Сравнение методов определения рентабельности зоопредприятия

Сравнение методов определения рентабельности зоопредприятия

Сравнение методов определения рентабельности зоопредприятия

Каждый субъект хозяйствования заинтересован в улучшенные эффективности своей деятельности. Для того, чтобы определить движется предприятие в правильном направлении, или требует изменений, существует определенная система оценочных показателей. Обсудим и сравним методы определения рентабельности зоопредприятия.

Опираться только на данные бухгалтерского учета при осуществлении анализа хозяйственной деятельности предприятия недостаточно. Поэтому существует потребность для определения методики расчета отдельных показателей, которые помогут непосредственно руководителю в принятии правильных управленческих решений и предоставят внешним пользователям (например, инвесторам) своевременную и достоверную информацию о финансовых результатах деятельности предприятия.

Методика определения показателей рентабельности

Правильно выбранная методика определения показателей рентабельности является залогом своевременного реагирования на кризисные явления и возможностью быстро оценить финансовое положение. Также это позволит достоверно определить величину прибыли, полученной на каждый рубль понесенных расходов, является важным показателем для оценки финансового состояния предприятия.

Доходы, расходы, прибыли и убытки — это набор показателей, по которым оценивается финансовые результаты деятельности предприятия. Они составляют основу всех дальнейших расчетов и все последующие показатели являются производными. Прибыль показывает абсолютный эффект деятельности предприятия, не учитывая использованные ресурсы. Субъекты хозяйствования сосредотачивают свое внимание на анализе полученных результатов и на соотношении их с понесенными затратами.

При этом для анализа конечных результатов деятельности предприятия целесообразно пользоваться не только абсолютными показателями прибыли или убытка, ведь с помощью последних невозможно сравнивать, например, эффективность деятельности различных по размеру предприятий.

Поэтому рассчитывают соотношение полученного эффекта (дохода, прибыли) с имеющимися или уже использованными ресурсами, то есть вычисляют показатели эффективности, среди которых основными являются показатели рентабельности, которые отождествляют с доходностью и доходностью. Эти показатели полнее размер прибыли и его абсолютных изменений отражают результаты деятельности предприятия, то есть они являются полезными при финансового анализа предприятия. Степень доходности предприятия характеризует рентабельность. Существует несколько похожих мнений относительно ее определения.

100021

Что такое рентабельность

Рентабельность — это качественный, относительный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или ступней использования ресурсов, имеющихся в наличии, в процессе производства и реализации продукции.

Рентабельность — качественный и количественный показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий степень доходности, выгодности и доходности.
В общем, рентабельность как показатель, дает представление о том, на сколько эффективно работает предприятие, контролирует затраты на производство и реализацию продукции. По сравнению с прибылью и его абсолютными изменениями, она лучше отражает результаты деятельности предприятия, так как здесь прибыль соотносится также с факторами, которые имеют на него влияние. Это может быть полезным во время финансового анализа предприятия.

Рентабельность как показатель дает представление о достаточности (недостаточности) прибыли по сравнению с другими отдельными величинами, которые влияют на производство, реализацию и вообще на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. При определении именно показателя рентабельности прибыль (он находится в числителе) соотносится с факторами, которые оказывают существенное влияние на его получение. Безусловно, одним из таких факторов являются затраты.

100020

Ведь от того, что и сколько мы вложим, зависит величина прибыли, нам поступает в цене реализации вместе с компенсацией понесенных расходов

Средства, которые будут тратиться на производство, например торговлю или другой уставный вид деятельности, является своего рода инвестициями собственника предприятия. Понятно, что инвестору неактуально знать эффективность понесенных им расходов, его больше будет интересовать информация о прибыльности (рентабельность) собственных инвестиций.

В зависимости от того, какую информацию желает получить инвестор, руководитель или другое заинтересованное лицо существует различная классификация показателей рентабельности. Ведь инвестора, например, будет мало интересовать информация о том, насколько прибыльны инвестированы предприятием средства в изготовление и реализацию продукции. Актуальным, по нашему мнению, будет вопрос сколько прибыли приносит суммарный вложенный капитал в предприятие и работает он, не пролеживает на счетах или в сейфе. Поэтому существует различная классификация показателей рентабельности и их трактовка авторами.

