Требования экологичного маркетинга к упаковке зоотовара

Требования экологичного маркетинга к упаковке зоотовара

Требования экологичного маркетинга к упаковке зоотовара

Рассмотрено влияние ценностей общества и проблем экологии требования к упаковке товара. Сделан вывод о концепции экологической упаковки, рассмотрены этапы ее разработки. Сформулированы дополнительные функции экологической упаковки и принципы управления упаковкой на предприятиях с экологическим маркетингом.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Упаковка товара влияет на имидж торговой марки и производителя, выступает важным инструментом при продвижении продукции. В последнее время все больше внимания уделяется безопасности и экологичности производства, использования и утилизации продукции, а значит, и ее упаковке. Миллиарды различных видов упаковки ежедневно попадают на свалки. Распад материалов, из которых они изготовлены, часто имеет большой срок (полиэтилен — 100 лет, разными виды пластика — 100-200 лет). Их утилизация методами сжигания может привести к концентрации в воздухе вредных веществ. Токсичные вещества из упаковки могут попасть непосредственно к продукту и повлиять на здоровье человека.

Даже если упаковка сделана из натурального материала, ее производство может влиять на окружающую среду (например, вырубка лесов). В то же время, забота производителя об окружающей среде является важным элементом его положительного имиджа в глазах потребителей и общественности, и полностью соответствует концепции экологического маркетинга. Таким образом, актуальным является вопрос планирования упаковки товара с учетом проблем современности.

Целью статьи является исследование современных требований экологического маркетинга к упаковке, что соответствует мировым тенденциям, потребностям потребителей и общества в целом, формулировка ее дополнительных функций и принципов управления упаковкой

Ценности общества в последнее время меняются в направлении социально — ответственного и здорового средства жизни. Становится модным потреблять продукцию, не имеет экодеструктивного влияния и является безопасной для человека. Эти тенденции можно перенести и на упаковку зоотоваров. Экологический маркетинг, учитывающий потребности защиты окружающей среды, становится все более актуальным.

Packaging-02

Экологичная упаковка — средство для упаковки, хранения и удобства использования товара, при производстве которого используются только безопасные для человека и окружающей среды материалы и процессы, стремится к минимуму веса и объема, может быть повторно использован, частично или полностью переработан или безопасно утилизировать.

Упаковка является важным инструментом в позиционировании и продвижении продукции предприятия. При значительной конкуренции различных товарных марок аналогичных зоопродуктов упаковка способна заинтересовать и вызвать положительные эмоции потребителя, убедить его купить товар. Упаковка может способствовать увеличению объемов сбыта продукции, доли рынка предприятия.

Потребитель тратит около десяти секунд на рассмотрение полки с зоотоварами

За это время упаковка должна выполнить важную коммуникативную роль, выделить продукт среди марок — конкурентов и представил покупателю его концепцию. Таким образом, при первом взгляде создается мнение о зоотоваре. Производители упаковки постоянно работают над ней, чтобы она была привлекательной, привлекала внимание потребителя и вызвала желание покупать товар. Инновации в упаковке могут предоставить значительные конкурентные преимущества производителю. Результаты этой работы можно разделить на радикальные инновации (например, производство из новых материалов, не имеющих аналогов), улучшающие инновации (например, усовершенствованный материал, новая в области форма упаковки, что делает использование продукта более удобным), псевдоинновации (не является новацией как таковой для рынка, незначительные новинки, например, новый дизайн, но могут способствовать повышению продаж).

В мире распространено полимерная упаковка, является удобной и относительно недорогой

Но в последнее время все больше информации распространяется о ее недостатках: использование при производстве природных ресурсов, не возобновляются, большой период распада, а значит, много мусора, что угрожает экологии планеты. С другой стороны, цена на полимерную упаковку зависит от цен на нефть. Если, как прогнозируют ученые, ее запасы снижаются, цена будет расти. Таким образом, со временем производителям все равно необходимо будет задумываться над новым материалом для упаковки в результате повышения ее себестоимости и под влиянием контактных аудиторий.

