Теоретико-методологические основы формирования адаптивной системы контроля в менеджменте

Теоретико-методологические основы формирования адаптивной системы контроля в менеджменте

Теоретико-методологические основы формирования адаптивной системы контроля в менеджменте

Обсудим теоретико-методологические основы формирования адаптивной системы контроля в менеджменте. Управление стратегического устойчивым развитием предприятий требует формирования адаптивной результативной системы менеджмента с синергетическим эффектом функционирования. Реализация такого требования требует развития всех функциональных подсистем организации как социально-экономической системы. Особая роль должна отводиться контроля как функции управления, самостоятельной локальной системы и подсистемы менеджмента. С ускорением осуществлением трансформационных преобразований и с ростом экономики усложняется система управления, усиливает роль контроля как главной отслеживая функции динамического развития организационных формирований.

Однако, в большинстве научных работ освещаются лишь общие теоретические положения контроля

Недостаточно раскрыта системная методология контроля за различными видами управления и жизненными циклами организаций. Не разработаны методологические подходы к формированию адаптивной системы контроля предвзятого направления. Таким образом, существует проблема теоретико-методологического и практического характера, которая требует своего решения.

Целью данной статьи является изучение теоретико-методологических и практических основ формирования адаптивной системы контроля в управлении стратегическим развитием предприятий как важной составляющей обеспечения их конкурентоспособности.

Результативность функционирования предприятий как социально-экономических систем в стратегическом плане возможно осуществить на основе сложившейся эффективной системы менеджмента и ее составляющей — функций управления.

0051068

Последние не являются статическими, а динамично развивающими в контексте трансформационных преобразований

В экономической теории достаточно полно раскрытии классификационные признаки выделения функций, содержательная характеристика. В основном научную среду выделяет две группы функций — общие и специфические. К общим относятся: планирование, организация, регулирование, координация, контроль.

Однако в экономической литературе, как отмечают ученые и это подтверждается нашими исследованиями, существует неоднозначность в выделении групп функций.

Так, А.К. Казанцев выделяет три группы функций менеджмента и сводит их к:

— Общих;
— Социально-психологических и технологических функций менеджмента.

Среди общих им выделяются четыре: формирование целей, планирование, организация и контроль. В этом случае следует отметить, что эта классификация является неполной и в системе не отражает, в полной мере, логику функционального управления. Функциональное управление многовекторное по содержанию и система векторное по целевой направленности.

Важная роль в этой системе отводится контрольной функции. Поскольку контроль, как общая функция менеджмента осуществляет свою целевую направленность через другие общие функции и собственно свою контрольную функцию, то важно как утверждают ученые, четко определить составляющие видов деятельности. Последние определяют особенности организации контрольной функции.

Читайте статью  Экономическое содержание понятия «товарно-производственные запасы»

0051032

Контроль — это процесс, как утверждают некоторые авторы, обеспечивающий достижение целей организации


На основе обобщения точек зрения авторов на раскрытие сущности понятия «контроль» выделены четыре теоретические подходы:

1. Рассмотрение контроля как составляющей общей функции менеджмента.
2. Рассмотрение контроля как процесса управленческой деятельности, направленного на обеспечение достижения целей организации.
3. Рассмотрение контроля как способа соблюдения организацией стандартов.
4. Рассмотрение контроля как процесса в главной управленческой функции «контроль». Такая позиция авторов дает возможность более системно подойти к раскрытию ролевой функции контроля, в расширенном варианте.

Некоторые авторы контроля рассматривают в суженном плане. Так, Л.Д. Забродская при раскрытии этапов в развитии управленческих систем выделяет управление на основе контроля за исполнением.

Мы поддерживаем позицию учёных, основанную на том, что контрольные функции присущие всем управленческим системам. Меняются только, как утверждают авторы, объекты контроля, критерии и показатели, пространственные и временные параметры, ретроспективные и перспективные характеристики.