В общем показатели рентабельности дают представление о том, насколько эффективно предприятие осуществляет свою деятельность, контролирует затраты на производство и реализацию продукции, и какую чистую прибыль при этом получает. Нормативного значения коэффициентов рентабельности не существует, но есть общее правило, чем выше значение коэффициента, тем лучше. Увеличение коэффициента в течение отчетного периода свидетельствует об улучшении результатов деятельности предприятия, уменьшение — об ухудшении. Сравнение с среднеотраслевыми показателями позволяет определить предприятия среди других предприятий отрасли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Каналы распределения зоотоваров

100019

Сами по себе все показатели имеют не очень большое значение, но они могут быть полезными, чтобы сравнить:

— Изменение их во времени;
— Фактические результаты с бюджетом (прогнозом);
— Бизнес-единицы между собой.

Существует много подходов к определению показателей рентабельности, к объединению их в разные группы. Например, авторы Е.В. Тайных и Л.С. Селивестрова объединяют выделяют 2 группы показателей: показатели рентабельности вложенного капитала и рентабельности продукции.

По выдающегося ученого Е.В. Инока, то к первой группе показателей он относит показатели, выражающие относительную доходность всего капитала на покрытие активов предприятия, доходность производственных активов действующего предприятия, доходность инвестиций и т.п.. Эти показатели используются в первую очередь в сфере управления капиталом.

Рентабельность вложенного капитала — это отношение чистой прибыли к средней стоимости авансированного капитала на покрытие активов за анализируемый период. Этот показатель также называют экономической рентабельностью, свидетельствующая о предельном уровне дивидендов на акционерный капитал.

Методы элиминирования

Используя методы элиминирования можно рассчитать долевое участие влияния факторов в изменении рентабельности вложенного капитала. Автор выделяет также рентабельность производственных активов, которая является отношением чистой прибыли к средней стоимости основных средств и средних остатков материальных оборотных активов. Этот показатель по сравнению с рентабельностью собственного капитала отражает приоритеты инвестирования временно свободных собственных средств, или эффективного привлечения капитала.

В отличие от предыдущего автора, Селивестрова Л.С. и Скрипник А.В. не объединяют показатели рентабельности вложенного капитала в одну группу. В них приводится пример двух отдельных показателей — рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. Однако определение показателя собственного капитала совпадает с инока Е.В.

100018

По активам, то не уточняется каких именно

Учитывается их среднегодовая стоимость и именно это, по их мнению характеризует основную деятельность предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на 1 денежную единицу активов предприятия.

По нашему мнению, это хороший подход, ведь мы можем определить эффективность использования имущества в целом, и получало предприятие прибыль или убыток с каждой денежной единицы, вложенной в активы.

Определение рентабельности реализованной продукции в Мниха Е.В. и Селивестров Л.С. отличается. Первый отмечает, что это отношение прибыли от реализации продукции к общему объему продаж. Вторая — это отношение чистого дохода от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости.

Стоит отметить, что у первого исследователя дается более широкая характеристика рентабельности реализованной продукции. Уровень рентабельности всей продукции зависит от изменения рентабельности отдельных видов и доли продукции с разной рентабельностью в общем производстве и продаже. Он выделяет также показатели, которые касаются всей продукции и отдельных ее видов. Они имеют важное значение для поиска возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска продукции и улучшения ее ассортимента. Что является по нашему мнению, важным при анализе финансового состояния предприятия и выработка его будущей стратегии.

Селивестрова Л.В. и Скрипник А.В. выделяют также рентабельность инвестиции, как отношение чистой прибыли и выплаченных процентов к сумме собственного и долгосрочного заемного капитала за период. Этот показатель показывает, какую отдачу имеют владельцы акционерного капитала и держатели долгосрочного долга компании.

