Тенденции франчайзинга

Тенденции франчайзинга

Тенденции франчайзинга

Рассмотрены основы франчайзинга с точки зрения мирового опыта, уделено внимание истории возникновения и развития франчайзинга. Приведены сокращенную историческую справку возникновения франчайзинга. Описаны компании, начали развитие франчайзинга. Уделено внимание выгодам, которые могут получить предприниматели, продавая или покупая франшизу. Указано факторы распространения сетей в стране, по поводу чего обоснованно тенденции развития отечественного рынка. Сделаны выводы и рекомендации по совершенствованию работы и решения проблем функционирования франчайзинговых сетей. Обсудим тенденции франчайзинга.

Предприятия, которые функционируют на условиях франчайзинга, приобретают популярность в стране, особенно в так называемых «новых» отраслях. К таким сферам относятся туризм, розничная торговля, общественное питание, бензозаправочные комплексы, производство продукции и даже зообизнес. В них зафиксировано больше запросов покупки франшизы. Франчайзинг является способом ведения бизнеса, возник далеко за пределами страны, но набирает обороты у нас. Познание истории, цели возникновения и факторов развития позволит более понять саму природу данного процесса.

Франчайзинг — система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которые основаны на тесном и длительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами — франчайзером и франчайзи. При этом франчайзер передает франчайзи право и налагает обязательства вести бизнес в соответствии с концепцией франчайзера.

110

Мировой опыт распространения франчайзинга чаще представлен сферой услуг:

— рестораны,
— гостиницы,
— зоомагазины,
— туристические бюро,
— сервисные центры,
— автозаправки,
— рекламные агентства.

Успех франчайзинга начался в 70-х годах ХХ века и уверенно растет. Сегодня в США франчайзинговые предприятия составляют более 3% всей экономики, а в сфере услуг «контролируют» 35% рынка.

Оксфордский словарь английского языка утверждает, что franchising — это права и свободы, которые были жалованные епископат королевской короной в 1559 году.
Своей коммерциализацию франчайзинг обязан, во-первых, компании по производству машин для шитья «Zinger», когда владелец компании через незначительный сбыт решил продать право на продажу и обслуживание машин другим предпринимателям. Значительное же развития франчайзинг получил благодаря «General Motors», что для продажи своих автомобилей использовала дилеров. В том же веке начали формироваться такие известные сети, как «Coca-Cola» и «Pepsi».

128

После Второй мировой войны компания «Baskin-Robbins» простимулировала возникновения современного вида франчайзинга, когда, несмотря на увеличение спроса на товары, общая прибыль начал уменьшаться по банальной причине невозможности самостоятельно контролировать работу многих сетей кафе. В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, который пришел в Советский Союз, стала американская компания PepsiCo.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Исследование потребителей зоотоваров

Также целесообразно вспомнить о McDonald’s, который был одной из первых компаний, использовала франшизу в бизнес-формате. Этому она должна быть благодарна Рэю шага, который впоследствии был владельцем целой корпорации. Именно он увидел успех ресторана и смог развить его до мирового масштаба, когда однажды побывал в очень популярном первом и единственном на тот момент заведении братьев Макдональд.

Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная ассоциация франчайзинга (1960 год) и Европейская ассоциация франчайзинга (1972 год).

Основой распространение популярности франчайзинга есть обоснованные причины, которые можно относить также к другим отраслям.

Рассмотрим основные из них, проиллюстрируют выгоду и покупателя, и продавца франшизы:

1) покупая бизнес, франчайзи получает почти абсолютную поддержку со стороны франчайзера — наработанные технологии, рекламу, бренд и ряд услуг, которые предоставляются в соответствии с условиями определенной франшизы. Франчайзи получает информацию, что помогает найти местоположение предприятия, сформировать его стиль и обеспечить и проконтролировать функционирование. Благодаря полученным уже основам, получивший франчайзер, покупатель снижает риск провала на начальной стадии своего проекта;

2) франчайзеру такое соглашение дает инвестиции, необходимые для развития, регионы для работы через распространение бренда, а также создает устойчивый рынок с определенными сложностями для конкурентов.

Cropped shot of a group of business colleagues meeting in the boardroom

Cropped shot of a group of business colleagues meeting in the boardroom

Покупая франшизу известной западной корпорации, отечественный бизнесмен получает сразу несколько преимуществ: проверенную временем модель ведения бизнеса, право использовать известную в мире торговую марку, доступ к качественной продукции по умеренным ценам. Поэтому понятным становится, почему для страны характерно приобретение франшиз зарубежных компаний. Особенно развитие франчайзинга наблюдается во время выхода страны из кризиса, дает почти стопроцентную гарантию получения прибыли при собственных инвестиций.

Можно определить положительные и отрицательные факторы, определяющие перспективность рынка франчайзинга в стране:

• нестабильный рост рынка до 15 — 25%;
• выборы и возвращение долгов;
• открытие торгово-развлекательных центров в городах-миллионниках;
• условия кредитования;
• минимальный порог входа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Использование рейтинговых систем для диагностики розничной зооторговли

Некоторые из этих факторов обуславливают возникновение проблем, связанных с необходимостью диверсификации и специализации предложений услуг сфер, функционирующих на основе франчайзинга. То есть для решения указанных проблем необходимо находить возможности инвестирования. Чаще всего инвесторами бывают частные фирмы, благотворительные и общественные организации, иностранные предприниматели и государство (с помощью субсидий). Поэтому целесообразно строить гибкую финансовую политику, но с четкими правилами регулирования экономических взаимоотношений всех заинтересованных предприятий.

134

Франчайзинг по своей сути является одной из форм сотрудничества малого и крупного бизнеса

Безусловно, в таких случаях проблема асимметричности знаний о предмете договора, а именно, франшизы. Понятно, что такая проблема отсутствует в странах с развитыми рынками, где малый и средний бизнес является рычагом испытания новых идей. В стране действия государства в направлении содействия развитию малого и среднего бизнеса еще сводятся к устранению некоторых барьеров и создание благоприятной среды. Однако следует иметь в виду особые льготы для предпринимателей. Поэтому опять возникает проблема отсутствия финансирования, ведь существующие ограничения охватывают только часть субъектов малого и среднего бизнеса. Поэтому целесообразно обращать внимание именно на франчайзинг как способ развития такого бизнеса.

Ссылаясь на вышеупомянутое, следует подчеркнуть, что в перспективе будет расти интеграция компаний. Мировой опыт показывает, что будущее за сетевыми компаниями. Поэтому предприниматели будут стремиться увеличить рыночную долю своего бренда за счет франчайзинга.

Нерешенной частью данного вопроса все еще остается отсутствие проектов изменения законодательства в стране. Целесообразным является обоснование правовой стороны оформления франчайзинговых договоров и сетей в целом на базе разработки обновленной нормативно-правовой базы, которая сможет обеспечить определенность с легального стороны. В результате действия сторон договора будут направлены на развитие собственного дела, а, следовательно, на развитие рынка страны и обеспечит соответствие мировым процессам глобализации.

Поскольку франчайзинг в целом представляет собой значительную по своей емкостью часть национального и мирового рынков и поэтому инвестиционно привлекательный, необходимо разработать целостную систему управления, сможет функционировать на уровнях государства и регионов и будет соответствовать определенным требованиям современного развития экономики.

Похожее ...

Добавить комментарий