Статистическая оценка поведения потребителей

Статистическая оценка поведения потребителей

Статистическая оценка поведения потребителей

Функционирования рынка товаров и услуг влияет на все отрасли экономики, всех производителей и потребителей, в том числе и зообизнес. От насыщения рынка зоотоварами и зооуслугами, их реализации зависят возможности развития производства. Из-за ускорения процесса вращения рыночная сфера влияет на продолжительность всего цикла воспроизводства продукта, рост общественной производительности труда, и таким образом, на конечные экономические результаты, на уровень и качество жизни всего населения.

Жесткая конкуренция между производителями на потребительском зоорынке, необходимость повышения эффективности маркетинга заставило руководителей производственных и торговых предприятий значительное внимание уделять концепции ориентирования на потребителя, поиска своего покупателя, которого привлекут предлагаемые ими зоотовары. В связи с этим маркетинговые исследования сегментации зоорынка, структуры и поведения потребителей приобрели определенную актуальность. Выбор критериев, признаков и показателей оценки действия потребителей на зоорынке товаров и услуг является наиболее дискуссионным вопросам методологии, что связано со спецификой деятельности сферы обращения.

Важную роль в обеспечении информационно — аналитических потребностей маркетинга играет статистика

Общей целью статистики в маркетинговом исследовании являются:

1) организация статистического наблюдения;
2) сведения и обработка информации;
3) разработка и моделирование показателей динамики рыночных явлений и процессов;
4) выявление многочисленных и сложных рыночных взаимосвязей.

Одним из конкретных задач статистики является изучение структуры и поведения потребителей, реакции потребителей на новый или модифицированный зоотовар.

0051089

На потребительском зоорынке покупателем является потребитель как индивидуальный, так и массовый. Продавец может рассматривать совокупность потребителей как единую однородную величину, где действуют общие тенденции и закономерности покупательского спроса, где все единицы совокупности одинаково реагируют на условия покупки и принимают предоставлен на зоорынок товар. На этом базируется стратегия массового маркетинга. Однако современный потребительский зоорынок большинства товаров отличается неоднородностью. Совокупность индивидуальных потребителей дифференцирована по полу, возрасту, потребительскими мнениями, покупательной способностью. Концепция ориентирования на потребителя заставляет продавца искать своего покупателя, которого привлекут предлагаемые им товары. Большинство производителей и торговых посредников ориентируются на определенные группы потребителей (сегменты зоорынка), то есть следуют сегментационного стратегии маркетинга.

Сегментация рынка — представляет собой распределение совокупности потребителей на ряд групп, образованных по определенным признакам, которые отличаются друг от друга отношением к предлагаемому товару

С методологической точки зрения, сегментация представляет собой процесс статистического группирования и отвечает всем его требованиям.

Читайте статью  Мотивация поведения покупателя, как маркетинговая технология

Согласно методу статистических группировок необходимо:

1) убедиться в однородности совокупности;
2) четко определить признаки, по которым распределяют совокупность;
3) определить количество и пределы групп.

Если совокупность неоднородна, необходимо принять меры для выделения более однородных частей, то есть использовать метод типологического группирования. Группировка могут осуществляться как по атрибутивным, так и по количественным признакам.

Одной из задач сегментации является определение степени привлекательности сегмента для данного производителя, т.е. перспективы сегмента рынка для сбыта товара, доступность для фирмы, его потенциальная емкость, обоснование эффективности выбора.

0051090

Под информационным насыщением сегмента понимают степень полноты банка данных сегмента, то есть наличие в нем всех необходимых материалов

Таким образом, сегментация, с одной стороны, это функция маркетинга — выбор определенной части зоорынка и организация торговли на нем, с другой стороны — это статистический процесс, представляющий собой группировки потребителей по определенным признакам.

Первая степень сегментации — выделение групп (сегментов) по одному или нескольким признакам.

Вторая степень — определение размера сегмента и его емкости.

Третья степень — оценка эффективности сегмента.

Важной характеристикой сегмента показатель средняя интенсивность потребления (спроса), то есть емкость сегмента, деленная на его размер.

Прежде всего необходимо определить размер сегмента, количество потребителей и объем товаров, который может быть поглощен сегментом. Необходимо также дать оценку привлекательности сегмента с позиции характеристики уровня конкуренции и средней нормы прибыли.

Необходимо различать критерии и признаки сегментации рынка

Критерий сегментации — Показатель того, правильно фирма выбрала тот или иной рынок для деятельности.

Признак сегментации — показатель способа отделения одного сегмента на рынке.

0051091

Сегментация потребительского рынка осуществляется по четырем признакам:

— Географической (региональной): выделение территориальных единиц с наиболее благоприятным условиям для сбыта товаров;
— Социально-демографической: распределение совокупности населения за поло — возрастным, социальным и семейным признакам;
— Психографической: выделение групп населения, объединенных психологическими свойствами (например, восприятие рекламы, реакция на маркетинговые действия и т.д.);
— Поведенческой: поиск групп населения, которые обнаруживают общие требования к рынку (например, ориентация на определенный вид товара и т.п.).

Читайте статью  Использование контент - анализа при проведении информационного мониторинга печатной рекламы в зооиндустрии

Чтобы выбрать сегмент соответствии с определенными критериями, необходимо проанализировать ситуацию и дать характеристику каждого сегмента, выявить признаки, которые могут быть положены в основу группировки.

Сегментация рынка должна учитывать некоторые закономерности распределения населения по объему спроса

Уже давно установлено, что относительно небольшая часть населения приобретает большую часть всех товаров данного вида. Иногда соотношение между удельным весом покупателей и удельным весом приобретенных ими товаров составляет 20% и 80%, то есть пятая часть покупателей приобретает 4/5 товаров. Такое явление называют правилом «80-20», или закону Парето. Но закон Парето не следует абсолютизировать: диспропорции между количеством покупателей и объемом их покупок разные для отдельных товаров, разных стран и периодов. Однако в принципе это правило согласуется с явлением дифференциации населения по доходу и ценовой эластичностью спроса.

Для моделирования реакции потребителей на цвет, форму, дизайн, набор полезных качеств товара используют статистические методы. Чаще модели мотивации и поведения потребителей представляют собой группировки потребителей, выполняемых на основании выборочного наблюдения — анкетного или устного опроса населения.

0051092

Много таких моделей разрабатывается по одному признаку и имеют вид ряда распределения

Более глубокий анализ позволяет построить группировки по нескольким признакам. При этом важное значение имеют структурные группировки, которые позволяют обнаружить место, которое занимает та или иная группа потребителей в общей совокупности. Кроме того, используются аналитические группировки, которые проявляют влияние отдельных факторов на поведение или мнение потребителей.
При статистическом изучении структуры потребителей по уровню потребления товаров используют следующие показатели: средний уровень потребления на душу населения, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Выводы. Предлагаемый комплексный статистический подход к маркетинговым исследованиям структуры и поведения потребителей на товарном рынке позволит усовершенствовать методику проведения таких исследований, повысить качество обработки информации, получить более достоверные и обоснованные результаты. Это позволит углубить анализ комплекса взаимосвязанных показателей и более обоснованно определять направления и резервы повышения эффективности функционирования рыночной сферы.

Дальнейшие исследования в этом направлении следует сосредоточить на проблеме разработки и совершенствования методологии определения социально-экономической эффективности рыночных процессов и явлений. Рассмотрены вопросы являются основой для дальнейших более глубоких прикладных разработок.

Похожее ...

Добавить комментарий