Система показателей оценки уровня и эффективности концентрации в розничной торговле

Система показателей оценки уровня и эффективности концентрации в розничной торговле

Система показателей оценки уровня и эффективности концентрации в розничной торговле

Принятие обоснованных решений по развитию концентрации на определенных рынках и в отдельных отраслях, увеличение размера хозяйствующих субъектов вызывают необходимость оценки уровня и эффективности этого процесса.

Первая группа показателей характеризует состояние рыночной концентрации. Они отражают относительную величину крупных фирм, действующих на рынке. Это индекс концентрации, который измеряется суммой рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке; индекс Херфиндаля — Хиршмана (ХХ), что определяет сумму квадратов долей всех фирм, функционирующих на рынке; индекс Джини, позволяющий оценивать неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и тому подобное.

Важным моментом конструирования данной группы показателей является ответ на два вопроса:

— Что вне рынка?
— Какой показатель определяет размер фирмы?

Функционирование предприятий розничной торговли на рынках монополистической конкуренции и отраслевые особенности обусловливают ответ на первый вопрос. Для отдельного предприятия эти границы определяются территориально торговой зоной, зависит от товарной специализации. Для крупных торговых фирм (сетей) границы расширяются до региональных и отраслевых рынков. Дифференциация и разнообразие ассортимента товаров и услуг, которые присущи розничной торговли, также способствуют увеличению границ рынка. Идентификация границ рынка зависит от целей исследования уровня концентрация.

Размер предприятий обычно определяется объемом его деятельности (объемом реализации продукции, товаров, услуг) или размером факторов производства, используемых. Этот подход характеризует абсолютную концентрацию на уровне предприятия. Относительную концентрацию размера фирмы по рынку характеризуют четыре основных показателя: доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации; доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве (реализации) данного продукта (товаров); доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке; доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Акции для увеличения продаж и методы предупреждений возможных осложнений

Выбор степени размера фирмы зависит от отраслевых особенностей, формы интеграции и других факторов. Для предприятий (фирм) розничной торговли, на наш взгляд, более приемлемыми абсолютные и относительные показатели объема розничного товарооборота, численности занятых работников, размера торговой площади и используемого капитала. Что касается показателя добавленной стоимости, то его использование целесообразно в условиях вертикальной интеграции.

Вторая группа показателей связана с оценкой эффективности процессов концентрации на отраслевом, региональном рынках и отдельном предприятии

Показатели эффективности как относительные, отражающие сопоставление результата процесса в соответствующих расходов, представленные целой системой. Это обусловлено многовариантностью уровней оценки и ее сроком (в статике или в динамике, в краткосрочном или в долгосрочном периоде), многообразием результатов и затрат. К общеизвестным — относятся показатели эффективности использования отдельных ресурсов (выработка, фондоотдача, оборачиваемость активов и т.д.), рентабельности продаж (товарооборота), капитала и его составляющих. Для предприятий розничной торговли специфическим показателем является размер товарооборота на 1м2 торговой площади.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Зонирование зоомагазина и движение покупателей. Виды точек продаж

1000000162

Зависимость оптимального размера предприятий от определенных видов расходов (капитальных и текущих издержек производства, трансакционных, управления и контроля) обусловливает необходимость использования показателей их уровня как отдельных групп, так и совокупных.

Функциональные особенности деятельности предприятий розничной торговли на потребительском рынке, направленной на удовлетворение потребностей населения, позволяют выделить группу показателей, характеризующих эффективность концентрации с точки зрения интересов покупателей, а именно, уровня расходов на потребление. Равномерность территориального размещения, высокая обеспеченность населения торговой сетью способствуют не только повышению экономической, но и социальной эффективности предприятий розничной торговли.

Эффективность концентрации на уровне отдельного предприятия в статике оценивается выше перечисленными показателями в определенном периоде относительно аналогичных показателей других компаний отрасли или регионального рынка. Эффективность в динамике определяется интенсивностью изменений товарооборота и прибыли торгового предприятия во времени, а также положительной динамикой показателей ресурсоотдачи и рентабельности. Целевой подход определения уровня эффективности концентрации направлено на оценку степени отклонения фактических показателей от нормативных (плановых, лучших на рынке или в отрасли).

Похожее ...

Добавить комментарий