Формирование способности к профессиональной коммуникации фармацевтов

Формирование способности к профессиональной коммуникации фармацевтов

Формирование способности к профессиональной коммуникации фармацевтов

Основой человеческих взаимоотношений является общение. С этим утверждением трудно не согласиться, ведь в течение нашей жизни мы постоянно вступаем в отношения с разными людьми, обмениваемся мнениями, чувствами, волеизъявления, информируя таким образом друг друга. Речь человека — это своеобразная визитная карточка, это свидетельство уровня образованности человека, его культуры, а вместе с тем, через совокупную речевую практику говорящих — это и показатель культуры общества. «За умение общаться я готов платить больше, чем за любой другой товар», — говорил Рокфеллер.

Язык является основой профессиональных отношений. От богатства словарного запаса, уровня культуры речи и техники речи в значительной степени зависит профессиональная компетентность, имидж, успех личности. Языковые знания рассматриваются как один из основных компонентов профессиональной подготовки, ведь ключевые компетенции, которые определены в образовательно-квалификационной характеристике, предусматриваются среди инструментальных способность к письменной и устной коммуникации на родном языке.

Успех деятельности работника фармацевтической отрасли зависит прежде всего от его способности организовывать свою работу на основе профессионально взвешенного, научно обоснованного общения с субъектами сферы взаимодействия, знание основ делового общения позволяют ориентироваться в коммуникативных ситуациях, прогнозировать свое поведение.

Такие фармацевтические услуги по роду деятельности как:

— управление;
— фармацевтическая помощь;
— информация, образование, общение;
— регламентирования и этика;
— маркетинг

Непосредственно требуют от фармацевтических работников умений общения и навыков эффективной коммуникации, другие:

— обеспечение качества;
— научные исследования в области здравоохранения;
— фармацевтическое производство;
— учебная подготовка осуществляются в пределах основ делового общения.

Итак, целью статьи является определение и характеристика отдельных групп коммуникативных способностей, формирование которых должно стать составной приобретенной профессиональной компетентности будущего фармацевта.

Среди коммуникативных способностей работников фармацевтической отрасли можно выделить несколько групп:

— Знание языка и речевые умения, знания профессиональной терминологии;
— Техника общения и контакта;
— Умение использовать личностных коммуникативные свойства в общении.

Знание языка и речевые умения предполагают овладение речевыми нормами современного литературного языка, терминологии специальности и адекватное применение в процессе речевой деятельности.

Под «техникой» общения понимаем совокупность стандартов культурного поведения, этических и эстетических норм в использовании вербальных и невербальных средств коммуникативного взаимодействия. В технике делового общения важным является умение спрашивать и слушать, умение поддерживать необходимый визуальный контакт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Аудит клинического испытания

Для эффективного общения является установление доверительного контакта по законам взаимного доверия, когда партнеры прислушиваются друг к другу, делят чувство, сопереживают.

К личностным коммуникативным способностям фармацевта можно отнести:

— устойчивость сформированность мотивов общения с клиентами;
— инициативность общения;
— самостоятельность;
— активность взаимодействия с окружающими людьми;
— личностного проникновения в содержание беседы;
— эмоционально-оценочное реагирования;
— речевое умение (разнообразия в построении речевых высказываний в диалоге и монологе, их соответствие партнерском окружению).

Для установления эмоциональной связи с клиентом необходимо иметь позитивное отношение к людям.

При коммуникации нужно обладать основными ее составляющими:

— Способностью передавать информацию (что составляет около 40% данного процесса);
— Способностью воспринимать информацию (что составляет около 60% указанного процесса).

Осуществляя подготовку фармацевтов в фармацевтическом вузе, преподавателям нужно обеспечивать интегративный характер профессиональной компетентности, которая, в свою очередь, должно рассматриваться как неразрывное сочетание ключевых профессиональных и профессиональных коммуникативных умений и навыков. Важно понимать, что залогом эффективного развития профессиональной коммуникативной компетентности выступает успешный личностных развитие будущих фармацевтов, развивающий и осознанный межличностный опыт, который осуществляется в ходе учебной деятельности.