Читайте статью  Современные подходы к трактовке маркетинга-микс

Packaging-03

Направлением устойчивого развития предприятия в рамках экологического маркетинга становится использование экологичной упаковки. Она может быть повторно использована, произведенная из вторичного сырья в условиях ее налаженного сбора и переработки, может включать ингредиенты, способствующие быстрой и безопасной утилизации упаковки. Важно также минимизация упаковки.

В странах ЕС стандарты материалов упаковки созданы и контролируются на государственном уровне

Объем и масса упаковки должны быть минимально необходимыми для сохранения товара, может допускаться минимальное количество вредных веществ, упаковка должна быть пригодной для многократного использования, а после окончания срока службы — для вторичной переработки (переделана в товарный продукт или утилизирована в энергетических целях), использование первичной сырья должно снижаться. Способствует этому действующая система сбора и переработки отходов и ценности населения. В нашей стране же стимулом для экологизации упаковки пока может стать только ее правильное позиционирование, что повышает конкурентоспособность товара.

Восприятие потребителями упаковки переносится на сам продукт. Экологичность упаковки ассоциируется с безопасностью зоотовара и формирует его положительный имидж.

Таким образом, современные тенденции к изменениям ценностей общества и решения экологических проблем современности приводит к следующим требованиям на этапах разработки упаковки:

1. Генерация идей упаковки. Источниками идей выступают производственные и научно — технические работники предприятия, торговый персонал, специалисты по маркетингу, потребители, посредники, информация о деятельности конкурентов, анализ рынка упаковочной промышленности, тенденции влияния научно — технического прогресса на отрасль упаковочной промышленности, ценности общества и конкретных контактных аудиторий, мнение которых имеет высокое влияние на деятельность предприятия.

Packaging-04

Поиск идей целесообразно вести согласно концепции экологической упаковки, направленной на формирование социально — ответственного имиджа предприятия и взаимоувязки его экономических интересов с экологическими потребностями общества.

Таким образом, целесообразно проводить исследования по следующим направлениям:

— Можно многократно использовать упаковку;

— Можно ли при производстве упаковки использовать вторичные материалы;

— Можно исключить из производства упаковки процессы и продукты, деструктивно влияют на человека или окружающую среду;

— Можно сделать упаковку безопасной (экологической) для человека и окружающей среды, учитывая то, что она должна быть привлекательной для потребителя;

— Можно ли уменьшить вес упаковки и сохранить при этом необходимую прочность и выполнения функции защиты товара и окружающей среды;

— Можно перерабатывать упаковку , можно обеспечить ее сбор для переработки;

— Можно сделать процесс утилизации упаковки безопасным для окружающей среды.

2. Оценка и отбор идей. Анализируется возможность реализации идеи, гармоничное сочетание упаковки и самого продукта, потенциальный спрос на рынке и возможности продажи.

3. Разработка замысла новой упаковки. Определение материала, дизайна, ценовой политики, выгод для потребителя, в том числе и экологических.

Packaging-05

Биоупаковка включает натуральные ингредиенты или добавки, которые делают быстрый распад полиэтилена

Таким образом сохраняются все удобства упаковки, к которой привыкли потребители, и в то же время, они участвуют в охране экологии планеты. Биоупаковка стоит дороже обычной пластиковой, ее можно использовать для среднего ценового сегмента. Но она становится со временем более доступной. Стеклянная упаковка ассоциируется с качественными и дорогими товарами, ее часто используют для премиум — сегмента. Безопасная упаковка из бумаги, картона является популярной, удобной, имеет хорошее соотношение цена — качество, и используется для различных ценовых сегментов в зависимости от качества (плотность, обработка , количество слоев и др.). Бумага и картон воспринимаются потребителями как наиболее безопасные. Гофрокартон производится из вторичного сырья, имеет низкую себестоимость, удобный благодаря легкости и прочности.

С одной стороны, товар в более дешевой упаковке потребители могут воспринять как менее качественный, с другой стороны, если упаковка при этом является оригинальной, экологической, выделяется среди аналогов — это уже элемент конкурентного преимущества и особый фирменный стиль.

