Становление и динамика развития маркетинга в 20 веке

Становление и динамика развития маркетинга в 20 веке

Становление и динамика развития маркетинга в 20 веке

В статье рассмотрен формирования маркетинга как важного вида человеческой деятельности. Динамика маркетинга представлена ​​в связи с развитием мировых экономических процессов. Начало и развитие маркетинга в научных источниках представлено различными интерпретациями. Это необходимо требует выяснения действительных реалий динамики маркетинга.

Целью статьи является проведение анализа экономических факторов, которые повлияли на формирование и эволюцию задач маркетинга

Первые попытки применения маркетинга появились еще в Древнем Египте и в странах Междуречье в начале внедрения товарно — денежных отношений.

Японские источники свидетельствуют об учреждении в 1650 году в Токио универмага фирмы «Мицуи». Руководство фирмы здесь впервые вводит рекламу, гарантийный срок, сбор и анализ информации относительно спроса товаров.

Выдающимся американским промышленником и изобретателем Сайрусом Холл Маккорником (1809 — 1884) были впервые разработаны методы производства и сбыта товаров на рынке.

Начало становления маркетинга как разновидности экономического исследования следует отнести к 1901 году — в США выходит из печати Отчет Промышленной комиссии по продажам сельскохозяйственной продукции (Government Printing Office (1901) Report of the Industrial Commission of the Distribution of Farm Products, Washington). Этот год можно рассматривать также как начало первого этапа эволюции маркетинга — производственного этапа (production concept).

ruzoo.ru_00124

Главная черта производственного этапа заключается в стремлении производителей постоянно увеличивать объемы производства и уменьшать себестоимость товаров

Учитывая, что уменьшение цены прямо — пропорционально увеличению объема производства, специалисты по маркетингу в то время утверждали, что только объем производства является единственным фактором удовлетворения рынка. Для пропаганды этого тезиса в 1902 году были введены первые курсы по маркетингу Эдвард Джонсом в Мичиганском университете, Саймоном Литман в университете Беркли в Калифорнии, Джорджем Фиском в университете Иллинойс.

В. Д. Скотт в 1903 году издает первую работу по маркетингу «Психология рекламы в теории и практике».

В 1908 году, следуя производственный подход, создается первая коммерческая маркетинговая организация и формируются первые отделы маркетинга на предприятиях Северной Америки.

Наиболее последовательным сторонником production concept был известен американский производитель автомобилей Генри Форд, начав в 1909 году выпуск первого массового автомобиля.

Определение известных на сегодняшний день функций маркетинга: аналитической (изучение рынка, товара, потребителя, структуры фирмы, внутренней среды предприятия), производственной (организации производства новых товаров, материально — технического обеспечения, разработки новых технологий, управления качеством), сбыта (организации товарного движения, сервиса, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой политики), управления и контроля (организации стратегического и оперативного планирования, коммуникации на предприятии, информационного обеспечения управления маркетингом) в то время было невозможным.

Читайте статью  Создание ценности для потребителей в сфере зооуслуг

В 1911 году Фредерик У.Тейлор и Фрэнк Банкер Гилбрет, а в 1916 году Арч Вилкинсон Шоу сводят функции маркетинга лишь к производственной.

ruzoo.ru_00126

Ориентация на производство царила на фирмах США и Западной Европы десятилетия

Двадцати годы прошлого века открыли новый этап маркетинга product concept . Элементы маркетинговой стратегии разрабатывает П.Т. Черингтон, М.Т. Копленд определяет основные проблемы маркетинга этого этапа, а П.Д. Конверс — методы и политику маркетинговых операций.

В 1923 году в США выходит монография Ф.Е.Кларка «Принципы маркетинга».

Из современных пяти главных принципов маркетинга: производства и продажи товаров в соответствии с потребностью потребителей, полного удовлетворения потребностей потребителей на основе соответствия товара современном техническом и художественном уровню, присутствия на рынке во время возможной максимальной реализации товара, постоянного обновления продукции, обеспечения единства стратегии и тактики с целью быстрого реагирования на изменения спроса, в монографии были только изложены принципы производства и продажи товаров с позиций product rancept.

Н.Н. Мейнард в 1932 году развивает идеи Ф.Э. Кларка с product concept в работе, вводя понятие удовлетворения потребностей потребителей.

В 1934 году начинается издательство первого научного журнала по маркетингу — American Marketing Journal. В 1935 году начинает выходить ограниченным тиражом — National Marketing Review, а в 1936 году — Journal of Marketing.

Первый системное изложение маркетинга по управлению предприятием на основе товарной концепции был сделан в 1940 году в работе «Marketing» Р.С.Александером, Р.М. Сефейсом, Р.Ф. Элдером и В. Алдерсон.

Авторы утверждали, что удовлетворение потребителей, а соответственно и увеличение обcягу сбыта можно достичь лишь за счет улучшения качества товара. Финансирование должно было бы быть направлено на совершенствование технологий, обеспечивая выпуск новой, более качественной продукции, несмотря на потери предприятия на рынке вследствие ее низкой цены.

Читайте статью  Реклама: влияние на потребителя

ruzoo.ru_00127

С конца сороковых годов начинается новый этап эволюции маркетинга selling concept (этап продажа)

На этом этапе компании США и Европы пытались любых условий преодолевать сопротивление потребителей, убеждать их осуществлять покупку товара.

Этап selling rancept был прерван Второй мировой войной и закончился в 50 годах.

В 1948 году Р.Кокс и В.Алдерсон возвращаются к формированию теоретических основ маркетинга, а в 1950 году выпускают одну из основополагающих работ по маркетингу «Теория маркетинга».

В.Алдерсон в 1957 году формирует функциональный подход к маркетинговым процессам.

В 1960 году американский ученый Р.Дж. Кейт провозглашает существенно новый этап — marketing concept этап полной ориентации на потребителя. Он подчеркивает — производить возможно только то, что пользуется спросом на рынке.

Нейл Борден в 1965 году впервые выделяет совокупность видов деятельности, которую маркетинг должен применять для воздействия на решение потребителя о покупке того или иного товара.

В 1967 году Перри Блисс, а в 1968 году Дж.Ф.Енджел, Д.Т.Коллат и Р.Д.Блекуелл выдают первые работы посвящены поведении потребителя.

Дж. А.Говард и Дж.Н.Шет в 1969 году в работе продолжают формирование теоретических основ психологии покупателя.

ruzoo.ru_00128

Наиболее признанный теоретик современного маркетинга Филипп Котлер публикует первую свою работу в 1975 году, положив начало социальный маркетинг

В 1976 году при торгово — промышленной палате СССР создается секция по вопросам маркетинга.

В Цюрихском университете в 1977 году открывается первая в Европе кафедра маркетинга.

В ведущих экономических вузах СССР (Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова, Московский государственный институт экономики, статистики и информатики, Российский торгово — экономический институт, Московский гуманитарно — экономический институт) в 1980 году вводится учебный курс маркетинга.

В 1990 году Стен Рапп и Том Коллинз в работе вводят и обосновывают понятие «Маркетинг прямых заказов», «Маркетинг отношений «.

Глубокие основы маркетинговой товарной политики рассмотрены Кардашем В.Я. в 1997 году в работе.

Анализ становления и динамики развития маркетинга позволяет исследовать эволюцию маркетинга от производственного к маркетинговому этапа, определяет тенденцию его дальнейшего совершенствования, в плоскости полной ориентации на потребителя, внедрение новейших методов формирования маркетинговой стратегии, с использованием эффективного математического аппарата и его современного программного обеспечен.

Похожее ...

Добавить комментарий