На основе осмысления теоретических положений менеджмента и определение целевой направленности контроля это понятие уточнено авторами

Под контролем они понимают как «упреждающий функциональную подсистему менеджмента, направленную на обеспечение реализации стратегий развития предприятий путем осуществления отслеживая-контрольных функций по программам, целями, задачами, стандартами, управленческими решениями, технологиями и процессами, менеджментом как системой, факторами внешней и внутренней среды , моделями и поведением организаций на стадиях проектирования и функционирования». При таком раскрыты содержания контрольной функции изменяется ее роль в системе менеджмента, в системе обеспечения конкурентоспособности предприятий.

0051127

Акцент на усиление контрольных функций в процессе разработки концепций и программ, обоснование стратегий развития предприятий в целом и их подсистем меняет ролевую контроля усиления линейно-организационного и функционально-технологического контроля. Авторы научного издания придают большое значение самоконтроля.

Осуществление контрольных функций требует разработки системы критериев и показателей оценки явлений и процессов как объектов контроля. Экологические, социальные и экономические индикаторы должны быть основой в системе оценок при осуществлении контрольных функций.

Контроль в системе менеджмента должен охватывать концепцию и программы, цели, стратегии, управленческие решения, потенциал организации, типы и виды управления инновационного, стратегического, маркетингового, финансового, ситуационного направления.

Читайте статью  Обеспечение конкурентоспособности человеческого капитала предприятия в условиях глобализации

Важным в системе управления формирования результативной системы контроля является обоснование классификационных признаков для выделения видов контроля.

При выделении классификационных признаков обоснование видов контроля следует руководствоваться требованиями системного подхода, положив в основу такие принципы как:

— Принцип от общего к частному;
— Принцип целевой направленности;
— Принцип специфичности видов и типов управления;
— Принцип субъектности контроля;
— Принцип временного горизонта;
— Принцип диапазона контроля;
— Принцип иерархичности;
— Принцип синхронизации.

0051128

Исходя из приведенных принципов, им выделены группы видов контроля за такими классификационными признаками:

1. По степени охвата контрольными функциями этапов и видов деятельности: предварительный, текущий, промежуточный, заключительный.
2. По направлениям целевой направленности: обеспечивающий, информационный, регулирующий.
3. По направлениям специфической управленческой деятельности: стратегический, маркетинговый, антикризисной деятельности, кадровый, инновационной деятельности, экологический.
4. По субъектностью контроля: коллективный, линейно — административный, функционально-иерархический, саморегулирующийся, институциональный.
5. По временному признаку: перспективный, текущий, оперативный.
6. По степени диапазона контроля: централизованный, децентрализованный.
7. По степени иерархичности: вертикально-субъектный, горизонтально-субъектный, обратного действия.

При формировании результативной системы контроля нужно учитывать следующие три уровня управления: стратегический, текущий и оперативный. В условиях рыночной экономики большое внимание должно предоставляться стратегическому развитию предприятий. При этом необходимо учесть, что каждая выбранная стратегия, которая определяет главное направление развития предприятия требует разработки программы проведения изменений почти во всех подсистемах предприятия, адаптируя их к новым условиям.

0051130

Такие изменения необходимо проводить в каждой подсистеме, а именно: биологической, технической, технологической, информационной, организационной, экономической, управленческой и другие. По нашему мнению только при таком подходе можно обеспечить эффект систематических изменений от деятельности предпринимательских структур.

Обеспечение успеха в деятельности предприятий зависит от развития и сбалансированности всех подсистем организации и менеджмента и, в частности, с подсистемой контроля

1. Осуществление контрольных функций требует разработки системы критериев и показателей оценки процессов как объектов контроля.

2. Контроль в системе менеджмента должен охватывать концепцию и программы, цели, стратегии, управленческие решения, потенциал организации, типы и виды управления инновационного, стратегического, маркетингового, финансового, ситуационного направления.

Похожее ...

Добавить комментарий