Учитывая, что на занятиях по языку в основном приобретаются студентами языковые знания и речевые умения, то техника общения и контакта, личностных коммуникативные свойства общения отрабатываются на других занятиях профессиональной подготовки.

Способность к профессиональной коммуникации как составляющей профессиональной компетентности фармацевтов формируется через использование на занятиях таких педагогических технологий, обеспечивающих контактную составляющую:

— устное индивидуальный опрос и все его интерактивные вариации;
— беседы (Сократические, эвристические);
— ролевые, деловые игры (моделирование профессиональной деятельности);
— интерактивные технологии коллективно-группового обучения.

Достаточно эффективны ситуационные методы обучения, в частности анализ конкретных ситуаций (отличается от традиционных методов тем, что приобретение знаний и формирование практических умений и навыков происходит не путем выслушивания теоретических трактовок, а с помощью наведения реальных моделей из сферы будущей деятельности); проблемное обучение, суть которого поисковая деятельность студента, которая начинается с постановки проблемы и ее решения, в проблемном изложении учебного материала.

Основой всех названных технологий является говорение, которое имеет в системно-последовательном аспекте обеспечить навыки профессиональной коммуникации. Обязательным методом обучения на занятиях по профессиональным дисциплинам является профессиональный (практический) тренинг — основной метод формирования умений и навыков, систематическое повторение определенных профессиональных действий по заданному алгоритму с целью достижения автоматизированного выполнения (занимает 70-80% от общего времени практического занятия). Важно, чтобы студент, выполняя профессиональный тренинг, проговаривал по указанию преподавателя все этапы работы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Брошюра исследователя

С целью коррекции профессиональных речевых умений студента преподаватель на занятиях профессионального цикла должен обращать внимание на такие качества процесса говорения:

— Говорить без речевых ошибок;
— Говорить четко, внятно, медленно, но без преувеличений и не подчеркивая отдельных составов, при необходимости повторить название лекарства и порядок его применения;
— Говорить короткими фразами, небольшими смысловыми блоками;
— Сопровождать живой язык мимикой и небольшим количеством выразительных жестов;
— Лучше всего смотреть в лицо собеседнику, чтобы он смог лучше
понять, ориентируясь на мимику лица, движения губ;
— Попросить повторить смысл сказанных слов в особо важных случаях;
— Не повышать голоса, не раздражаться.

Такая потребность «шлифовки» речи студентов обусловлена ​​тем, что 80% студентов высших медицинских, фармацевтических учебных заведений имеют низкий и средний уровни как устной, так и письменной речи, бедный словарный запас, не замечают речевых погрешностей, следовательно, не могут совершенствовать высказывания. Понимание процесса интегративности обучения, в том числе коммуникативных умений как составной должно стать актуальным и обязательным для всех преподавателей в подготовке квалифицированного специалиста-фармацевта. Как отмечал Сухомлинский: «Чтобы правильно говорить и писать, надо стремиться к совершенствованию своих знаний, приобретенных ранее, надо любить украинский язык и свое дело».

Итак, проанализировав отдельные группы коммуникативных умений и навыков, которые должны обеспечивать формирование профессиональных компетенций можно сделать вывод, что:

— Создание методической системы по формированию профессиональной речи будущих фармацевтических работников в высших учебных заведениях является крайне необходимым;
— Процесс формирования профессиональной коммуникации как составляющей профессиональной компетентности должен обеспечиваться путем использования на занятиях таких педагогических технологий;
— Успешность обучению говорения зависит от мотивов учения, от реализации ситуативной обусловленности, от осознания профессиональной коммуникации как составляющей профессиональной компетентности фармацевтов всеми преподавателями вуза, в частности преподавателями профессиональных дисциплин.

Похожее ...

Добавить комментарий