на новые образцы;
— Устанавливаются цены в той области, где большинство предприятий использует этот метод;
— Определяются цены на товары, где постоянно спрос превышает предложение.

При использовании методов рыночного ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Учитывают следующие факторы:

— Вкусы и привычки клиентов;
— Доходы клиентов;
— Наличие товаров — аналогов на рынке и цены на них;
— Условия входа на рынок.

Читайте статью  Бренд-менеджмент как инновация в развитии предприятия зообизнеса

Спрос сложнее определить и выразить количественно по сравнению с затратами, следовательно, анализируют динамику спроса за прошедший период и на этой основе прогнозируют цены.

ruzoo.ru_00243

При определении цены на новый товар (данные о спросе отсутствуют) изучают спрос на аналогичные товары и применяют один из двух подходов:

1) устанавливают низкую цену для привлечения покупателей, а после того как покупатели привыкнут к изделию, цену постепенно увеличивают (стратегия «проникновения на рынок»);
2) устанавливают высокую цену, чтобы получить высокие прибыли, а затем цену постепенно снижают, чтобы не потерять покупателей (стратегия «снятия сливок»).

В условиях сильной конкуренции реакция предприятий на изменения цен на рынке должна быть оперативной. Поэтому они заранее разработать программу, которая реализует контрстратегии относительно ценовых ситуаций, созданных конкурентами.

Параметрические методы ценообразования предусматривают учета зависимости между технико — экономическим параметрам изделия и его ценой путем введения поправок на технико — экономическое сравнение: современности конструкции, производительности, комплектности, экономичности эксплуатации, уровня организации технического обслуживания. Эти методы дополняются методике расчета цены, основанный на оценках покупателями потребительской стоимости товара.

Определение цены на основе параметрических методов базируется на таких важных положениях:

— Конструктивно — технических и других потребительских параметрах, должны достаточно отражать потребительские качества изделия;
— Параметрических данных и затратах на производство товаров в пределах одного параметрического ряда, взаимосвязанных между собой с достаточно высоким коэффициентом корреляции.

Эта связь определяет основные сферы применения параметрических методов ценообразования на аналогичную продукцию.

Комбинированный метод заключается в расчете цены по затратному методу и корректируется с учетом рыночных факторов.

Вышеизложенные методы установления цен следует рассматривать параллельно результатам мониторинга рынка.

Главными факторами, под воздействием которых формируется цена, являются:

— Себестоимость продукции и затраты на переработку и доведение до товарного вида;
— Исключительные качества и отличные особенности, которые привлекают покупателей и потребителей;
— Рыночная ситуация по продаже аналогичных товаров предприятий — конкурентов;
— Внешние факторы маркетинговой среды функционирования фирмы.

Метод надбавок достаточно популярен, потому что он:

— Простой в исчислении;
— Цены на товары близкие производителей одинаковых отраслей;
— Многие производители и потребители считают метод средних надбавок наиболее корректным.

Используя этот метод, необходимо корректировать цены, обращая внимание на цены конкурентов и рыночный спрос на товар.

Исследование теоретико — методических аспектов формирования маркетингового ценообразования позволило систематизировать существующие методы ценообразования. Одними из самых распространенных являются методы установления цен на основе затрат на производство и реализацию продукции. Эти методы ценообразования преобладают на промышленных отечественных предприятиях и действуют как ограничительный фактор. Рыночные методы корректируют установление цен, учитывая цены конкурентов, доходы, вкусы и привычки клиентов.

ruzoo.ru_00250

В современной рыночной среде конкурентная борьба за потребителя становится все жестче

Именно поэтому отечественным промышленным производителям зоотоваров нужно использовать различные инструменты политики ценообразования.

Итак, целесообразным является разработка процедуры проведения сравнительного анализа. При этом необходимо определить конкурентов, осуществить мониторинг их цен и спланировать дальнейшие действия по обеспечению конкурентоспособности.

Не менее важным является группировка конкурентов по месту и зоны размещения отношении предприятия. При проведении мониторинга цен конкурентов необходимо обратить внимание на ассортимент товаров, уровне цен на них, скидки и акции. Справедливо также контролировать реакцию конкурентов на изменение цен, исследовать их практику ценообразования.

Научное обоснование уровня цен обязательно должно обращать внимание и на намерения потребителей и степень их чувствительности к уровню цены. И в деятельности предприятия определения цены по определенному методом является только началом решения важнейшей проблемы: расчет цены, что сделала бы товары доступными для потребителей, коммерчески выгодными для предприятия и конкурентоспособными. В дальнейшем цену товаров необходимо регулировать, учитывая изменения в бизнес — среде.

Удачное использование этих инструментов поможет производителям зоотоваров достичь поставленных целей.

Результаты этого исследования могут быть использованы в дальнейших научных разработках по обоснованию методов маркетингового ценообразования в процессе формирования эффективной ценовой стратегии и в практической деятельности отечественных промышленных предприятий.

Похожее ...

Добавить комментарий