100017

В отличие от предыдущих ученых, Базилинська О.Я. и Савицкая Г.В. объединяют показатели рентабельности в 3 группы:

— Показатели, базирующиеся на затратном подходе (например, рентабельность продукции, операционной и обычной деятельности и другие);
— Показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
— Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность основного или операционного капитала и т.д.).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Экономическая безопасность предприятия и его трактовка в научных трудах

Однако каждый автор предоставляет различную характеристику самих показателей, входящих в каждую из групп. К примеру, Савицкая Г.В. дает только краткую характеристику рентабельности продукции, рентабельности от операционной деятельности — расходные показатели; рентабельности продаж (оборота) — доходный показатель; рентабельности операционного капитала и совокупного капитала. Однако отмечается рентабельность активов, является важным показателем при анализе.

В то время, Базилинська О.Я. дает подробную характеристику каждой группы показателей. К затратных показателей автор относит только рентабельность продукции — отношение валовой прибыли к сумме затрат на реализованную продукцию. Показывает сколько получено прибыли с каждого рубля, затраченного на производство. Метод расчета этого показателя похож к методам, которые отмечались ранее другими авторами. Поэтому, делаем вывод, что данный показатель рассчитывается по единой методологии в разных авторов.

100016

Доходные показатели — это валовая рентабельность продукции, операционная и чистая рентабельность реализации

Они характеризуют эффективность коммерческой деятельности и отражают, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля продаж. То есть, в общей форме этой группы в знаменателе всегда будут доходы.
В отличие от Г.В. Савицкой, которая указывает только один показатель — рентабельность продаж (оборота), А.Я. Базилинська выделяет аж 3 показатели.

В целом, показатель рентабельность продаж за Савицкой Г.В. походит к показателям валовой рентабельности реализации и чистой рентабельности реализации. Первый является более обобщенным и рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученного чистого дохода. Он характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и доходность с каждого рубля продаж.

Относительно показателей, которые предлагаются Базилинською О.Я., то они также показывают доходность с рубля продаж, однако в числителе берется более конкретизирована величина. Например, в первом — валовой доход, во втором — чистая прибыль. Соответственно, они дают подробную характеристику влияния структуры капитала и финансирования предприятия, операционной деятельности на его рентабельность и политику ценообразования.

Кроме того, автор выделяет рентабельность субъекта после вычета затрат на управление и сбыт товаров, т.е. расходов, которые не относятся к производству. Это характеризует операционная рентабельность предприятия, рассчитывается деления операционной прибыли на чистый доход.

К третьей группе ресурсных показателей рентабельности относятся рентабельность активов (совокупного капитала) предприятия, рентабельность чистых активов, рентабельность оборотных и не оборотных активов, рентабельность собственного капитала и т.п..

Результаты расчета показателей этой группы характеризуют эффективность использования предприятием ресурсов (активов) и показывают величину прибыли, приходящейся на рубль ресурсов.

100015

В общем, классификация всех ресурсных показателей в упомянутых авторов похожа

Определение рентабельности оборотного капитала тесно переплетается с расчетом рентабельности операционного капитала. Оба показателя показывают способность предприятия получать прибыль от операционной деятельности, доходность капитала, задействованного в основной деятельности (снабжение, производство, сбыт продукции).

Однако существует несколько отличий. Во-первых, Савицкая Г.В. не выделяет рентабельность активов, является весьма важной при финансовом анализе деятельности предприятия. Зато ученый характеризует другой показатель, который является важным для инвестора — показатель рентабельности совокупного капитала. Он исчисляется как отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости инвестированного капитала и характеризует доходность всего совокупного капитала, вложенного в активы предприятия.

Зато, О.Я. Базилинська подробнее описывает именно рентабельность активов. Ученый отмечает также, что в результате использования активов предприятие должно получить чистую прибыль, которая пойдет на уплату дивидендов. То есть при формировании активов учитывается использование каждого рубля как ссудного так и собственного капитала, с учетом налоговой ставки.

Итак, проанализировав классификации показателей рентабельности у разных авторов, делаем вывод, что в общем их объединяют в 3 группы — расходные, доходные и ресурсные. По нашему мнению, среди всех охарактеризованных здесь показателей наиболее важными являются показатель (коэффициент) рентабельности активов, коэффициент рентабельности собственного капитала, показатели рентабельности деятельности и рентабельности продукции. Все другие показатели производными и используются при необходимости определения детального финансового состояния предприятия.

Похожее ...

Добавить комментарий