Экоупаковку целесообразно подкреплять соответствующим дизайном: цвет, рисунок, форма, ассоциируется с природой, чистотой, экологией, здоровьем

Эстетические свойства и материал упаковки должна сочетаться между собой и с самим продуктом. Упаковка должна быть достаточно прочной, повреждена упаковка переносит этот образ на сам продукт и снижает имидж товарной марки. Стремление к минимизации материалов, используемых при упаковке товаров, способствует уменьшению затрат на производство и транспортировку. Но, направленность на защиту окружающей среды не должно отражаться на важной для потребителя удобства использования упаковки (эргономичность, легкость открывания -закрывания, хранения, транспортировки, утилизации) и на выполнении им защитной функции. Большое внимание следует уделять информации на упаковке, которая становится более весомой при широком выборе товара. При покупке потребители становятся более внимательными по составу, соблюдения определенных стандартов, безопасности продукта.

Читайте статью  Проблемы цифрового маркетинга

Packaging-06

4. Разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции в новой упаковке на рынок. При продвижении товара в экологической упаковке следует акцентировать внимание и том, какую выгоду это дает покупателю: безопасность для здоровья, экологии планеты, соответствие моде и современным тенденциям стиля жизни в мире, повышение самоуважения и уважения общества.

5. Экономический анализ. Исследуются расходы на производство упаковки, емкость рынка, ценообразования, прогнозируемые доходы. Анализируются риски и возможности их предотвращения или снижения.

6. Реализация маркетинговой стратегии.

Учет экологических потребностей общества приводит к расширению традиционных функций упаковки — продвижение товара, сохранность товара от повреждения и порчи, окружающей среды от загрязнения товаром, обеспечения удобства использования товара, информационной функции, создание оптимальных единиц товара для продажи и для транспортировки, складирования, погрузки и выгрузки.

В экологическом маркетинге к обычным функциям упаковки целесообразно добавить следующие:

— Социальная, что выражается в формировании экологической культуры потребления;

— Пропагандистская, т.е. влияние на общественное мнение с целью формирования эколого — ориентированного сознания;

— Регуляционные, что выражается в расширении выгод потребителей за счет экологических благ и уменьшение производства и реализации опасной продукции.

Packaging-07

Система эколого — ориентированного управления упаковкой требует учета следующих принципов:

1. Ориентация на сочетание потребностей рынка и общественных ценностей. Удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей не должно противоречить общественным.

2. Приоритетность экологического производства упаковки над обычным. Поддержка инновационно -экологического климата на предприятии.

3. Интеграция управления упаковкой в систему экологического маркетинга. Комплексное взаимосвязано решение экологических вопросов на предприятии, системный подход к управлению.

4. Формирование ответственного потребления за счет предоставления экологических благ. Формирование спроса на безопасную продукцию, выполнение дополнительных функций экологической упаковки — социальной, пропагандистской, регуляционный.

5. Общественная польза. Соблюдение принципов социально — этического маркетинга.

6. Интеграция науки и практики. Целесообразно привлекать к разработке упаковки не только коммерческие, но и научные организации, усиливая связь между научной и производственной сферами, способствуя созданию новых конкурентоспособных материалов для упаковки.

7. Своевременность. Предупреждение экологических проблем, предвидения изменений ценностей потребителей.

8. Гармоничность. Соответствие упаковки продуктам предприятия.

9. Последовательность. Поддержка экологической ответственности предприятия.

10. Эффективность. Соблюдение экономических целей предприятия. Управление упаковкой направлено на увеличение объема продаж, получения прибыли.

Packaging-08

Тенденцией последних лет в развитых странах является увеличение спроса и выпуска экологически чистой продукции, это направление распространяется и на упаковку как на неотъемлемый элемент товара и важный маркетинговый инструмент

Постепенное формирование следующей тенденции в нашей стране, распространение контактными аудиториями информации об ужесточении экологических проблем и их последствий для общества, зависимость производителей полимерной упаковочной индустрии от нестабильных цен на нефть, приводит к необходимости внедрения систем экологического маркетинга на предприятиях, и в частности — изменений отношения производителей и продавцов к упаковке продукции. Это требует учета целесообразности поддержания концепции экологичной упаковки с дополнительными функциями: социальной, пропагандистской и регуляционных.

Использование предложенных принципов управления упаковкой нацелено на долгосрочную стратегию формирования имиджа предприятия и повышения конкурентоспособности продукции за счет усиления экологических выгод для покупателя.

Похожее ...

Добавить комментарий